2.3. Характеристика составляющих (элементов) метода бухгалтерского учета

Основу метода бухгалтерского учета составляют его элементы, т.е. составляющие самого предмета бухгалтерского учета. К ним относятся: документация и инвентаризация, счета и двойная запись, оценка и калькуляция, баланс и звитнисть.
Документация - это совокупность первичных документов, предназначенных для накопления необходимой информации. В документации отображаются все объекты бухгалтерского учета, она обеспечивает ведение текущего учета на каждом предприятии независимо от форм собственности и подчиненности. Слово «документация» является производным от слова «документ», то есть письменное свидетельство, подтверждающее факты осуществления хозяйственной операции.
Учитывая решающую роль документации в обеспечении возможности непрерывного наблюдения за хозяйственными процессами, операциями и ситуациями, Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (статья 9) установил, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факт совершения этих операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - то после ее закинчення.
Контроль за правильным и своевременным отражением всех хозяйственных операций в учете возложен на главного бухгалтера предприятия. Не освобождаются от ответственности за нарушение установленного порядка оформления хозяйственных операций документами и те должностные лица, которые любой степени распоряжаются средствами предприятия (инженеры, техники, бригадиры, мастера, начальники участков, кладовщики, заведующие складов и другие).
Содержание каждой хозяйственной операции фиксируется в соответствующем носителе информации, который в дальнейшем выступает как составная часть общего массива информации в целом по предприятию и вместе с другими подобными документами являются базой для ее экономического группировки и обобщения. Процесс документального оформления хозяйственных операций является достаточно трудоемким. Поэтому до сих пор остается актуальной задача уменьшения трудоемкости составления документов с одновременным обеспечением надлежащего контроля за правильным отражением хозяйственных операций в учете. Особенно это касается внутренних документов относительно движения товарно-материальных ценностей и других документов, фиксирующих кассовые операции.
Ответственность за сохранность обработанных документов в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет руководитель предприятия. На предприятиях должны также принять необходимые меры для предотвращения неразрешенным и безосновательным исправлением записей в первичных документах.
Первичные документы и регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению правоохранительных и других органов по закону. На месте изъятых документов оставляют их копии. Обязательным является составление реестра изъятых документив.
За несвоевременное составление первичных документов и недостоверность отраженных в них фактов отвечают те лица, составившие и подписавшие эти документи.
Инвентаризация проводится на всех участках производственной и финансово-хозяйственной деятельности и является не просто средством проверки фактического наличия активов и обязательств, а важным инструментом обеспечения достоверности текущего бухгалтерского учета и отчетности. Как сказано в статье 10 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», предприятия «обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка». Все это делается «для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия». Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству. А потому этот важный инструмент учета необходимо использовать эффективно, обращая особое внимание на своевременное и качественное проведение инвентаризации.
Счета. Бухгалтерский счет - это способ группировки и текущего учета наличия и использования активов, обязательств и капитала. В зависимости от того, что учитывается на счетах, они делятся на активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета активов независимо от того, где они размещены. Пассивные - для обязательств и капиталу.
Счет делится на две части (стороны). Левая сторона называется дебетом, а правый - кредитом. Дебет и кредит - слова латинского происхождения и означает: «дебет» - виноват, «кредит» - верить. Возникли эти сроки на ранней стадии развития бухгалтерского учета, когда его основным содержанием было отражение расчетных и кредитных отношений. В современных условиях они стали чисто техническими терминами для обозначения частей счета и имеют условный характер.
Отдельную группу составляют активно-пассивные счета, суть которых заключается в том, что они могут иметь сальдо одновременно по дебету и кредиту. Наиболее характерным примером таких счетов являются счета класса 3 «Средства, расчеты и другие активы», в частности счет 37 «Расчеты с разными дебиторами» и его субсчета-371 «Расчеты по выданным авансам», 372 «Расчеты с подотчетными лицами», 377 «Расчеты с прочими дебиторами ».
Следует также различать синтетические и аналитические счета. Синтетические счета дают обобщенные данные (в денежном измерителе) относительно активов, обязательств и процессов. Отражения хозяйственных средств, источников их образования и процессов в обобщенных показателях (на синтетических счетах) называется синтетическим обликом.
Для контроля за ходом производства, работой материально ответственных лиц, состоянием производственных запасов, расчетов и т.п. недостаточно иметь обобщенные показатели, полученные благодаря синтетическом учете. Здесь нужны более подробные данные, которые получают с помощью аналитического учета. Аналитический учет - это отражение активов и обязательств, процессов деятельности предприятия в детализированных показателях (на аналитических счетах). При этом используют денежные, натуральные и трудовые вимирники.
Например, на синтетическом счете 20 «Производственные запасы» есть конечный остаток в сумме 75700 грн. Но на вопрос, что это за запасы, ответ могут дать только данные аналитического учета, где определяются остатки каждого вида материальных ценностей в количественно-суммарном выражении. Между синтетическим и аналитическим учетом существует связь, потому аналитический учет всегда строится в развитие синтетического. При этом остатки (на начало и конец), обороты по дебету и кредиту синтетических и аналитических счетов всегда должны быть равны друг одному.
Промежуточной учетной звеном между синтетическими и аналитическими счетами являются субсчета, то есть счета второго порядка. Из 90 синтетических счетов (счетов первого порядка) почти все имеют субсчета. С их помощью получают обобщенные данные об отдельных объектах бухгалтерского учета в пределах данного синтетического рахунка.
Например, синтетический счет 20 «Производственные запасы» имеет 9 субсчетов: 201 «Сырье и материалы»; 202 «Покупные полуфабрикаты»; 203 «Топливо»; 204 «Тара и тарные материалы»; 205 «Строительные материалы»; 206 «Материалы, переданные в переработку »; 207« Запасные части »; 208« Материалы сельскохозяйственного назначения »; 209« Прочие материалы ».
Каждое предприятие осуществляет большое количество хозяйственных операций, которые отражаются в бухгалтерском учете. Это обеспечивается не только с помощью счетов и других составляющих метода бухгалтерского учета. Процесс отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета происходит с обязательным соблюдением принципа двойного запису.
Суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция записывается дважды - один раз по дебету и один раз по кредиту, откуда и пошло название «двойная бухгалтерия». Отражения хозяйственных операций на счетах происходит в их взаимосвязи и взаимообусловленности: запись хозяйственной операции по одним корреспондирующим счетом обязывает осуществить запись за другим; запись по дебету одного из корреспондирующих счетов приводит запись по кредиту других счетов или навпаки.
Двойная запись имеет большое контролирующее значение. Отражая хозяйственные операции по дебету и кредиту в одинаковой сумме, мы должны получить одинаковые результаты по дебету и кредиту всех счетов. Разница в итогах наглядно сигнализирует о допущенных помилки.
Хозяйственные операции могут осуществляться бесконтрольно. Необходимо постоянно сравнивать затраты предприятия по результатам его хозяйственной деятельности, контролировать выполнение отдельных показателей, осуществлять соответствующие группировки средств производства или средств с целью получения обобщенных данных по единому измерителем в целом по предприятию. Получение подобных данных по единому измерителем достигается благодаря способу, который называется оценкой. Используя способ оценки, осуществляют перевод натуральных и трудовых показателей в денежные, пользуясь реальными цинами.
Важно также накапливать необходимые данные о величине затрат, которые затем используют для контроля за формированием себестоимости продукции. Последняя вычисляется с помощью калькуляции, являются основой денежной оцинки.
Калькулирование - это способ определения себестоимости продукции, работ, услуг. Оно имеет существенное значение в деятельности предприятия и применяется там, где непосредственно происходят процессы производства. Изготовление любого вида продукции, предоставление любого вида услуг или выполнения работ нельзя начинать, пока предварительно не будет определено, каких затрат это потребуватиме.
Для составления калькуляции себестоимости продукции пользуются нормами и нормативами затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Для государственных предприятий эти нормы и нормативы разрабатываются, как правило, в отраслевом масштабе, т.е. для каждого конкретного предприятия они будут ориентировочными. Поэтому задача каждого предприятия - привести нормы и нормативы расходов в соответствие с реальностью, соблюдая также рациональных методов оценки производственных запасов, товаров, готовой продукции. Основой для обеспечения достоверности и обоснованности норм и нормативов являются технологические карты, т.е. разработана технология производства продукции.
Части калькуляции составляют по статьям расходов, отмечая, на что именно и по каким конкретно объектов осуществлены эти расходы. С этой целью разработана типовая классификация статей затрат: сырье и материалы (оборотные отходы вычитают), заработная плата (основная и дополнительная), отчисления на социальное страхование, амортизация, расходы на управление, другие расходы. В отдельных отраслях и производствах (металлургия, производство стекла), где неизбежны потери от брака, есть специальная статья калькуляции - «Потери от брака».
Бухгалтерский баланс - это метод группировки и отражения в денежной оценке активов, обязательств и капитала на соответствующую дату (как правило, на первое число каждого месяца). Баланс строится в форме таблицы и состоит из двух частей: левой, что называется активом; правой, что называется пассивом. В активе приводится состав и размещение имущества - необоротных активов, оборотных активов, расходов будущих периодов; в пассиве - состав и размещение собственного капитала, обеспечение будущих расходов и платежей, долгосрочных и текущих обязательств, доходов будущих периодов. Таким образом, актив - это система показателей, отражающих состав и размещение средств хозяйства, сгруппированных в качественно однородные группы. Пассив баланса - это система показателей, отражающих источники формирования и целевое назначение средств хозяйства, сгруппированных в качественно однородные групи.
В практической деятельности предприятия, учреждения и организации должны пользоваться Положением (стандартом) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 № 87. Упомянутым стандартом определены общие положения, классификацию статей баланса, содержание статей баланса, форма № 1 баланса, оценку и раскрытие статей балансу.
Положение (стандарт) определяет не только содержание и форму баланса, но и общие требования относительно трактовки и раскрытию его статей. Так, например, активы определяются как ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых приведет к получению экономических выгод в будущем собственный капитал, - как часть активов предприятия за вычетом суммы его обязательств; обязательства - как задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой приведет к уменьшению ресурсов предприятия (уменьшение его экономических выгод) тощо.
Целью составления баланса является обобщение данных текущего учета и предоставление пользователям полной и правдивой информации о наличии активов, состояние и размещения собственного капитала и обязательств. Баланс как важнейшая форма отчетности широко применяется для определения финансового состояния предприятия на отчетную дату, его платежеспособности. Отражая состояние и размещения активов, обязательств и собственного капитала, баланс объединяет большое количество показателей, которые характеризуют его статьи. Свертывание статей активов и обязательств неприпустимим.
Современная форма баланса содержит 67 показателей, из которых 34 характеризуют состояние и размещения активов, 33 - состояние и размещения собственного капитала и обязательств. Баланс по форме № 1 был утвержден как приложение к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 2 «Баланс» (табл. 2.1).
Основу баланса составляют его статьи, содержание и оценка которых определена стандартом. Данный стандарт не является исключением: как и все другие его построена на единых принципах и подходах, когда прежде всего определяются общие особенности и термини.
Раскрытие активов баланса начинается с нематериальных активов, которые выделяются в самостоятельную статью. В этой статье нематериальные активы представляются по первоначальной и остаточной стоимости, с отдельным отражением начисленного в установленном порядке износа. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой зносу.
Второй статьей актива баланса является статья «Незавершенное строительство», которая отражает стоимость незавершенного строительства для собственных нужд предприятий, включая оборудование для монтажа, а также авансовые платежи для финансирования такого будивництва.
Основные средства как статья баланса отражаются по принципу отражения нематериальных активов, то есть отдельно показывают остаточную стоимость, первоначальную стоимость и сумму износа. В этой статье объединены стоимость собственных и полученных на условиях финансового лизинга объектов, а также арендованных целостных имущественных комплексов, которые согласно действующим положениям (стандартам) отнесено к основным засобив.
Статья «Долгосрочные финансовые инвестиции» отражает финансовые инвестиции на период более одного года, а также те, которые не могут быть свободно реализованы в любой момент. На этой статье также отражаются инвестиции, которые учитываются по методу участия в капитале других пидприемств.
Статья «Долгосрочная дебиторская задолженность» отражает задолженность юридических и физических лиц, которая будет погашена по истечении двенадцати месяцев с даты составления баланса. Следовательно, долгосрочная дебиторская задолженность - это не текущая задолженность возникает в ходе нормального операционного циклу.
Статья «Отложенные налоговые активы» отражает сумму налога на прибыль, подлежащая перечислению в бюджет в следующих периодах вследствие временной разницы между учетной и налоговой базами оцинки.
Статья «Прочие внеоборотные активы» объединяет суммы необоротных активов, которые не могут быть отнесены к одной из вышеуказанных статей раздела I «Внеоборотные активы».
Значительный удельный вес в составе оборотных активов относится статье «Производственные запасы», где показывается стоимость запасов: сырья и материалов; покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; топлива; тары и тарных материалов; строительных материалов; материалов, переданных в переработку; запасных частей; материалов сельскохозяйственного назначения; других материалив.
Создавая производственные запасы, руководители предприятий должны постоянно заботиться об их сохранность и эффективное использование, не-скапливалась материальных ценностей, или ненужные для производства, или дают низкий экономический ефект.
В связи с этим вопросы сохранения и эффективного использования производственных запасов, совершенствование системы информационного обеспечения этих направлений должны быть одними из важных составляющих учетной политики пидприемства.
Большое значение на каждом предприятии имеет реальное наполнение статье «Производственные запасы», определяющим условием чего является правильная оценка этих запасов. суммы ввозной пошлины;
средневзвешенной себестоимости;
себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);
себестоимости последних по времени поступления запасов (ЛИФО);
цены продажу.

2.2. Общая характеристика метода бухгалтерского учета 2.4. Взаимосвязь между предметом и методом бухгалтерского учета