14.1. Планирование как особый тип принятия управленческих решений

Планирование - одна из важнейших функций управления, которая представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планив.
На базе выполненного прогноза руководство предприятия решает вопрос о направленности производственных планов, задачами которых является выбор и обоснование целей развития предприятия и подготовка решений по обеспечению и достижения запланированных результатив.
Планирование во многих организациях обычно осуществляется на стратегическом, летнем (тактическом) и оперативном ривнях.
Стратегический уровень планирования оценивает и определяет будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности предприятия (изложенный нами ранее в работе).
Оперативный уровень планирования будет рассмотрен чуть ниже, в главе 14. Поэтому здесь основное внимание уделяется летнему плануванню.
Годовой план - это документ, выходящий из стратегического плана, но достаточно детализированный в своем значении, согласно которому по каждому направлению деятельности организации определяется объем работ, решаются вопросы обеспечения его выполнения, а также сбыту готовой продукции.
Предприятие, как известно, само решает, какие планы ему сочинять, а какие нет, какую систему планирования принимать на вооружение и в каком объеме. Действительно, все зависит от условий работы предприятия, его масштабов, существующих традиций и организационной структури.
Вместе с тем, мировой опыт управления производством говорит о том, что без плана работать не может практически ни одна организация, ни одно предприятие или учреждение. Меняются только формы, виды или названия планов, иногда именуют стандартами фирми.
В настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьезной проблемой, поскольку:
планы и средства больше не спускаются "сверху", предприятие должно самостоятельно ориентироваться в условиях рынка;
процесс планирования затягивают во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений;
на многих предприятиях отсутствует система достоверной и своевременной информации о конъюнктуре рынка, о потребности в текущих ресурсах и финансовых источниках их обеспечения;
при планировании преобладает затратный механизм ценообразования; цены формируются без учета рыночных условий, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;
экономическое планирование традиционно готовит такие плановые документы, большинство из которых непригодны для анализа финансовой устойчивости пидприемства.
Назначение планирования состоит в tqmv чтобы предвидеть проблемы в деятельности предприятия до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений, имеющих целесообразность в данную минуту. Планирование как особый тип процесса принятия решений охватывает деятельность всего предприятия в целом. Основная цель планирования - определение необходимых для деятельности предприятия производственно-финансовых операций, их конкретизация во времени и по подразделениям предприятия, определения необходимого размера ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей дияльности.
В процессе планирования осуществляются:
обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для предприятия в целом и для каждой структурной единицы;
формирование программ исследований и разработок и производства инновационной продукции;
распределение программ и отдельных задач отдельными отрезками времени и закрепление за исполнителем;
установление календарных сроков проведения работ по проектам;
расчет потребностей в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов;
обеспечение устойчивой и эффективной системы контроля и регулирования инновационной деятельности и плановых заданий;
установление форм и методов стимулирования, что создает действующие мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех учасникив.
Планирование базируется на ряде принципов, устанавливающих общие правила проектирования и функционирования этой подсистемы в менеджменте:
единства научно-технических, социальных и экономических задач развития;
научной обоснованности и оптимальности решений;
доминирования стратегических аспектов;
комплексности и бюджетной сбалансированности;
гибкости и эластичности;
непрерывности;
преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;
сбалансированность плана;
социальная ориентация плана;
ранжирование объектов планирования по их важности;
согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;
вариантность плана;
экономическая обоснованность плана;
автоматизация системы планирования;
обеспечение обратной связи системы планирования,
Инновационная деятельность предприятия направлена на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития. Однако любая цель и задачи не могут игнорировать вопрос обеспечения социальных и психологических условий в коллективе для эффективной творческой деятельности его членов. Поэтому планирование, как никакой другой вид деятельности предприятия, должно быть направлено на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном розвитку.
Принцип научной обоснованности базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного пидприемства.
Уровень научной обоснованности и оптимальности принимаемых решений повышается по мере развития теории менеджмента и совершенствование методов планування.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Такая ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования производственных процессов на предприятии и подчинение ему всех других видов планування.
Комплексность планирования означает системное увязку всех разрабатываемых на предприятии планов. Реальное воплощение этот принцип находит в составе разрабатываемых планов и методах их взаимного согласования, а также бюджетной сбалансированности планов. Это достигается применением балансового подхода во всех сферах и на всех уровнях предприятия по планированию материального, трудового, финансового, энергетического и других видов забезпечення.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требования динамической реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов характеризует их способность реагировать на проявления случайных факторов в процессах производства, учитывать слабые и сильные стороны фирмы, отражать риски и шансы, свойственные рыночной экономике. Эластичность планирования заключается в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусматривает плановые альтернативные дии.
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности, а также требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимся, и возникновением видхилень.
Реализация принципа непрерывности находит свое наиболее полное выражение в концепции переменного планирования, в которой долгосрочные стратегические расчеты на 5-7 лет разрабатываются ежегодно и успешно сочетаются с краткосрочными (текущими) и детальными оперативными планами.
Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Количество плановых показателей годового плана больше, чем в разделах стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования (уровень), тем, согласно пирамиды показателей, большее количество плановых показателей. Они не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в современный момент.
Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), а также увязки потребностей в ресурсах с возможностями фирмы, баланса поступления и распределения ресурсив.
Социальная ориентация плана предусматривает решение наряду с техническими и экономическими проблемами проблем обеспечения соответствия международным требованиям показателей экологичности, безопасности и эргономичности, выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития колективу.
Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если товары, выпускаемые имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара имеет наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирми.
Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды и исследованием влияния этих факторов на плановые показники.
Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение намеченной цели с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.
Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернатив.
Автоматизация системы планирования - один из принципов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, сохранность и передачу информации лицу, принимающему ришення.
Принцип планирования - обеспечение обратной связи системы планирования - допускает возможность лица - потребителя планов "вход" системы планирования) представлять предложение об изменении (корректировке) планов при их розробци.
Выполнить все рассмотренные принципы планирования очень трудно, это могут позволить себе только крупные фирмы, имеющие квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество выполняемых принципов планирования определяется сложностью и количеством товаров, выпускаемых и выполняемых услуг, положением и устойчивостью фирми.
Структура и состав плана предприятия (объединения) обычно включает:
план производства и реализации продукции на годовую программу работ;
план материально-технического обеспечения
план технического и организационного развития (развитие техники, технологии и новой продукции);
план по труду и его оплаты (структура и развитие персонала, система оплаты)
бюджетирования, основанный на системе бюджетов (смета доходов и расходов) - финансовый план (балансы, налогообложения, кредиты, плата за фонды, амортизация и т.п.);
план социального развития коллектива (ценностные ориентации, нормы поведения, системы коллективного пользования и т.п.);
план по охране природы и природопользования (контроль над средой, оздоровление среды).
Планы должны разрабатываться на основе передовой технологии, предусматривать непрерывность и специализацию работ, надежность достижения запланированных результатов при условии соблюдения качества выпускаемой продукции и правил техники безпеки.
При определении содержания работ производственный менеджер должен всесторонне рассмотреть психофизиологические и технологические факторы с целью выбора оптимального уровня специализации праци.
Управляющие производством должны понимать, что производственная система является одновременно социальной и технической, поэтому принципы проектирования работ должны включать следующие положения, характерные для социотехнического подхода:
работа должна требовать известной напряжения и содержать элементы разнообразия;
необходимо, чтобы на работе можно было учиться и продолжать свое образование;
работа должна давать возможность реализовывать в определенных пределах технологию принятия решений;
результаты работы должны находить признание при хорошем качестве и определенном степени социальной поддержки коллектива;
необходима реализация определенной зависимости между результатами труда и социальным положением личности;
характер проектируемой работы должен быть увязан с желаемым майбутним.
Поиск совершенствования труда должен идти непрерывно, с учетом его специализации, содержательности, эргономических и поведенческих характеристик человека. При этом необходимо учитывать применяемый инструмент, приемы работы, условия окружающей среды (температура, шум, освещенность и т.п.), в которой выполняется данная робота.
Планы разрабатываются как за отдельными цехами (объектами строительства), так и в целом по предприятию. Наиболее целесообразной является разработка календарного плана работы предприятия на всю годовую программу робит.
Выполнения производственной программы может быть достигнуто двумя путями:
экстенсивным - за счет увеличения количества рабочих, машин, механизмов;
интенсивным - за счет повышения производительности рабочих, машин и механизмив.
Второй путь, как правило, является более эффективным, так как он допускает с наименьшими затратами достичь выполнения производственной програми.
Плановые задания по объему производства и реализации продукции устанавливаются самостоятельно на каждом предприятии по общему объему и номенклатуре, а иногда и по отдельным продуктам, выпускаемых (машинами - в машиностроении, судами - в судостроении, домами - в строительстве). Они включают продукцию основного производства, вспомогательных и подсобных производств. Производственные программы, как правило, складываются товарным и валовым выпуском, исходя из имеющегося спроса.
ГЛАВА 14. Текущее планирование и оперативное управление в антикризисном менеджменте 14.2. Бюджетное планирование (бюджетирование ) деятельности предприятия