7.5. Аудит рентабельности предприятий

В условиях рыночной экономики возрастает значение показателей рентабельности. Предприятия АПК, которые получают прибыль, считаются рентабельными. Отдельные предприятия имеют разные объемы производственных ресурсов и получают неодинаковое прибыль. Поэтому для оценки их экономической эффективности возникает потребность учитывать не только абсолютную сумму прибыли, но и соотношение ее с ресурсами, которые используются в процессе производства. Общую оценку этого дают с помощью показателей рентабельности.
Рентабельность работы предприятия - важнейший качественный экономический показатель. В нем находит отражение степень прибыльности хозяйственной деятельности предприятия.
Во время аудита рентабельности этот показатель в зависимости от конкретной цели, можно определить разными способами: по прибыли к производственным средств в целом, по основным или оборотных средств, по себестоимости продукции, к среднесписочной численности работников и т.п.. При аудите рентабельности любых предприятий используют два взаимосвязанных между собой показатели:
уровень рентабельности затрат;
норму прибыли относительно производственных засобив.
Уровень рентабельности затрат, как соотношение прибыли и полной себестоимости реализованной продукции, отражающее экономическую эффективность той части средств, которая воплощена в затратах на производство и реализацию товарной продукции. Этот показатель рентабельности определяется по всей реализованной продукции хозяйства цилому.
Норма прибыли, как соотношение общей суммы прибыли и среднегодовой стоимости основных и оборотных производственных средств, является наиболее обобщающим заключительным показателем хозяйственной деятельности предприятия. В нем находят свое отражение объем реализованной продукции, уровень рентабельности ее производства, синтезируются все факторы производства и реализации продукции, оборачиваемость хозяйственных средств и внереализационные финансовые результаты. Показатель нормы прибыли определяется только в целом по хозяйству без детализации его по отраслям и видам продукции.
Аудитором также рассчитывается рентабельность продаж, рентабельность основного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность всего капитала, рентабельность перманентного капиталу.
В табл. 7.4 приведена методика расчета показателей рентабельности пидприемства.
Показатель рентабельности продаж характеризуется прибылью от стоимости реализованной продукции по ценам реализации.
Рентабельность основного и собственного капиталов характеризуют эффективность использования соответствующего капитала.
7.4. Аудит деловой активности и эффективности использования активов 7.6. Особенности проведения аудита в компьютерной среде