5.1. Источники инвестиций в экономику Украины

Развитие экономики Украины в значительной степени зависит от ее инвестиционного потенциала. Существует несколько инвестиционных механизмов формирования средств в процессе приватизации: бюджетные и внебюджетные источники; собственные средства предприятий; поступления от фондового рынка; иностранные инвестиции; средне-и долгосрочные кредиты коммерческих банков (рис. 5.1).
Каково реальное состояние дел и перспективы инвестирования отечественной экономики за счет названных источников?
Бюджетные средства и различные внебюджетные фонды на современном этапе играют незначительную роль и в перспективе эта тенденция вряд ли изменится. Бюджет дефицитный, и даже те программы, которые считаются приоритетными и деньги на которые были предусмотрены бюджетом, профинансированы не полностью. Например, в 1995 году капитальное строительство через бюджетное кредитование профинансировано на 38%, конверсию - 27%, развитие собственной нефтегазовой промышленности - 25%, а собственной медикобиологических промышленности - на 19%.
Нормативными документами предполагалось, что одним из важных источников предоставления постприватизационной поддержки предприятиям станут средства Государственного внебюджетного фонда приватизации (в форме льготных кредитов и субсидий). Фактически этот механизм почти не используется. Главной причиной является невыполнение запланированных темпов приватизации, в результате чего существенно уменьшаются поступления в внебюджетного фонда. С другой стороны, в условиях дефицита бюджета правительство вынуждено заниматься перераспределением средств. В конце 1995 года было принято решение о направлении временно свободных остатков средств некоторых внебюджетных фондов, в том числе и Государственного внебюджетного фонда приватизации, на нужды развития нефтеперерабатывающего комплекса. Таким образом, в ближайшее время ждать от государства каких-либо инвестиций не доводиться.
Собственные средства предприятий как источник инвестирования можно не учитывать. По данным Министерства экономики, каждое четвертое предприятие Украины является убыточным. Есть только 80% предприятий могут направлять часть прибыли на развитие производства. Понятно, что доля предприятий, у которых эта сумма является достаточной для обновления основных фондов и технического перевооружения, значительно меньше. Если рассматривать амортизационные отчисления как источник инвестиций, не все здесь является бесспорным. С одной стороны, обесценение стоимости основных фондов и амортизационных отчислений вследствие инфляции происходит значительно быстрее, чем индексация основных фондов. С другой - в последнее время все чаще слышать мнение экономистов-теоретиков и практиков, индексация стоимости основных фондов негативно сказывается на себестоимости продукции и ее конкурентоспособности. Пока экономисты дискутируют, амортизационные отчисления теряют свое значение как источник воспроизводства основных фондив.
Общий кризис неплатежей, огромные суммы дебиторской и кредиторской задолженности приводят к тому, что даже прибыльные предприятия не всегда могут воспользоваться расчетной суммой прибыли, пока не получат деньги на счет пидприемства.
Поступления от фондового рынка можно рассматривать как перспективный источник инвестиций в будущем. Несмотря на то, что инфраструктура рынка ценных бумаг в Украине уже сформирована, реальные поступления от него пока незначительны. Это обусловлено, прежде всего, затягиванием темпов приватизации. С другой стороны, анализ информации о вторичном рынке ценных бумаг свидетельствует о том, что реальным спросом на нем пользуются акции одного-двух десятков предприятий-эмитентов. Акции большого количества приватизированных предприятий не давать быстрой прибыли и поэтому еще долго интересовать потенциальных покупцив.
Большие надежды возлагаются на иностранные инвестиции как наиболее реальный источник получения реальной финансовой пидтримки.
Этот вид инвестиций будет рассмотрен подробнее в следующих параграфах этого роздилу.
В последнее время большинство экономистов главную роль в инвестиционном процессе предоставляет коммерческим банкам. Считается, что именно средне-и долгосрочные кредиты коммерческих банков является наиболее реальным источником инвестиций. Но, как свидетельствует статистика, около 90% банковских кредитов составляют именно краткосрочные кредиты. Учитывая инфляционные процессы в отечественной экономике, такая структура банковских кредитов вполне оправдана. Реализация инвестиционных проектов требует изъятия из обращения значительных денежных средств на длительное время. За это время инфляционные процессы приведут к полному обесценению ресурсной базы инвестиционных банков. В таких условиях необходимо принимать меры, которые бы стимулировали банки к предоставлению долгосрочных кредитов. Как свидетельствует мировой опыт, единственный способ такого стимулирования - это предоставление налоговых или иных льгот. Правительство Украины только начинает разрабатывать меры, поощрять банки предоставлять долгосрочные кредиты. Планируется установить благоприятные нормативы для экономической деятельности тех банков, у которых удельный вес долгосрочных инвестиционных кредитов составит не менее 25% общего объема кредитного портфеля. Однако пока правительство не утвердит конкретный перечень льгот для долгосрочных инвесторов, эта мера не сработает. Национальный банк Украины телеграммой от 7.06.1995 года № 259 «О кредитовании инвестиционных программ» утвердил конкретный льготный механизм долго срочного кредитования: на сумму фактически предоставленных кредитов на инвестиционные программы корректируется сумма обязательных резервов, подлежащей резервированию на корреспондентском счете коммерческого банку.Module . Таким образом, в ближайшие годы одним из реальных источников инвестирования отечественной экономики являются иностранные инвестиции.
ГЛАВА 5. ВЫБОР потенциальный инвестор 5.2. Виды иностранных инвестиций и их роль для государства-получателя