4. Джон Стюарт Милль / 1806-1873 pp. / - Пророк " социальной реформации".

Дж. Ст. Милль / младший / вошел в историю науки как экономист, философ, социолог, историк, литературовед. В 1829 г. издал философское произведение под названием "Система логики". Но прославил свое имя произведением "Основы политической экономии и некоторые аспекты их применения в социальной философии" / 1848 /.
Дж. Ст. Милля справедливо считают "классиком английской политической экономии". Однако и само название главного его произведения и его содержание свидетельствуют о тесное сочетание экономической теории с социальными, философскими и историческими проблемами.
Произведение Дж. Милля объемом почти в полторы тысячи страниц состоит из пяти книг, которые последовательно носят названия: книга 1 "Производство", книга 2 - "Распределение", книга 3 - "Обмен", книга 4 - "Влияние общественного развития на производство и распределение ", книга 5 -" О влиянии правительства ".
В первых трех книгах Милль дал четкий и систематизированное изложение основных элементов классической политической экономии и заложил традицию методологического подхода к рассмотрению экономических отношений как системы "производство - распределение-обмен". Считая себя преемником Рикардо, Милль существенно обогатил учение новыми идеями эпохи. Поэтому первые три книги "Основ" действительно являются "итогом, завершением и лучшим изложением доктрин классической школы в наиболее точной форме".
Однако четвертая и пятая книги "Основ" Дж. Милля посвященные принципиально новому направлению социально-экономической науки - социальной реформизма. В отличие от других представителей классической школы, он не считал современный ему капитализм идеальным строем и предложил широкую программу "социальной реформации". Он утверждал, что "лучшим состоянием человечества был бы такой, когда никто не беден, никто не пытается стать богаче, и нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперед". Он даже признавал некоторые преимущества коммунистического общества: "если бы пришлось выбирать между коммунизмом со всеми его последствиями и сиюминутным состоянием общества со всеми его страданиями и несправедливостью, когда тяжелая и найвиснажливиша труд не обеспечивает даже необходимых средств, если бы выбор стал между этим и коммунизмом, то все трудности, большие и малые, связанные с коммунизмом, были бы пустяками по сравнению с этим ". * Однако Дж. Милль никогда не призывал к свержению капитализма и перехода к коммунизму, построение которого он считал маловероятным. Он был увлечен идеей совершенствования современного ему капитализма. Намного опережая свое время, Милль призвал к "социального партнерства", предоставлении рабочим доли в прибылях, коллективного участия в управлении и коллективном владении капиталом. Поистине гениальным пророчеством Милля была не критика капитализма, а то, что он увидел возможность его самосовершенствования, постепенного, эволюционного перерастания в систему, которую экономисты со временем назовут "социально ориентированной экономикой". Это прозрение делает его одним из основателей "реформистской концепции" социального развития. Портрет этого выдающегося экономиста, философа и общественного деятеля был бы неполным без рассмотрения некоторых идей этого незаурядного вченого.
Методология Милля.
Для нашего рассмотрения исключительное значение имеют обще-методологические рассуждения Дж. Ст. Милля. Он считал, что без законов и принципов ни сумма знаний не может претендовать на роль науки. Если в производстве действуют "естественные законы", которые неотвратимы, то в распределении действуют законы, которые в значительной степени зависят от человеческих решений, а потому они могут быть изменены самими же людьми. Именно это признание и позволило Миллю со временем развить мысль, что через сферу распределения можно реформировать капитализм и, тем самым, начать "реформистский направление» в политической економии.
Важным вкладом в методологию исследований следует считать подход к социально-экономических процессов с точки зрения "статики" и "динамики". Позаимствовав саму идею у французского философа О. Конта, Милль сумел приспособить ее к анализу социально-экономических явлений и процессов, указав, что отныне задачей науки является познание законов не только как "общества стационарного и неизменного" , но и "динамического".
Проблема роли государства. Книга 5-я "Основ" Милля называется "О влиянии правительства", а простой перечень названий разделов ("Об общих функции правительства", "Общие принципы налогообложения", "О прямых налоги "," О налогах на товары "," Сравнение прямых налогов с косвенными "," О государственном долге "," Относительно экономических последствий выполнения правительством своих обычных функций "," О государственном влияние, основанный на ложных теориях "и" Основы и пределы системы "или" принципы невмешательства ") сразу демонстрирует вклад ученого в эту проблему.
Основным экономическим рычагом влияния государства на социально-экономические процессы Милль считает налоги. Используя его, государство должно проводить политику, которая бы не вредила предпринимательству, способствовало бы прогрессу новых отраслей, обеспечивала конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках. Но Милль решительно отрицает необходимость любого государственного вмешательства, если это не доказано в каждом отдельном случае. Более того! Основываясь на провозглашении "системы" действия законов, он ставит закон личного интереса выше над все. Все рациональное из-за столкновения индивидуальных интересов прокладывает себе путь. Разность интересов настоящая свобода, которая становится гарантом других свобод-конкуренции, свободного труда, получение прибыли тощо.
Будучи убежденным сторонником невмешательства государства в экономические процессы (принцип "Laisser Fair") , Милль понимал, что существуют сферы деятельности, где рыночный механизм "бессилен" (в Милля выражение - "рыночное бессилия", позже в экономической литературе "рыночный провал"). Государство нужна для того, чтобы без разрушения "системы частной собственности" обеспечить ее улучшения и предоставить "полное право каждому члену общества пользоваться ее выгодами".
"Социальные реформы", которым Милль уделил столько внимания в своих произведениях, должны проводиться при активном участии государства. же время он пишет о нежелательности больших государственных расходов, выступает против накопления государственного долга, аргументирует, в чем причина неэффективного выполнения государством присущих ей функций.
Проблема социального развития. Этой проблеме посвящено много места во всех произведениях Дж. Милля, но наиболее концентрированно она изложена в книге четвёртой "Основ", которая называется " Влияние общественного развития на производство и распределение ". *
Проблема эта формулируется Миллем как проблема более справедливого и совершенного социально-экономического устройства. Его называют одним из первых экономистов, кто открыто поставил" идею социализма "и" социалистического строя общества ". Но за всей доброжелательности автора "Основ" к угнетенным капиталом рабочих и улучшение их положения на "социалистических принципах" Милль принципиально разграничивается с "социалистами" в вопросе о том, что "социальная несправедливость" якобы связана с частной собственностью как таковой. Задача, на его мнению, состоит лишь в преодолении наиболее отрицательных черт индивидуализма и стремлении "объединить максимум индивидуальной свободы в действии с общим владением природными богатствами земного шара и равным участием всех в продуктах труда". Он заявил, что "главной целью стремлений при нынешнем состоянии человеческого развития является не уничтожение системы частной собственности, а ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в предоставляемых ею выгодах ".
Милль был глубоко убежден, что система частной собственности можно существенно улучшить," социализирующую ренту "за счет высокого земельного налога, а в промышленности можно в определенной степени "социализировать прибыль", предоставив рабочим право участия в капитале предприятия. Идеальной Милль считает мелкую крестьянскую собственность на землю, которая нейтрализует "несправедливость", порожденную рентой, предохраняет мелкого производителя от разорения и перехода его в состояние наемного работника. Последний, есть режим наемного труда, Милль вообще считает "неестественным состоянием" - таким, что убивает интерес человека к труду. Отсюда его предложения заменить отношения наемного труда отношениями "рабочей ассоциации". Она, по его мнению, основывается на принципах "равенства партнеров", совместного владение и участием в капитале, выборности управленческого персоналу.
"Неравенство" в обществе может быть уменьшена также благодаря прогрессивной шкале налогообложения доходов и высоких налогов на наследство, которое он вообще предлагал законодательно ограничить. Такой же у него подход к земле, которая не является результатом труда, следовательно доход из нее в виде ренты надо отдать обществу. Отсюда заимствована им у отца "концепция национализации земли".
Как видим, фигура этого выдающегося экономиста, философа, социолога и "социалиста" совсем неоднозначна. Отнесен с полным на то правом, в крупнейших и наиболее последовательных, ортодоксальных представителей "классической школы политической экономии", Милль начинает "разрушение" фундаментальных основ этой "школы", а в чисто социальном плане выступает пророком принципиально новых социально-экономических видносин.
С позиций сегодняшнего, можно только удивляться той "осторожности", с которой Джон Ст. Милль относился к "ортодоксального социализма (коммунизма)", идеи которого не были подтверждены историческим опытом и практикой, и "чувству" какого-то нового социально-экономического устройства, которое выросло из недр критикуемого им капитализма и получило название "социально ориентированного, государственно регулируемого рыночного хозяйства". Теоретические предсказания этого выдающегося ученого подтвердились практикой наших дней.
3. Жан Батист Сей / И767 - И83И pp. / - Теоретик РАЗДЕЛ III. РОЛЬ социалистического (коммунистического) УЧЕНИЕ В ИСТОРИИ " СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ"