1.2. Причины возникновения кризиса

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и др..).
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей середовищи.
Причины кризисов, возникающих на предприятиях, могут быть разными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации предприятий, а также с неблагоприятными воздействиями внешней среды организаций, и субъективные (рис. 1.2), отражающие ошибки и волюнтаризм в управлинни.
Причины кризисов могут носить также естественный характер, отражающих явления климата, землетрясения, наводнения и других катаклизмов природного происхождения. А могут носить техногенный отпечаток, связанный с деятельностью людини.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране. Вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикою.
Если кризис понимать именно таким образом, то можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозувати.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, даже еще более глубокой и продолжительной. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связана с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного розвитку.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкого длительного и последовательного выхода. Послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. Причем они могут носить как позитивный, так и негативный характер как для самой организации, так и для окружающих (социум, экология и т.д.). Поэтому руководству необходимо крайне ответственно подходить к принятию решений антикризисного характеру.
Различные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять ее. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности (рис. 1.3).
Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ антикризисного управления не стоит. При этом надо понимать, что и энтузиазм бывает различным по своим источникам, национальными особенностями, традициями культуры и т.д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисной напряжения.
1.1. Общие понятия о кризисе и кризисные явления 1.3. виды кризисов