16.4. Повышение эффективности деятельности коллективов (групп) работников

Функционирования групп возможно путем реализации функций менеджмента: планирование, организации взаимодействия, мотивации и контролю.
Центральным элементом функционирования любых групп является собрание, на которых решаются проблемы и принимаются решения. Поэтому важно четко определить периодичность их проведения, содержание проблем, которые будут рассматриваться, список участников, технические средства, которые будут застосовуватися.
Для обеспечения эффективности проведения собрания целесообразно воспользоваться рекомендациями американского специалиста Брэдфорда:
составлять конкретный порядок дня;
обеспечивать свободный обмен информацией между членами группы-полностью использовать способности ее членов (компетентность, опыт, знания, идеи и т.п.)
создавать атмосферу доверия, самовыражения;
рассматривать конфликт как положительный фактор и управлять им;
подводить итоги и разрабатывать будущие заходи.за результатам собрания;
обеспечивать свободное передачи информации в целях борьбы с од-нодумством;
назначать «оппонента» для выдвижения альтернативных идей и «адвоката» для защиты даже неправедного дела;
обеспечивать выслушивания разных взглядов, их критику;
организовывать сбор всех предложений и их обсуждение;
выслушивать идеи пидлеглих.
Менеджер должен понимать, что группа сможет реализовать свою цель и обеспечить эффективную деятельность при положительном влиянии таких факторов:
Численность группы, по мнению разных специалистов, должен составлять 3-4, 4-5, 6-8, 8-11 чел. Так, известно, что наиболее эффективно работают бригады рабочих, которые имеют в своем составе от 5-ти до 25-ти чоловик.
Состав группы. Опыт показывает, что группа должна состоять из непохожих людей, с разными позициями, идеями, способами мышления тощо.
Групповые нормы: гордость за свою работу, желание достичь цели и обеспечить доходность, принципы коллективного труда, профессиональная подготовка, отношение к нововведениям, отношения с заказчиками, способы защиты честности, отношения между членами коллектива, методы распределения заработков тощо.
Сплоченность членов групи.
Групповая единство, то есть механизм подавления отдельной личности с целью не нарушать гармонию групи.
Конфликтность внутри группы. К ней может привести разница в думках.
Статус членов группы. Определяется старшинством в должностной иерархии, должности, размещением кабинета, образованием, уровнем заработной платы (доходов), социальными талантами людей, опытом, информированностью тощо.
Роли членов группы, т.е. выделение людей, которые будут заниматься решением групповых задач, выдвижением альтернативных решений, подготовкой информации, начагодженням коммуникаций тощо.
Обеспеченность группы информациею.
Взаимоотношения группы с руководителем организации, ее подразделениями, служащими, должностными лицами, другими групами.
Наличие определенных прав и обязанностей у членов груп.
Скорость принятия и выполнения ришень.
Механизм принятия компромиссных ришень.
Формирование затрат (материальных, трудовых, финансовых), связанных с функционированием групп.
16.3. Социально-психологическая структура коллектива 16.5. Управления социально- психологическим климатом коллектива