13.3. Оценка эффективности и результативности консультирования

Организации-клиенты, приглашая консультантов для оказания им консультационной помощи, несут определенные материальные затраты и поэтому заинтересованы в окупаемости средств. Консультанты, в свою очередь, также хотят знать о результатах своей дияльности.
Результативность консультационной деятельности необходимо определять, исходя из нескольких аспектов. Консультационная деятельность, как процесс, состоящий из нескольких логических этапов, которые имеют последовательность во времени. После выполнения пунктов консультационного договора необходимо определить его результативность, проанализировать весь процесс, каждый его етап.
Кроме того, необходимо наблюдать за деятельностью предприятия по использованию рекомендаций консультантов, выяснить, чего руководители научились, освоившие, насколько могут продолжать самостоятельно то, что начали консультанты. Необходимо определить и состояние, которого достигла организация, учитывая советы консультантив.
Главная сложность в определении эффекта консультирование, даже в том случае, когда имеются изменения в результатах производства, заключается в следующем. Любая хозяйственная операция прежде всего является открытой системой. Поэтому при параллельном воздействии факторов, не связанных с консультированием (изменения цен, структурные сдвиги, новые капитальные вложения и т.д.), трудно отличить вклад консультантов от вклада работников клиента. Для преодоления этих трудностей известен пока один путь - использование соответствующих коэффициентов, которые определяются с помощью экспертных оценок. Экспертами являются руководители и консультанти.
Следующим ключевым вопросом при определении экономической эффективности консультирования является выбор показателей, на основании которых можно ее оцинити.
Практика консультирования показывает, что в результате консультирования что-то увеличивается (например, объем продукции, прибыль) или уменьшается (себестоимость). Поэтому в тексте договора целесообразно указывать направления, в которых управленческое консультирование может дать положительные результаты, то есть обсудить перечень показателей. После проведения этапа диагностики консультанты сообщают заказчика о результатах, и стороны обсуждают конкретный показатель, по которому определяется ефект.
В общем виде экономический эффект может определяться по формуле (13.1):
Еи = Пи * К1и * К2 (13.1)
где Еи - экономический эффект от управленческого консультирования по и-м показателем;
Пи - изменения (прирост, уменьшение) за i-м показателем;
К1и - доля управленческого консультирования в результатах работ по i-м показателем;
К2 - доля консультантов в получении эффекта (участие).
Коэффициенты К1 и К2 консультанты и клиент определяют после внедрения рекомендаций консультантов. При необходимости, если стороны не приходят к согласию при определении доли управленческого консультирования и консультантов, можно пригласить экспертов - представителей третьих организаций, которые знают суть дела. Если по каким-либо причинам принято решение внедрить рекомендации, то можно определить условный экономический ефект.
При использовании формулы (13.1) возникает вопрос: за какой период времени нужно взять результаты работы по 1-му показателю (П)? При решении этого вопроса нужно каждый раз учитывать особенности конкретной сделки. Зависимости от объема мероприятий можно взять период от квартала до нескольких лет, начиная отсчет с этапа внедрения рекомендаций.
В случае, когда консультационные рекомендации содержат большое количество мероприятий, конечный эффект можно определить не на момент завершения работ по конкретной сделке, а через некоторое время после их завершения. Поэтому расчета эффективности и выбора периода определения результатов должен предшествовать аналитический обзор состояния дел на начало внедрения рекомендаций консультантов, а также тех изменений, происходящих дали.
Возникает и такой вопрос: в каких случаях использовать общую формулу (13.1), а когда пользоваться другими возможностями? Часто прямым результатом управленческого консультирования является увеличение объема реализуемой продукции, или уменьшение себестоимости, что отражается в стоимостных показателях. Тогда и рекомендуется использовать именно эту формулу.
Одним из основных показателей оценки управленческого консультирования в производстве является прирост прибыли. Это объясняется тем, что прирост прибыли синтезирует уменьшения расходов, рост объемов продукции, которая реализуется, и оценивает изменение объема прибыли. Расчет этого показателя рекомендуется проводить по формуле (13.2):
Под влиянием ряда объективных факторов иногда могут наблюдаться отрицательные темпы роста основных показателей. В таких случаях согласно ранее приведенным формулам экономическую эффективность рассчитать невозможно. По экспертным оценкам можно определить круг показателей, темпы роста которых могли бы быть еще ниже ожидаемый результат, если бы консультанты не работали на предприятии. Назовем эту величину деефективнистю. Деефективнисть можно определить по формуле (13.6):
Где = (В1 - В2)
13.2. Содержание и структура итогового отчета о консультировании выводы