2.4. Управление работой консультационной фирмы на основе проектного подхода

Опыт работы консалтинговых фирм, как зарубежных, так и отечественных, убеждает в преимуществах организации выполнения консультационных работ проектным методом. Рассматривая консультационное задание как проект, управления фирмой берет на себя процесс планирования, организации, стимулирования и контроля отдельных консультационных проектов в условиях ограниченности имеющихся ресурсов и необходимости их согласования в часи.
Вследствие этого главной структурной единицей управления становится не консультант, а консультационный проект, который осуществляется проектной группой (командой).
Консультационный проект представляет собой комплексную деятельность, имеет специфические цели, определенные сроки начала и окончания работ, временные ограничения во времени, расходах, а также определенные трудовые, материальные и финансовые ресурсы, направленные на достижение конкретных результатив.
Управление проектом направлено на решение таких задач, как:
• определение и обоснование цели;
• построение организационной структуры;
• определение необходимого объема работ;
• подбор персонала необходимой квалификации;
• подготовка всей необходимой документации;
• определение сроков выполнения проекта и графика его реализации;
• оценка необходимых ресурсов;
• калькулирования и анализ затрат проекта;
• обеспечение контроля за ходом выполнения проекту.
Ключевую роль в управлении проектом играют руководители консультационных проектов и проектных групп (проект-менеджеры). Они выполняют следующие функции:
• продвижение консалтингового продукта на рынок;
• поиск и переговоры с потенциальными клиентами;
• проведение предварительного исследования клиентской организации;
• разработку и предоставление клиенту консультационной предложения, согласование отдельных пунктов договора на выполнение работ;
• управление консультационным проектом;
• структурирование работ по проекту;
• осуществление календарного планирования проекта;
• определение необходимых ресурсов для выполнения проекта, в том числе численного и персонального состава команды консультантов;
• распределение работ и определение матрицы ответственности;
• техническое руководство консультантами, занятыми выполнением проекта;
• ведение или контроль за предоставлением необходимой документации проекта;
• обеспечение связи с клиентом, организация рабочих встреч заказчика с руководством консультационной фирмы;
• осмотр и подготовку текущих и заключительного отчетов при выполнении консультационного проекта;
• мотивацию членов команды;
• контроль за ходом реализации проекта, корректировки планов выполнения работ и согласования с клиентом возможных изменений в ходе реализации проекту.
Одной из важнейших функций менеджера проекта является структурирование работ по проекту. Структурирования является неотъемлемой частью общего процесса управления проектом, которое включает определение его целей, а также подготовку плана проекта, матрицы распределения ответственности и обязанностей. К главным задачам структурирования проекта следует отнести:
• разделение проекта на блоки (этапы, стадии)
• распределение ответственности за отдельные элементы проекта;
• согласование запланированных затрат времени с имеющимися ресурсами времени консультантов в случае, если они задействованы в выполнении нескольких проектов;
• точную оценку необходимых затрат - материалов, времени, других ресурсов;
• согласование отдельных работ проекта во времени;
• переход от общих целей к персональных задач членам команды.
2.3. Структуры управления консалтинговых фирм 2.5. Лицензирование и сертификация консалтинговой деятельности