9.1. Стратегический потенциал как аспект экономической безопасности фирмы

Основным принципом стратегического управления является оценка возможностей достижения стратегических целей фирмы имеющимся ресурсами.
При этом необходимо определить предельные возможности фирмы по решению задачи в тех или иных условиях внешней среды, проф. А.П. Градов называет стратегическим потенциалом фирмы (СПФ).
В отличие от принятого ранее понятия "производственная мощность", как считает А.П. Градов,'' СПФ - категория более широкая, раскрывающий не только предельные объемы производства той или иной продукции при наиболее полном использовании материальных ресурсов и рабочей силы. Это - и способность предприятия анализировать ситуацию, находящегося во внешней среде, и способность оценивать конъюнктуру на товарных рынках и рынках факторов производства. Наконец, это - способность фирмы адаптироваться к условиям внешней среды, изменяющихся за счет постоянного наблюдения за изменением потребностей и спроса на товары и услуги, выдвижением и реализацией конкурентоспособных идей, наилучшим образом удовлетворяют эти потребности и спрос и приспособления производственного аппарата к наиболее эффективного выполнения фирмой своей функции ".
Поэтому СПФ - понятие относительное: для одних целей, при одних первоначальных условиях, складывающихся на рынках, он может быть достаточно высоким, при других - низким. Так же, как и для разных временных периодов, СПФ может соответствовать или не соответствовать требованиям потенциальных потребителей продукции фирми.
Определяя ресурсы как возможности достижения целей, необходимо, прежде всего, раскрыть само понятие этих возможностей. Иметь возможность означает располагать необходимые условия, засоби.
Условиями, которыми должна обладать организация, чтобы адекватно "отвечать на вызов внешней среды", являются:
способность организации к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами;
способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей;
способность к анализу экономической кон ' юнктури рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять выявленные нужды, потребности и запросы;
способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства (зон стратегических ресурсов), а также к анализу деятельности групп стратегического влияния;
способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области конструирования, технологии и организации производства товаров и услуг, пользующихся спросом на товарных рынках;
способность к реализации конкурентоспособных идей в процессе производства товаров и услуг, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса;
способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства, финансовых рынков за счет внешней гибкости ПС
способность к поддержке конкурентного статуса фирмы за счет управления стратегическими наборами зон господарювання.
К условиям (или способностей), что позволяют постоянно совершенствовать производственный потенциал фирмы, т.е. расширять ее предельные возможности, можно отнести:
способность обеспечить внутреннюю гибкость организации за счет оснащения производственного процесса адаптивными средствами технологического оснащения и другого оборудования;
способность обеспечить внутреннюю гибкость организации за счет использования в производстве плодотворной технологии ;
способность обеспечить внутреннюю гибкость организации за счет формирования адекватного изменению целей кадрового потенциала;
способность осуществлять изменения архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целей организации
способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, необходимый для захвата лидерства в таких, что обслуживаемых и перспективных сегментах рынка;
способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментах рынка с учетом конкурентного статуса фирмы и планируемой доли захвата рынка;
способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы;
способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирми.
Перечисленные условия могут быть дополнены и конкретизированы применительно к каждой конкретной фирмы с учетом ее специфических условий. Но даже этот перечень умений и возможностей, которыми должна обладать фирма, показывает, насколько сложна проблема выживания и удержания конкурентоспособных позиций фирмы на ринку.
Эти условия могут быть сведены в своеобразную матрицу стратегических ресурсов, в которой реализована ресурсная концепция фирмы, что позволяет не только дать ответ на вопрос: "Что мы собой представляем сегодня? ", но и конкретизировать направления выработки стратегических действий, т.е. ответить на вопрос:" Что нужно сделать для обеспечения устойчивого положения фирмы на рынке? "
При этом возникает законный вопрос о том, создает ли избранный на этой основе вариант предпосылки рассматриваемой перспективе экономической безопасности фирмы "? Для ответа на этот вопрос авторы указанной работы предлагают обратиться к "теории катастроф". С точки зрения этой теории, понятие "катастрофа" применяется для обозначения качественных скачков, перерывов в линейном развитии. Дело в том, что поддержка конкурентного преимущества фирмы вовсе не означает постоянства параметров ее функционирования. Конкурентные преимущества могут достигаться фирмой в течение длительного периода только при условии постоянного приспособления к изменяющейся ситуации, на рынках товаров и услуг и рынках факторов виробництва.
Понятие внешней и внутренней гибкости не являются абсолютными. Согласно теории катастроф существуют пределы адаптивности системы. "Если изменения параметров системы превышают возможности ее адаптивного развития, происходит потеря устойчивости. При этом, если после потери устойчивости устанавливается колебательный периодический режим, говорят о мягкой потере устойчивости. Если же система переходит на другой режим движения скачком - о жесткой потере устойчивости" . Выделяют несколько уровней (разновидностей) кризисных явлений: критические ситуации, собственно кризисы и катастрофы. Первые характеризуются способностью к адаптации, т.е. возможностью достижения внешней и внутренней гибкости, вторые - мягкой потерей устойчивости, т.е. необходимостью модернизации стратегического потенциала фирмы, третьи - жесткой потерей устойчивости (то есть необходимостью изменения парадигмы бизнеса, чтобы избежать потери экономической безопасности).
Таким образом, в терминах теории катастроф экономическая безопасность фирмы должна рассматриваться как состояние, при котором стратегический потенциал фирмы не находится вблизи границ адаптивности, а угроза потери экономической безопасности нарастает по мере приближения степени адаптивности стратегического потенциала к предельной зоны. Иначе говоря, если стратегический потенциал фирмы в существующем виде исчерпал возможности приспосабливаться к возрастающей нестабильности внешней среды в рамках постоянной миссии, то можно говорить об угрозе экономической безопасности фирмы. Эта угроза может проявляться в виде потери уровня конкурентного статуса фирмы или существенного ухудшения финансового состояния фирмы, или потери положительного имиджа фирми.
Катастрофическое состояние наступает тогда, когда риск потери активов фирмы и личного имущества ее владельцев приблизился вплотную к своему предельному значению. Иначе говоря, экономическая безопасность фирмы существует лишь в период наименьшей вероятности полной потери всего капитала, принадлежащего владельцам фирмы. По мере роста этой вероятности угроза утраты экономической безопасности усиливается. Стратегические управленческие решения в период нарастания угрозы потери экономической безопасности должны быть предельно выверены. При их реализации менеджер должен постоянно сравнивать ожидаемый эффект, который могут принести данные решения, с их возможными негативными последствиями. При выработке таких решений можно пользоваться несколькими критериями для оценки степени неопределенности. Это могут быть:
критерий Лапласа. Он определяется вычислением для каждого действия средней величины из возможных выигрышей и выбором действия, которому соответствует наивысшая средняя величина;
критерий Вальда. Его смысл состоит в том, чтобы сделать максимальным минимальный выигрыш, то есть выбрать такое действие, которому соответствует наименьшая потеря (в частности, потеря капитала владельцев фирмы).
Обобщающим показателем финансового состояния предприятия, характеризующая степень "близости" предприятия до банкротства, по мнению многих авторов, является показатель "z-счета" Альтмана. Этот показатель рассчитывается по известной формуле, которая приводится в ряде источников, например, в. Мы намеренно не приводим эту формулу, что в последнее время резко обострилась критика с точки зрения корректности и обоснованности ее применения взагали.
Наибольшую сложность представляет собой оценка степени адаптивности стратегического потенциала фирмы, поскольку она определяется не только внутренними, но и внешними воздействиями. В первую очередь такое влияние возникает со стороны спроса на продукцию фирмы. Изменчивость параметров спроса обусловлена комплексом причин экономического, политического, демографического, социально-культурного характера. На адаптивность стратегического потенциала фирмы влияет также конъюнктура, складывающаяся на рынках материальных ресурсов, финансовых рынках, рынках рабочей силы, информации, послуг.
Это означает, что, как и всякая система, стратегический потенциал фирмы имеет предельные возможности адаптации к условиям производства меняются. Наличием таких предельных возможностей адаптации обусловлена возникающая периодически потребность в техническом перевооружении и реконструкции предприятия, восстановлении или повышении уровня квалификации его персонала, изменении стратегических зон хозяйствования, изменении бизнесу.
Другим фактором, влияющим на экономическую безопасность фирмы, зависимость фирмы от интенсивности кооперированных связей фирмы с поставщиками разного рода ресурсов. Речь идет о зависимости фирмы от стабильности поставок необходимых ресурсов как с точки зрения качества поставляемых ресурсов, так и полноты и своевременности этих поставок. Экономическая безопасность отдельной фирмы зависит также от уровня и структуры своеобразного "импорта" сырья, комплектующих материалов, изделий и различных услуг, которые фирма получает в процессе общественного разделения труда внутри страны и на мировом ринку.
Немаловажным фактором обеспечения экономической безопасности является вопрос охраны коммерческой тайны фирмы, с одной стороны и накопление информации о возможном вмешательстве других экономических агентов в деятельность фирми.
Утечка информации о стратегических планах фирмы, о подготовке к выходу на рынок новой продукции, о взаимоотношениях фирмы с клиентами и поставщиками ресурсов и другой конфиденциальной информации может нанести существенный вред фирме. Одновременно с охраной коммерческой тайны фирма должна организовывать сбор, накопление и обработку информации о деятельности реальных и потенциальных конкурентов и других контактных аудиторий, которые могут повлиять на конкурентный статус фирми.
Наконец, наиболее важное, на наш взгляд, вопрос, какова степень возможного риска принимаемых решений. Об этом в соответствующей литературе сказано немало. Здесь лишь отметим, что экономическая безопасность фирмы практически определяется способностью менеджера высшего звена управления фирмой умело рисковать при принятии стратегически важных для будущего фирмы решений. Необходимо постоянно сравнивать возможные выигрыши и потери. Как показывает практика, вероятность работы без риска чрезвычайно мала. Кроме того, нельзя забывать и о возможных последствиях реализованных решений в будущем для самой фирмы, региона страны, в первую очередь, екологичних.
Важно попадать в зону допустимого риска, то есть в зону, где величина возможных потерь от принятия того или иного решения не превышает величины расчетного прибутку.
Однако менеджер, принимающий стратегические решения, должен постоянно учитывать весь спектр многочисленных факторов, от которых зависит живучесть фирмы. Эти факторы должны учитываться не только качественно, но и количественно. Для этого необходимо ввести в практику стратегического управления набор индикаторов экономической безопасности фирмы. Такими индикаторами, на наш взгляд, могут быть:
темп изменения объема продаж традиционных товаров и услуг, выводимых фирмой на рынки;
темп изменения объема продаж принципиально новых товаров и услуг, впервые выводимых фирмой на рынок;
темп потери конкурентных преимуществ фирмы через агрессивную товарную стратегию конкурентов;
темп изменения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и обязательных платежей;
темп изменения величины заемных средств, використовуваних
фирмой для обеспечения бесперебойного функционирования;
темп изменения поставок необходимых ресурсов всех видов с выделением особо важных для обеспечения живучести фирми.
соотношение величины заемных средств и активов фирмы;
структура кооперированных связей фирмы с поставщиками стратегических ресурсив.
отношение величины упущенных выгод фирмой из-за утечки информации или действий конкурентов, опережающие и групп стратегического влияния доходов от потенциальных рыночных трансакций к затратам на содержание службы безопасности фирмы;
возможная степень риска, связанный с обслуживанием принятого набора стратегических зон господарювання.
Приведенный набор индикаторов может быть изменен в зависимости от специфики производственного профиля фирмы и ее положения на рынке. Более полное представление об индикаторах экономической безопасности фирмы можно получить, анализируя "слабые сигналы" - предвестники угрозы наступления кризисного состояния (банкротства) фирмы.
ГЛАВА 9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИБКОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 9.2. Конкурентоспособность , адаптация и гибкость производства