9.3. Оценка результативности реализации антикризисной программы предприятия

Внедрения антикризисной программы предприятия требует оценки ее результативности, т.е. определение степени достижения целевых задач антикризисного процесса:
инициирования обеспечения положительности чистого денежного потока предприятия в течение всего периода реализации программы;
нормализация состояния денежного оборота предприятия;
нормализация и улучшение финансового состояния предприятия;
недопущения возникновения ситуации долговой неплатежеспособности и возбуждения дела о банкротстве предприятия со стороны его кредиторив.
Исходя из определенной системы задач, оценка результативности внедрения антикризисной программы может строиться по отдельным последствиями воздействия и обобщены в целом по пидприемству.
Оценка результативности по отдельным результатам впливу
проводится по следующим направлениям: влияние антикризисной программы на объемы чистого денежного потока, денежного потока, показатели хозяйственно-финансовой деятельности, показатели финансовой устойчивости тощо.
Для проведения оценки результативности антикризисной программы по каждому направлению воздействия используется система специальных оценочных показателей, используемых для диагностики кризиса развития предприятия. Детальная ее характеристика, алгоритмы определения отдельных показателей, их критические значения и диагностические возможности рассмотрены в пункте 4.2. учебника. Целевые значения показателей определяются в ходе разработки финансового раздела антикризисной програми.
В ходе проведения оценки результативности внедрения фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (до начала реализации антикризисной программы) сравнивается с целевыми значениями этих показателей, предусмотренных антикризисной программой пидприемства.
Оценка результативности внедрения антикризисной программы в целом для предприятия может осуществляться на основе различных методических приемов, в частности интегральным и графическим методом.
Интегральный метод оценки результативности внедрения антикризисной программы предусматривает использование статистических и рейтинговых моделей диагностики кризиса (банкротства), которые предусматривают расчет интегрального (обобщающего, бального) оценочного показателя. Примеры таких моделей были рассмотрены в § § 4.5-4.6 пидручника.
При использовании диагностических моделей для оценки результативности разработки и реализации антикризисной программы следует рассчитать интегральный оценочный показатель финансового состояния предприятий после реализации антикризисной программы и сравнить его с аналогичным показателем, рассчитанным на начало ее реализации. Размер и уровень отклонения позволит дать обобщающую оценку результативности внедрения мероприятий антикризисной програми.
Графический метод оценки результативности предусматривает проведение указанной ниже роботи.
этап. Формируется система оценочных показателей - стандартов контроля за ходом реализации антикризисной программы, которые объединяются в четыре группы по четыре показателя в каждой (такое количество и иерархия оценочных показателей является необходимым для применения графического метода).
этап. Проводится оценка темпов изменения значений показателей, которые включены в состав системы обобщающей оцинки.
На каждой из сторон квадрата в соответствующем масштабе отмечаются значения оценочных показателей и соединяются линиями. На рис. 9.3 базовые значения соединяются непрерывной линией, а достигнутые (прогнозные) - пунктиром. От точек пересечения строим перпендикуляры на диагональ матрицы, которая и определяет интегральную результативность. Разрыв между местонахождению точек базовой и достигнутой (прогнозной) результативности наглядно демонстрирует последствия реализации антикризисной программы, разработанной или внедряется, в рамках этой функциональной подсистемы оцинки.
Для количественной интерпретации результата диагональ матрицы делится на зоны: "отлично" (Е) - 80-100% роста, "хорошо" (G) -60-80%, "почти хорошо" (А) - 40-60%, "удовлетворительно "(А) - 20-40%, 798
, Неудовлетворительно "(Р) - 0-20%. Достигнутый разрыв между показателями можно измерить в процентах.
4 этап. Результаты анализа четырех групп показателей обобщаются путем построения интегрального графика результативности (рис.9.4). Он строится аналогично, основываясь на выявленных на предыдущем этапе работы значениях результативности по каждому из направлений оцинки.
Графический метод оценки результативности внедрения антикризисной программы позволяет обеспечить комплексную и наглядную оценку, выявить направления, по которым достигнуты худшие и лучшие результаты, контролировать темпы внедрения необходимых антикризо-вых мероприятий по целью вывода предприятия из состояния кризи.

1. Контроль является отдельной функцией антикризисного управления, в
рамках которой реализуется контрольный процесс, обеспечивая зиставлен
ния достигнутых результатов деятельности с запланованими.
Основными задачами контроля в системе антикризисного управления: корректировка поведения подконтрольного объекта, наблюдение, проверка хода осуществления антикризисного процесса в соответствии с разработанной антикризисной программы; блокировать отклонения, проявляющиеся, и приведение системы к целевому состоянию с помощью специальных инструментов-регуляторов, создание условий для достижения установленных целевых показателей финансового оздоровления, соблюдение временных и ресурсных ограничений антикризисного процесу.
Субъектами контроля являются государственные органы, Хозяйственный суд, арбитражный управляющий, владельцы, кредиторы, профсоюзы, другие заинтересованные органи.
Контрольные наблюдения, используемые в процессе антикризисного управления, классифицируют по следующим признакам: организационная форма (внутренний, внешний); содержательная форма (финансовый, управленческий, административный, маркетинговый) типом контроля (стратегический, тактический, оперативный), вид контроля (предварительный, текущий, заключительный). Отдельные формы и виды контроля отличаются субъектами и об Объектами контрольных наблюдений, периодичности проведення.
Основными принципами организации контроля за ходом реализации антикризисной программы предприятия являются принципы целостности, всесторонности, системности, динамичности, адекватности.
4.Контроль реализации антикризисной программы предусматривает проведение такой работы:
1) определение стандартов контроля, т.е. системы показателей, достижение которых контролируется в пределах определенного типа (вида) контрольных наблюдений;
измерение достигнутых результатов и их сравнение с установленными стандартами (определение круга подотчетных лиц, ответственных за представление информации для определения периодичности и форм отчетности; сопоставление фактически достигнутых и целевых значений из отдельных показателей системы контроля для определения допустимости отклонения фактически достигнутых показателей от целевых - предыдущее или следующее)
обоснование необходимых действий из мер управленческого воздействия (не совершать никаких действий, разработать план дополнительных мероприятий, провести корректировку определенных целевых параметров антикризисной программы).
5. Внедрение антикризисной программы предприятия требует оценки ее результативности, т.е. определение степени достижения целевых задач антикризисного процесса: обеспечение позитивности чистого денежного потока предприятия в течение всего периода реализации программы; нормализация состояния денежного оборота предприятия; нормализация и улучшение финансового состояния предприятия ; недопущения возникновения ситуации долговой неплатежеспособности и возбуждения дела о банкротстве предприятия со стороны его кредиторов тощо.
Оценка результативности внедрения антикризисной программы должна проводиться по отдельным результатам воздействия (на основе использования специальной системы оценочных показателей) и обобщены в целом по предприятию (с использованием интегрального и графического метода).
9.2. Организация контроля за реализацией антикризисной программы предприятия