6.2. Методологический подход к выработке принципов управления

Причины кризиса многих крупных и успешно действующих корпораций зачастую заключаются не в том, что какие-то функции менеджмента предприятия выполняются не так, как нужно, и даже не в допущенных ошибках. В большинстве случаев все делалось правильно, но - безрезультатно, т.е. возникает ситуация, когда действия и результат не согласуются. При таких обстоятельствах причина кризиса заключается в устарелости основных принципов и положений, на основе которых создавалась организация и осуществлялось управление нею.
Основу построения и управления современной предпринимательской организацией составляют принципы бизнеса, которые, во-первых, определяют организационное поведение, принимаемые, оценку результатов деятельности. Во-вторых, формируют представление о рынках потребителей, о конкурентах, о технологии и изменения их, о преимуществах и слабые места компании, об источниках ее доходов. Наличие адекватных и эффективных принципов бизнеса приводит к отличным результатив.
Характерен спад в деятельности многих крупных и успешно действующих в прошлом организаций во всем мире связан с тем, что их принципы бизнеса не работают. То, что стратегия, методы, процедуры, которые успешно использовались в течение десятилетий, перестают приносить успех, объясняется тем, что действительность, реальные условия, в которых действуют организации, существенно изменились, а принципы ведения бизнеса не были соответственно зминени.
Теория современного бизнеса в части его принципов включает, во-первых, представление о внешней среде, условия функционирования организации; общество и его структуру; рынок; потребителей; технологии. Этот набор представлений определяет понимание того, за что организации платять.
Во-вторых, представление о специфической цели и задачи организации, ее роль в экономике и обществе, т.е. о ее миссию. Миссия организации определяет, какие результаты своей деятельности она сочтет видатними.
В-третьих, представление о ключевых компетенции, т.е. об основе потенциала как главного ресурса организации, необходимого для ее миссии (например, рыночные возможности, техническое лидерство, какие сферы бизнеса следует оставить). Они определяют, в какой сфере следует добиваться совершенства, развивать преимущества для того, чтобы сохранить лидерство.
Все это представляется достаточно простым. Однако, как правило, требуются годы кропотливой работы, анализа и экспериментирования для того, чтобы достичь четких, содержательных и эффективных принципов ведения конкретного бизнеса. Каждая организация, желающая добиться успеха, должна разработать эти принципи.
Требования к надежных и эффективных принципов бизнеса таковы:
представление о внешней среде, миссию и ключевые компетенции должны соответствовать реальности; все три вида представлений должны соответствовать друг другу;
принципы бизнеса должны быть известны и понятны членам организации ". Этого легко достичь на ранних этапах ее существования, но впоследствии, по мере достижения успеха, они начинают восприниматься как должное, им уделяется все меньше внимания; ответственные лица продолжают помнить ответа, но забывают вопросы; принципы бизнеса превращаются в культуру, но она не может заменить их;
принципы бизнеса должны постоянно проверяться и приходиться практикой, так как они имеют характер гипотезы, которой оперируют по изменяющимся объектов анализа. Следовательно, их составной частью должно быть способность к само-изменения, саморазвития. Научным основанием выработки эффективных принципов управления предпринимательской деятельностью современной фирмы является изучение теоретического наследия классической школы менеджмента относительно принципов менеджмента.
6.1. Понятие и эволюция принципов управления 6.3. методы менеджмента