11.1. Цель , этапы и методологические подходы к разработке консультационных рекомендаций

Разработка мероприятий, которые позволят улучшить состояние организации клиента, является третьим этапом консультационного процесса. Его целью является предоставление клиенту рекомендаций и подготовка их к реализации. Этот этап включает разработку одного или нескольких решений проблемы, которое было диагностировано, выбор одного из альтернативных вариантов решения, презентацию рекомендаций клиенту и подготовку к внедрению одобренного клиентом решения. В разработке консультационных рекомендаций активное участие принимают сотрудники клиента. Это позволяет
привлечь к разработке рекомендаций талантливых работников организации клиента;
заинтересовать работников к открытому общению и обмену информацией;
преодолеть сопротивление персонала предложенным изменениям;
убедить клиента в положительных результатах запланированных инноваций;
выработать у клиента чувство ответственности, что необходимо на стадии внедрения;
обучить персонал организации клиента методологии разработки решения поставленной проблеми.
Этап разработки рекомендаций связан с предыдущими этапами консультационного процесса. Базой для разработки решений результаты диагностики проблемы, а именно: регистрации симптомов определенные трудности организации клиента, их идентификация и ранжирование, окончательная формулировка консультационного завдання.
Довольно часто реализация запланированных изменений осуществляется в несколько шагов. К ним относятся:
решения специфических проблем, непосредственно связанных с главной проблемой клиента;
проведение тренинга персонала клиентской организации, необходимого для понимания методики и инструментария разработки предложенного решения;
установление системной программы, что способствует решению проблем клиента путем определения возможностей базы данных, программного обеспечения управления проектом, создание системы обратной связи;
построение организационной структуры и формирования элементов соответствующей культуры, способствующие достижению успеха внедрения;
предоставление технической помощи и поддержки в процессе внедрения нового механизма управлиння.
Разработка консультационных рекомендаций осуществляется в несколько этапов (рис. 11.1). При разработке консультационных рекомендаций консультант должен оценить ресурсы, необходимые для реализации решения, и имеющиеся ресурсы клиента, определить факторы, влияющие на клиента, возможность корректировки их действия и взаимосвязь между ними; сформировать альтернативные варианты решения проблемы и систему критериев для их оцинки.
При разработке консультационных рекомендаций используют два методологических пидходи.
Первый получил в практике управленческого консультирования название «устранение узких мест». Согласно этому подходу при разработке рекомендаций главной задачей консультанта является разработка решения, которое позволяло бы отменить или уменьшить влияние выявленных негативных факторов или ситуации вообще на отдельные подразделения или организации в целом. В основу консультационных рекомендаций положены решения по улучшению существующего состояния компании за счет реализации отдельных функций. Как правило, данный методологический подход используется в ситуациях, когда клиентская организация не требует комплексного улучшения деятельности всех элементов системы. Устранение узких мест целесообразно применять, если диагностирована проблема клиента имеет локальный характер. Например, достижения пропорционального загрузки производственных мощностей предприятия, реорганизация системы стимулирования труда персонала, уменьшения нагрузки руководителей организации и прочее. В этих случаях консультант вносит изменения в наиболее узкое место, не касаясь других аспектов деятельности системы клиента.
Вторым методологическим подходом является проектирование нового состояния организации на основе концепции идеальной системы. Ее сущность заключается в определении сферы допустимых решений, которая должна быть расположена между уровнем функционирования организации, спроектированным на основе технического идеала, и уровнем, спроектированным, исходя из существующего состояния системы клиента (рис. 11.2).
Процесс разработки приемлемого решения, согласно данной концепции, осуществляется с помощью построения модели, которая состоит из пяти ривнив.
Первый уровень - теоретически идеальная система, которая может функционировать в условиях отсутствия ресурсных ограничений и негативного влияния внешней среды. Очевидно, такая ситуация возможна только теоретично.
Следовательно, надо рассматривать теоретическую систему в перспективе (второй уровень). Это позволяет определить идеальные законы ее существования и развития и разработать технически возможный идеальное состояние (третий уровень), которого данная организация может достичь в случае создания идеальных условий. После идентификации желаемого идеального состояния на его основе может быть спроектировано идеальное решение (четвертый уровень). Вместе консультант диагностирует существующее положение организации (шестой уровень) и разрабатывает решения, исходя из реальных возможностей клиента (пятый уровень). Опыт управленческого консультирования показывает, что приемлемое решение будет расположено между четвертым и пятым уровнем модели (выделенная плоскость), то есть окончательный план будет лучше улучшения текущей ситуации путем устранения узких мест и позволит спроектировать новое состояние клиентской организации на основе синтеза теоретического идеала и существующего состояния.
Глава 11. РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ 11.2. Методы творческого поиска альтернативных вариантов решений