6.3. Финансовое управление товарно -материальными запасами

Для бесперебойного осуществления уставной деятельности предприятие должно иметь достаточный размер запасов сырья и материалов, готовой продукции, товаров для торговли. С учетом специфики производственного цикла и особенностей организации материально-технического обеспечения на предприятии нужно поддерживать рациональный транспортный, подготовительный, текущий и страховой запасы по всей номенклатуре товарно-материальных цинностей.
В современных условиях предприятиям жестко не навязываются нормативы формирования оборотных средств, и они могут содержать на своем балансе столько запасов, сколько выдержат их финансовые источники. Вместе с тем, несмотря на дерегуляцию процесса формирования оборотных активов, возрастает роль экономического обоснования необходимых размеров товарно-материальных запасов. Такая информация необходима любому субъекту хозяйствования для выработки определенной тактической линии во взаимоотношениях с банками, поставщиками, биржами и т.п.. В критических ситуациях предприятие может продать часть своих запасов или, наоборот, срочно закупить их любой ценой, чтобы не остановился производственный цикл.
В процессе финансового управления товарно-материальными запасами особое внимание необходимо обратить на определение:
оптимального объема заказа;
момента заказа;
рационального способа закупивли.
Оптимальным является такой размер заказа, который минимизирует совокупные расходы на обслуживание товарно-материальных запасив.
Как видно из приведенной на рис. 6.10 классификации, в составе совокупных расходов выделяют затраты на хранение и расходы на заказ товарно-материальных цинностей.
Как видно из графика на рис. 6.11, тенденции изменения величины этих затрат в зависимости от объема разового заказа неодинаковы.
Так, если одновременно заказывать большее количество товарно-материальных ценностей, уменьшится количество заказов и, соответственно, меньше будет стоимость их выполнения. Время, закупка сырья и материалов большими партиями приведет к увеличению размера среднего запаса и, соответственно, возрастет стоимость его хранения. Цель управления как раз и состоит в уменьшении стоимости хранения больших партий по сравнению со стоимостью размещения большего количества заказов за счет определения их оптимального обсягу.
Оптимальный объем заказа - это такая заказана количество товаров, по которой совокупные расходы на организацию заказа и хранения запасов будут минимальними.
Для определения оптимального объема заказа (ОР3) применяется модель Уилсона:
(6.2)
где П - потребность в запасах за весь период (год, квартал, месяц); Воз - расходы на организацию заказа на всю партию товара; В3 - затраты на хранение единицы товару.
Для того чтобы определить период обновления заказ, необходимо знать, сколько времени проходит с момента его оформления до фактического исполнения (т.е. поставки заказанной партии). Этот период называется циклом заказа. На практике для определения цикла заказа нужно сопоставить продолжительность выполнения десяти последних заказов и выбрать найбильшу.
Упрощенно момент повторного заказа можно найти путем умножения цикла заказа на ежедневные (еженедельные) расходы запасов. Для материалов, деталей и вспомогательных материалов моментом для повторного заказа тот день, когда заявку отправлено поставщику. Для запасов полуфабрикатов собственного производства моментом возобновления заказ будет тот день, когда с учетом длительности производственного цикла необходимо заказывать изготовление новой партии продукции.
Показатель оптимального объема заказа позволяет определять оптимальный момент для возобновления заказа, сводится к установлению срока между предыдущей поставкой товарно-материальных ценностей и следующим заказом. В этот день в распоряжении предприятия остается критический остаток запасов, которого хватит как раз до поступления новой партии. Для определения оптимального момента для возобновления заказа применяется такая количественная модель:
(6.3)
где ta - оптимальный момент возобновления заказа;
Вкр - критический остаток запасов;
ОРЗ - оптимальный размер заказа;
* Ц - длительность цикла заказа;
В0 - расходы товарно-материальных ценностей за единицу времени в соответствии с производственными потреб.
Закон, открытый итало-швейцарским инженером и экономистом Вильфредом Парето (1848-1923 pp.), Может применяться практически во всех сферах человеческой деятельности. Так, по производству этот закон означает, что 20% предприятий отрасли выпускают 80% ее основной продукции; относительно торговли - на 20% оптовиков приходится 80% суммы всех торговых операций и т.д.. С позиций менеджмента товарно-материальных запасов этот закон означает, что 20% статей запасов занимают 80% в стоимости всех закупленных товарно-материальных ценностей, а следовательно, на 80% определяют общий результат управления запасами. И наоборот, время и усилия, потраченной на управление другими 80% позиций товарно-материальных ценностей, могут изменить общий результат не более чем на одну пятую.
Поэтому по закону Парето финансовым менеджерам целесообразно сконцентрировать свое внимание на тех 20% статей запасов, в которых связано до 80% финансовых ресурсов фирмы этого целевого назначения. Такая категория запасов требует жесткого контроля со стороны специалистов финансовой службы. Для этой категории запасов целесообразно активно применять рассмотренные выше количественные модели, поскольку за счет оптимизации их объема и времени закупок предприятие может получить значительный ефект.
Вместе с тем, от количественных моделей управления товарно-материальными запасами можно отказаться в случае:
нестабильных поставок товарно материальных запасов (забастовки, перебои в производстве, проблемы с импортом, транспортировкой и т.д.);
ожидаемого повышения цен на товарно-материальные запасы (чем выше уровень инфляции, тем больше фактические запасы сравнению с их оптимальным объемом)
неопределенности условий хозяйствования (должен быть определенный резерв на случай развития событий по неблагоприятному сценарию)
быстрого физического или морального износа товарно-материальных ценностей (в таком случае фактические объемы запасов могут быть, наоборот, меньше оптимальные, что требует более частых закупок).
Важным моментом финансового управления товарно-материальными запасами является обоснование рационального способа их закупки. При этом нужно понимать, что нет идеального способа закупок, и конкретный выбор финансового менеджера должен базироваться на анализе всех плюсов и минусов каждой из возможных альтернатив, учете конкретных условий и задач деятельности. В систематизированном виде преимущества и недостатки наиболее распространенных способов закупки сырья приведены в табл. 6.4.
Как видно из табл. 6.4, к преимуществам завышенного объема запасов относятся возможность экономии времени в процессе производства, большая эластичность предприятия в случае повышения рыночного спроса на его продукцию. Кроме того, покупая сырье и материалы большими партиями, руководители отдела сбыта могут добиваться значительных ценовых скидок, что также является своеобразным стимулом для создания больших запасив.
Вместе с тем, практика работы отечественных предприятий свидетельствует о высокой затратности такой политики. С точки зрения рационального управления товарно-материальными запасами, финансовые менеджеры должны избегать лишних и избыточных запасов. Запасы товарно-материальных ценностей можно увеличивать только до тех пор, пока полученная экономия превышает общие расходы на содержание дополнительных запасов. Кроме того, максимальный объем остатков должно обязательно согласовываться с производственной и маркетинговой службами.
И, наоборот, довольно трудно и рискованно осуществлять "мгновенное" управление запасами, т.е. закупать товарно-материальные ценности в момент необходимости на них (работать "с колес"). Такой способ закупки возможен лишь при условии:
слаженной системы производства;
своевременной и достоверной информации о состоянии рынка сырья;
наличия надежных поставщиков;
эффективного оперативного маневрирования запасами.
Таким образом, хотя управление запасами не является прямой функцией финансового директора, инвестирования денежных средств в товарно-материальные ценности является важным аспектом финансового менеджмента. Финансовые менеджеры должны быть хорошо знакомы с методами контроля запасов и уметь эффективно перераспределять вложенный в них капитал. При этом необходимо осознавать, что чем больше уровень рентабельности активов и, соответственно, выше возможные (альтернативные) издержки, связанные с инвестированием денежных средств в запасы, тем меньше оптимальный объем заказа и средний объем запасив.
В условиях нестабильного спроса на рынке сырья и неопределенности годовой потребности предприятия в запасах товарно-материальных ценностей финансовые менеджеры заинтересованы в уменьшении цикла заказа, поскольку при этом уменьшается потребность в страховых запасах и, соответственно, уменьшается общий объем инвестиций в запасы, если другие условия не изменяются . То есть, чем выше возможные (альтернативные) издержки при инвестировании денежных средств в товарно-материальные запасы, тем более насущной является потребность в уменьшении сроков выполнения заказов на их поставку.
6.2. Тактика формирования оборотных активов и стратегии их финансирования 6.4. Управление денежными активами