2. Социально- экономические рецепты Кейнса для правительств.

Было отмечено, что Кейнс был одним из первых экономистов, чья теория так наглядно и ощутимо сказалась на практике. Отрицая наличие в капиталистической экономики способности к "саморегулирование", Кейнс активно выступил за регулирование экономики государством. Это нашло отражение в первых его работах (проекты регулирования денежного обращения, переход к системам бумажных денег и т.д.), но со временем он приходит к теории "государственного регулирования" всей капиталы-стичной (частной по своей сути) экономики. Качественно новая социально-экономическая теория, которую он создал, по мнению самого Кейнса, указывает "на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе ... Государство должно будет осуществить свой руководящий влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами ".1
Исходя из приведенного, Кейнс предоставляет правительствам капиталистических стран целый ряд чисто практических рекомендаций, которые, на его взгляд, должны преодолеть основную недостаток - состояние неполной занятости. Все его социально-экономическое учение подчинено поискам такого состояния через "эффективный спрос" (поэтому всю теорию часто называют теорией "эффективного спроса"). Выше были указаны два главных элемента такого спроса - расходы населения на предметы потребления и расходы предпринимателей на инвестиционные товары. Третьим важным элементом, возможно важнейшим, Кейнс считал "государственные расходы" и их стимулирования различными методами, в частности через "мультипликационный эффект".
Главной бедой тогдашней экономики ученый считал недостаточность "эффективного спроса", что определялось сокращением склонности к потреблению, снижением предельной эффективности капиталовложений и чрезмерной тягой к "ликвидности". Для вывода экономики из депрессивного или кризисного состояния Кейнс предлагает не только решительное вмешательство государства в социально-экономические процессы, но даже искусственно применяемые государственные расходы (строительство дорог, освоение новых территорий, возведение предприятий, которые дадут новые рабочие места): "Я рассчитываю на то , что государство, способное взвесить "предельную эффективность капитальных благ" с точки зрения длительных перспектив и на основе общей социальной выгоды, брать на себя все большую ответственность за организацию инвестиций ".1
Именно широкое участие государства в инвестировании, организация разного рода общественных работ (даже если они не очень рациональны с экономической точки зрения), сознательное воздействие на покупательную способность малообеспеченных слоев населения (увеличение минимального прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий, льготное налогообложение) - все это способствует "эффективному спроса" и через "эффект мультипликации" стимулирует рост национального доходу.
Мультипликатор (от лат. Muliplicator) означает множинник. Этот показатель отражает постоянную зависимость между приростом инвестиций и приростом дохода. Мультипликатор показывает, как изменяется национальный доход с увеличением инвестиций на единицу. Кейнс подсчитал, что для тогдашней экономики Англии и США "мультипликатор инвестиций" равен 2,5. Деяния разовых помещенной инвестиций продолжается до момента исчерпания технологического или технического совершенствования, связанного с этими инвестициями.
Мультипликатор показывает, с каким коэффициентом (К) увеличивается доход с приростом инвестиций:
DL = К х В Y,
где DL - прирост инвестиций, DY - прирост дохода, К - мультипликатор.
Превышение прироста дохода над приростом инвестиций (иногда кратное) связано с тем, что первоначальные инвестиции порождают своего рода "цепную реакцию". Инвестиции и соответственно дополнительная занятость, порождают доход. Доход - это спрос, в том числе и на инвестиции. Эти вторичные (производные от первых) инвестиции порождают новые доходы и т.д.. Цепь "инвестиции-доходы" был бы непрерывным, если бы каждый доход полностью превращался в спрос. К большому сожалению, согласно Кейнсу, значительная доля дохода идет на сбережения (которые Кейнс вообще считает потерянными для экономического кругооборота деньгами). Поэтому цепная реакция "инвестиции-доход" постепенно затухает. Длина названного цепи, следовательно и величина дохода и мультипликатора, зависит от той пропорции, в которой доход распределяется на потребляемую и сэкономленную доли. Чем больше потребляемая доля, тем больше мультипликатор.
Категория "мультипликатора" действительно отражает межотраслевые связи, существующие в экономике. Содержании "мультипликатора" в том, что инвестиции в новое производство, или расширения действующего, означает не только дополнительный спрос на средства производства и предметы потребления для работников данного предприятия, но влечет за собой рост деловой активности с доходами в родственных предприятиях. Именно с этим фактом связаны и практические рекомендации Кейнса чиновникам по распространению "государственных расходов" на общественные роботи.
В этом смысле огромный интерес представляет собой Кейнс-анська модель "совокупные расходы - национальный доход". В социально-экономическую науку названа модель вошла под названием "кейнсианского креста".
"Кейнсианский крест"
Кейнс исходит из того, что реальные совокупные расходы (вертикаль на графике), в стране состоят из 4 элементов, где С-потребление, I - инвестиции, G - государственные расходы, Хо - чистый экспорт. Различные уровни "ривновагових состояний" в экономике обозначены прямой EQF ". Причем "равновесие" низкого уровня будет иметь место, когда задействован лишь элемент "С" - личное потребление населения (элемент наиболее устойчивое, поскольку "кушать хочется всегда"). При задействования такого важного фактора как инвестиции "И", совокупные расходы в экономике (С I), следовательно и доходы будут расти "Е". Еще более высокого уровня "равновесия" страна достигнет при росте "государственных расходов (CIG)," равновесие "передвинется из точки Е в Е1, а производство национального дохода также возрастает (до точки N1). Еще более высокого уровня (точка Е2) национальная экономика достигает при задействования фактора "чистого экспорта" и доходов от него (С И G Х0 соответственно). Наконец, активная политика государственного вмешательства в экономику и использование всех рычагов влияния приближает экономику страны к состоянию полной занятости (FF).
Для реализации рекомендаций Кейнса в середине 30-х годов в Англии был создан Национальный Совет экономического развития. На нее возлагалась задача разработки государственных экономических и социальных программ, а также определение, какие именно отрасли прежде требуют государственного регулирования, каким должно быть соотношение частных и государственных инвестиций. Все эти программы должны быть подчинены достижению главной цели - обеспечению полной занятости ресурсов, в частности рабочей силы и повышению жизненного уровня населения. Накануне войны в 1944 г. в Англии был издан "Белую книгу о политике о занятости". Вслед за этим, правительства многих стран взяли на вооружение кейнсианские рецепты и заявили об ответственности государства за достижение полной занятости на длительный период.
Такое признание действенности социально-экономической науки не только означало триумф выдающегося ученого, но и обозначило настоящую революцию в социально-экономической политике. Отныне началось довольно активное и целенаправленное вмешательство государства в социально-экономические процессы и сознательное влияние на присущий капитализму циклическое развитие. Эффективность государственного регулирования социальных и экономических процессов, на взгляд Кейнса, зависит от достижения полной занятости, снижения и фиксирования нормы процента и нахождение средств под государственные инвестиции.
Рецепты Кейнса по выходу из кризиса радикально отличались от аналогичных рекомендаций его предшественников. "Неоклассики" считали, что кризисная ситуация требует применения двух основных мероприятий - снижение заработной платы для увеличения занятости и повышения процента чтобы стимулировать сбережения (которые по представлениям "неоклассиков" обязательно направляются на инвестиции). По мнению Дж.М.Кейнса, и первое и второе не только не лишает экономику кризисного состояния, но и препятствует выходу из кризиса: снижение заработной платы не влияет на занятость, а спрос сокращается еще больше, рост сбережений вовсе не тождественно инвестициям, как было показано выше, а потому также сокращает спрос. Следовательно, меры государства должны быть прямо противоположными рекомендациям предшественников - все силы и рычаги государство должно направлять на стимулирование спроса и поощрение инвестиций. Это самый первый и важнейший путь вывода экономики из кризиса. Второй способ регулирования ссудного процента - через денежную массу. Сначала Кейнс основное внимание уделял процента как фактора, влияющего на сбережения, так и на инвестиции. Государство должно, считал он, своей властью фиксировать и даже законодательно снижать процентную ставку.
Со временем Кейнс несколько разочаровался в кредитно-денежных рычагах влияния на экономику и начал отдавать предпочтение бюджетному регулированию через государственные расходы. Исходя из концепции мультипликатора, он считал, что государственные инвестиционные расходы обусловят дальнейшие инвестиции и усилят деловую активность в частном сектори.
Первичные государственные «вливания» в экономику он советовал в "непроизводительные" сферы, поскольку "производительные инвестиции" увеличат предложение и снизят предельную производительность капитала, т.е. прибыли. Поскольку государственные расходы обостряют проблему нехватки денег, Кейнс предлагает бюджетное финансирование путем дефицита, т.е. покрытие разницы доходов-расходов за счет выпуска дополнительных денег. Он считал, что в экономике с неполной занятостью такой выпуск стимулировать не инфляцию, а спрос, что приведет к росту занятости и падение нормы процента.
Вся дальнейшая практика государственного регулирования преимущественно базировалась на теории Д.М.Кейнс. После Кейнса его последователи дополняли и развивали основные положения его теории применительно к новым условиям развития. Обосновывалась не только антикризисная, но и антициклическая политика, теория и практика экономического роста и т.д..
1. Общая характеристика "общей теории " Дж. Кейнса 3. Кейнсианство : новые условия развития теории и практики