3.1. Значение и разработка стратегии

Выбор стратегии - залог успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вчасно.
Выбор стратегии - важнейшая составляющая цикла инновационного менеджменту.
В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентив.
Стратегию можно определить как процесс принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных цилей.
Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его, что обусловлено растущей конкуренцией: нельзя жить только сегодняшним днем, приходится предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной боротьби.
С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной дияльности.
Стратегическое планирование преследует две основные цили.
1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия. Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в але
вых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного «портфеля» пидприемств.
2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).
Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных, позволяя иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Итак, стратегию необходимо разработать так, чтобы, если понадобится, ее можно было заменить инший.
Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, споживачем.
Общая цель организации включает:
основное направление деятельности фирмы;
рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношение к потребителю, ведение деловых связей)
культуру организации, "ее традиции, рабочий климат.
При выборе цели нужно иметь в виду два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может задовольнити.
После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования - конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:
1) прибыльность - добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн ден. ед.;
2) рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии) - например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тыс. шт.
3) производительность - например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции;
4) продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятия некоторых моделей по производству и др.);
5) финансовые ресурсы (размер и структура капитала, соотношение собственного и заемного капитала, размер оборотного капитала и др.);
6) производственные мощности, здания и сооружения - например, новые складские помещения площадью 4000 м 2
7) НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения);
8) организация - изменения в организационной структуре и деятельности, например открыть представительство фирмы в определенном регионе;
9) человеческие ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.);
10) социальная ответственность - например, выделить опре
поделены средства на оборудование ликарни.
Чтобы цель могла быть достигнута, при ее постановке необходимо учитывать следующие требования:
четкая и конкретная формулировка, выраженная в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых)
ограниченность во времени, задан срок достижения (например, наладить серийный выпуск новой модели мясорубки к концу третьего квартала).
Цели могут быть долгосрочными (до десяти лет), среднесрочными (до пяти лет) и краткосрочными (до года). Они уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля;
должны быть достижимыми в принципе;
не должны отрицать друг одного.
Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:
оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;
выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирми.
Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция, поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно для этого провести исследования по следующим направлениям:
оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке, приемы продвижения товаров и т.п.);
исследовать влияние внешней среды на конкурентов;
попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию, составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути протидии.
Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы .
К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и экологические. Фирме следует учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др. Например, потребности подготовки кадров для рыночной экономики, переход к которой осуществляется в России, расширяет рынки учебников по менеджменту и маркетингу.
Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирми.
Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, увеличивается. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей зростае.
Разработанная стратегия редко бывает чисто формальной, основываясь частично на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме (рис. 3.1).
Фаза А является наиболее сложной. Механизм реализации наглядно представлен на рис. 3.2.
Рассмотрим методы выбора инновационной стратегии .
Стратегии могут разрабатываться в разных направлениях. Для того чтобы обосновать выбор стратегии, целесообразно охарактеризовать основные стратегии, которые существуют в современной рыночной экономике (см. табл. 3.1).
Стратегия замещения выбирается, когда рынок достиг насичення.
В теории менеджмента к стратегий замещения относят демпинг, имитацию поведения конкурентов и профилирование. Про-филизация определенной мере связана со стратегией «фокусировки» и предусматривает фокусирование внимания потребителей на особых характеристиках торговой марки.
Стратегии расширения направленные на расширение объема спроса за счет новых групп потребителей или на интенсификацию спроса путем увеличения объема потребления данного товара существующими группами споживачив.
Стратегия расширения выбирается на ранних стадиях жизненного цикла продукции.
Основу выработки инновационной стратегии составляет теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция предприятия и проводимой им научно-техническая политика. Инновационная стратегия направлена на решение долгосрочных задач повышения технико-экономического уровня производства, что требует прогнозных исследований состояния научно-технического прогресса в той или иной области. В зависимости от мети
предприятия могут быть выбраны следующие виды инновационных стратегий (табл. 3.2).
Стратегия конкурентная выбирается при стремлении добиться преимущества в издержках производства и сбыта, дифференциации продукции, концентрации на определенных видах дияльности.
Стратегия маркетинга широкого проникновения избирается с целью быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его частки.
Американскими экономистами М. Мескон и Ф. Хедоури разработана классификация глобальных стратегий развития фирмы. Критерием классификации служит скорость развития пидприемства.
В матрице Мескон - Хедоури представлены следующие глобальные стратегические инициативы:
• стратегия роста;
стратегия ограниченного роста;
стратегия сокращения; Module . сочетание двух или трех стратегий.
Стратегия роста означает, что фирма ежегодно превышать плановые показатели по стратегическим целям по сравнению с уровнем предыдущего року.
В стратегии ограниченного роста показателей план по стратегическим целям устанавливается от достигнутого и означает его корректировки с учетом инфляции.
Стратегия сокращения используется, когда уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в минулому.
Последняя стратегия базируется на сочетании двух или трех стратегий. В решении этой задачи может применяться матрица, разработанная Бостонской консультативной группой, которая используется для разработки перспективного плана выпуска каждого товара с учетом соответствующих матриц конкурентов. Выбора глобальной стратегии предшествует сопоставление рыночной позиции предприятия и конкурентив.
При этом стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Процесс разработки стратегии включает многочисленные переговоры между различными уровнями, направленные на то, чтобы различные цели, стратегии, программы, бюджеты и процедуры были согласованы и подкрепляли друг друга. Сложный и противоречивый процесс согласования стратегических решений является важным моментом стратегического менеджменту.
Бизнес сегодня - это не только конкуренция, но и сотрудничество. Главным становятся две задачи: поиск партнеров на рынке и создание команды на самой фирме, требует иных подходов к управлиння.
Сформулированная стратегия реально воплотится в виде программ, планов, бюджетов, например в виде производственной программы выпуска определенной продукции. Другими словами, стратегия будет конкретизировано посредством выбора количественных характеристик или показателей (оборот, объем производства, прибыль и т.д.), что и обеспечит возможность оценки и контролю.
Порядок установления целей может быть следующим:
подробное описание общих целей, обеспечивающих получение ожидаемого результата, например прибыли;
формирование каждой цели для всех сфер деятельности фирмы;
выбор системы показателей, которые позволяют судить о достижении поставленной цели;. установления нормативов или сроков выполнения работ в соответствующих пидроздилах.
определение оптимальной товарной структуры производства в данный момент времени с учетом достижений научно-технического прогресса; . проведения оперативного учета ресурсов и гибкого маневрирования ими;. выбор формы контроля выполнения планов и их корректировки в случае необходимости. Важно обеспечить увязку всей совокупности планов: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, что требует координации работы менеджеров, участвующих в процессе разработки и реализации проекта.
Глава 3 Выбор инновационной стратегии 3.2. Методы выбора инновационной стратегии