1.2. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ И КРИВАЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С точки зрения отдельного потребителя и производителя

Потребители и производители сходятся на рынке. Для лучшего понимания процессов, происходящих на рынке, допустим, что на нем есть много покупателей и продавцов. Никто из них не может контролировать рынок, а следовательно, влиять на цены. На таком идеальном рынке каждый из потребителей и производителей имеет полный доступ к достоверной информации. Именно здесь становятся известными намерения производителей продавать и намерения потребителей покупать. Намерения производителей отражает кривая предложения, намерения потребителей - кривая попиту.
Цен на товар, скажем, 30 коп. за 1 кг арбузов средней массой 4 кг производители были бы согласны поставлять на рынок 6500 тыс. шт. арбузов. Однако потребители согласны купить за такую цену только 5000 тыс. шт. арбузов. Итак, избыток товара составит 1,5 млн шт. Обнаружив превышение предложения над спросом, производители примут решение продавать товар по более низкой цене, чтобы уравновесить рынок. Более низкой цены единицы массы товара, скажем, 35 коп., Потребители купили 6500 тыс. шт. арбузов, однако производители могли бы предлагать на продажу лишь 5700 тыс. их. В таком случае спрос будет превышать предложение на 750 тыс. арбузов, и потребители вынуждены будут платить более высокую цину.
Такая взаимосвязь между поведением потребителя и производителя показано в табл. 1.1 и на рис. 1.3. В них наглядно отражено колебания спроса и предложения, которое продолжается до тех пор, пока не произойдет их совпадение. Это может произойти при цене 1 кг арбузов 40 коп. и количества товара 6000 тыс. шт.
В табл.1.1 показано излишки и дефицит товара, а на рис.1.3 - траектория колебаний спроса и пропозиции
Как видим, существует единственная точка, в которой удовлетворяется как потребность потребителя приобрести товар, так и желание производителя продать его. Именно в этой точке кривая спроса DD и кривая предложения SS пересекаются. Цен 40 коп. за 1 кг производители согласны поставлять на рынок 6000 тыс. арбузов, а потребители согласны купить их по такой же цене. Так достигается цена равновесия (равновесие рынка), при которой спрос не превышает предложения и не меньше ее. Точка равновесия рынка Е показана в табл.1.2 и на рис. 1.4.
Выше мы рассмотрели, как складывается «коллективная» взаимодействие на рынке всех потребителей и производителей крупного региона или страны. Теперь возникает резонный вопрос: как рассматривают спрос и предложение отдельные потребители и производители и как отражается на принятии ими решений соотношения между этими составляющими рынка? Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует прежде всего осознать, что отдельный потребитель является лишь одним среди многих и не может влиять на рыночную цену товара, покупая большую или меньшую его количество. Хотя всем потребителям вместе и «удается» снизить цену, когда предложение превышает спрос, они платят высокую цену, когда спрос превышает предложение, каждый отдельный потребитель вынужден принимать ту цену, которая сложилась на рынке, и закупает определенное количество товара в зависимости от индивидуальных обстоятельств.
Становится понятным, что потребитель не может купить товар по цене ниже рыночной. Если же он предложит цену выше рыночной, он зря тратить деньги, то можно купить нужное количество товара по цене, уже сложившейся на уравновешенном рынке. Поэтому кривая предложения с точки зрения отдельного потребителя имеет вид горизонтальной линии ss (рис.1.5). Ведь сколько бы он не покупал товара, все равно это настолько мало, что не может повлиять на поведение производителей, а следовательно, и на предложение. Кривая спроса отдельного потребителя dd отражает его индивидуальные потребности и возможности собственного бюджету.
Количество товара, которое купит такой потребитель, показана на рис.1.5 в точке, в которой пересекаются кривая спроса dd и кривая предложения ss. В нашем примере потребитель за 10 дней купил 9 кавунив.
Каждый производитель, как и каждый отдельный потребитель, является одним из многих и не может влиять на цену товара независимо от того, больше или меньше им произведено товара. Хотя всем производителям приходится «коллективно» снижать цену, когда складывается избыток предложения, и удается повысить цену при избытке спроса, отдельный производитель вынужден принимать ту цену, которая сложилась на рынке. Производитель принимает решение об изменении объемов производства продукции в зависимости от тех или иных индивидуальных обстоятельств. Если он захочет продать свой товар по цене выше рыночной, он не сможет его реализовать, если этот товар по своим качественным характеристикам не лучше аналогичный товар конкурентов. Предлагая свою продукцию по цене ниже цены равновесия, производитель терять деньги, поскольку этот товар можно продать по более высокой циною.
Сказанное дает основания для вывода, что с точки зрения отдельного производителя кривая спроса имеет вид горизонтальной линии dd (рис.1.6). Кривая предложения ss со стороны отдельного производителя отражает специфические местные условия, в которых он работает. Этот производитель производит такое количество продукции, при которой кривая его предложения ss пересекает кривую спроса dd. В нашем примере производитель производить 4 тыс. арбузов.
1.1. СПРОС ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ товара производителю 1.3. ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ