6.1. суть планирования

Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность на перспективу в финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы своей фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, гак и о собственных перспективах и можливости.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех сферах коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого
Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на определенный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных завдань.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и зовнишни
факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязи между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость связи планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на ринку.
В зависимости от содержания, целей и задач выделяют следующие формы планирования и виды планов:
1. Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
перспективное планирование (прогнозирование);
среднесрочное планирование;
текущее (бюджетное, оперативное) планування.
2. Виды планов:
а) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; производства и
сбыта; материально-технического снабжения, финансовый план;
б) в зависимости от организационной структуры предприятия (фирмы)-
планы производственной участке; планы дочерней компании.
Планирование - это начальный этап управления. Однако это не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения комплекса операций, плануються.
Планирование включает в себя определение:
конечных и промежуточных целей;
задач, решение которых необходимо для достижения цели;
средств и способов их решения;
требуемых ресурсов, их источников и способа розподилу.
Сейчас большое внимание уделяется перспективному планированию как инструменту централизованного управления. Такое планирование охватывает период от 10-ти до 20-ти лет (чаще 10-12 лет). Оно предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программу развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе:
- Определение направлений и размеров капиталовложений и источников их
финансирования;
внедрение технических новинок и прогрессивной технологии;
диверсификация производства и обновления продукции;
формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
совершенствование организации управления в отдельных подразделениях и кадровой политици.
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и цели различают долгосрочное и стратегическое планування.
В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе определения оптимистической цели распространения нескольких завышенных показателей на будущий период, рассчитывая на то, что будущее будет лучше, чем минуле.
Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80 процентов крупнейших японских корпораций, которые организуют планирование таким образом:
выбираются 5-Ю ключевых стратегий и вокруг них формируют политику долгосрочного развития;
одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов;
высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а подразделение разрабатывает количественные планы достижения этой цели "снизу вверх".
Стратегическое планирование имеет целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в будущем, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
За основу при разработке стратегического плана принимают:
анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выявление тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для улучшения результатов работы в конкретных направлениях;
выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспечения ресурсами;
-Анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных ее видов и определения результатов, очикуються.
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок, поскольку он наиболее точно соответствует периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В этих планах формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента)
стратегия сбыта: финансовая стратегия; кадровая политика, определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение цели, визначеноидов-гостроковою программе розвитку.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы в целом и ее отдельных подразделений. Например, программы маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-технического обеспечения. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Это-детальная конкретизация целей и задач, которые поставлены перспективными и среднесрочными планами.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются на год абскороткий срок по каждому подразделению отдельно. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения определенных планом финансовых показателей. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимосвязь между перспективным, текущим и другими видами планирования.
Глава 6. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 6.2. Методы разработки планов