Российские компьютерные сети

РОССИЙСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ.
ВВЕДЕНИЕ.
Слово "Internet" несколько лет назад было известно лишь узкому кругу
специалистов по компьютерным сетям, а сегодня оно не сходит с полос компьютерных
газет и журналов, часто встречается в неспециализированных изданиях и звучит в
передачах телевидения и радио. Чем же привлекает столь пристальное внимание эта
глобальная сеть, с развитием которой связывают новый этап в информационной
революции конца двадцатого столетия? Прежде всего практически неограниченными
возможностями распространения информации, доступа к накопленным информационным
ресурсам и общения между пользователями компьютерных сетей в различных странах
мира.
Число пользователей Internet в мире строго подсчитать невозможно, но по
приблизительным оценкам оно составляет несколько десятков миллионов человек. По
одной из методик подсчета количество хост-компьютеров, подключенных к Internet,
в январе 1996 года превысило 9.5 миллионов, и этот показатель в последнее время
ежегодно удваивался. Количество WWW-серверов растет еще более высокими темпами,
что привело к настоящему информационному взрыву. В июне 1996 года одной из
программ автоматического поиска в мире было обнаружено более 240 тысяч
WWW-серверов.
В России пока не было опубликовано обоснованных данных об общем количестве
пользователей Сети и хост-компьютеров, но в результате обсуждения этого вопроса
в кругу специалистов и попыток сделать разумные оценки, все склоняются к тому,
что число работающих хост-компьютеров составляет несколько десятков тысяч, а
число пользователей, работающих в режиме on-line, превысило стотысячный рубеж.
Число российских WWW-серверов, на которых представлена самая разнообразная
информация, в июле 1996 года составляло около полутора тысяч. Конечно, для такой
страны, как Россия, это еще очень скромные показатели, однако темпы роста и
проявляемый к Internet интерес внушают оптимизм.
РОССИЙСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ.
Internet представляет собой всемирное объединение взаимосвязанных компьютерных
сетей. Использование общих протоколов семейства TCP/IP и единого адресного
пространства позволяет говорить об Internet как о единой глобальной "метасети",
или "сети сетей". При работе на компьютере, имеющем подключение к Internet,
можно установить связь с любым другим подключенным к Сети компьютером и
реализовать обмен информацией с использованием того или иного прикладного
сервиса Internet (WWW, FTP, E-mail и др.).
Домашний компьютер или рабочая станция локальной сети получает доступ к
глобальной сети Internet благодаря установлению соединения (постоянного или
сеансового) с компьютером сервис-провайдера (Internet service provider) -
организации, сеть которой имеет постоянное подключение к Internet и
предоставляет услуги другим организациям и отдельным пользователям. Региональный
сервис-провайдер, работающий с конечными пользователями, подключается, в свою
очередь, к более крупному сервис-провайдеру - сети национального масштаба,
имеющей узлы в различных городах страны или даже в нескольких странах.
Национальные сети получают доступ в глобальный Internet благодаря подключению к
международным сервис-провайдерам - сетям, входящим в мировую магистральную
инфраструктуру Internet. Кроме того, региональные и национальные
сервис-провайдеры, как правило, устанавливают соединения между собой и
организуют обмен трафиком между своими сетями, чтобы снизить загрузку внешних
каналов.
Темпы развития Internet в той или иной стране во многом определяются развитием
национальной инфраструктуры IP-сетей (компьютерных сетей, построенных на основе
протоколов TCP/IP), включающей магистральные каналы передачи данных внутри
страны, внешние каналы связи с зарубежными сетями и узлы в различных регионах
страны. Степень развитости этой инфраструктуры, характеристики каналов передачи
данных, наличие достаточного количества местных сервис-провайдеров определяют
условия работы конечных пользователей Internet и оказывают существенное влияние
на качество предоставляемых услуг.
Пользователь, получивший полный доступ к Internet, становится равноправным
членом этого мирового сообщества и, вообще говоря, может не интересоваться тем,
какие региональные и национальные сервис-провайдеры предоставляют этот доступ.
Любой пользователь Relcom, Sovam Teleport, RUNNet или какой-либо другой
российской сети, входящей в Internet, одинаково легко может отправить
электронное письмо в Австралию, посмотреть на любимые полотна импрессионистов на
WWW-сервере Лувра, получить доступ к базам данных, предлагаемым компанией
"Демос", или скопировать новое программное обеспечение с FTP-сервера,
установленного в штаб-квартире фирмы Microsoft в Редмонде, США.
Однако условия работы пользователей, подключенных к Internet через разные сети,
могут все же несколько отличаться.
В России, как и в других странах мира, существует и развивается несколько
национальных сетей, являющихся сервис-провайдерами Internet. Чтобы иметь
представление о развитии IP-сетей в России, их истории и географии,
характеристиках каналов передачи данных и предлагаемом информационном сервисе, в
данном разделе приводится краткая информация о ряде компьютерных сетей,
предоставляющих российским пользователям услуги Internet. Поскольку глобальные
сети имеют достаточно сложную иерархическую структуру, понятие "сеть" может
подразумевать различные объединения компьютеров и локальных сетей. Например,
можно говорить о сети местного сервис-провайдера, об объединенной региональной
сети, о корпоративной сети национального масштаба и, наконец, о логической сети,
построенной на основе одной или нескольких физических сетей. В данный обзор
включены только физические сети, имеющие узлы в различных городах России,
осуществляющие сетевое взаимодействие с зарубежными сервис-провайдерами по
собственным каналам и обмен трафиком с другими российскими сетями.
Все рассматриваемые ниже сети интенсивно развиваются: появляются новые узлы в
различных городах России, организуются новые каналы и увеличивается скорость
передачи данных в уже используемых линиях связи, создаются новые информационные
службы и расширяется спектр услуг, предлагаемых пользователям.
1.1. Relcom
Сеть Relcom (Релком) была создана в 1990 году на основе компьютерной сети,
объединявшей разработчиков и пользователей UNIX-совместимых систем института
атомной энергии им. И. В. Курчатова (ныне Российский научный центр "Курчатовский
институт") и малого предприятия "Демос" (ныне Компания "Демос"). Название сети
образовано в результате сокращения двух английских слов "RELiable
COMmunications" - "Надежные коммуникации". В течение 1990 года к этой сети
подключилось несколько московских научно-исследовательских организаций, а в
августе 1990 года сеть Relcom подключилась к сети EUnet - крупному европейскому
коммерческому сервис-провайдеру, имеющему точки присутствия практически во всех
странах Европы, - и была зарегистрирована как часть европейского сетевого
консорциума EUnet.
В дальнейшем сеть Relcom интенсивно развивалась и стала крупнейшим
сервис-провайдером Internet на территории бывшего СССР. Relcom имеет узлы в 11
государствах СНГ: Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане,
Кыргизстане, Латвии, Литве, России, Узбекистане, Украине. По данным АО "Релком"
в апреле 1996 года узлы сети работали более чем в 140 городах бывшего СССР и
обслуживали более 350 тысяч абонентов. Часть узлов имеет полное подключение к
Internet (IP-подключение), а часть - осуществляет только обмен электронной
почтой по протоколу UUCP. В России узлы Relcom имеют IP-подключение более чем в
50-ти городах.
Будучи образованной как сеть научно-исследовательских организаций, Relcom
привлекла внимание различных предприятий и индивидуальных пользователей и в
настоящее время является коммерческой сетью, предоставляющей широкий набор услуг
как в режиме электронной почты (UUCP-подключение), так и в режиме on-line на
основе IP-подключения. Услуги предоставляются пользователямкак по коммутируемым,
так и по выделенным телефонным линиям. Возможно подключение локальных сетей
организаций к узлам Relcom по высоко-скоростным цифровым каналам.
Из всех российских сетей Relcom сегодня располагает наиболее разветвленной
инфраструктурой, представленной многочисленными узлами сети, расположенными по
всей территории России, а также в других странах на территории бывшего СССР.
Сеть Relcom использует различные типы цифровых и аналоговых каналов: телефонные
сети общего пользования, "Искра" и разные виды выделенных каналов. Работают
шлюзы в системы телексной, телетайпной и факсимильной связи; появляются шлюзы с
пейджинговыми компаниями.
Являясь с точки зрения пользователей единой сетью, Relcom на самом деле состоит
из двух частей, головные узлы которых принадлежат AO "Релком" (сеть
EUnet/Relcom) и компании "Демос" (сеть Demos/Internet). (Заметим, что название
компании "Демос", созданной в 1989 году группой сотрудников ИПК Минавтопрома и
ИАЭ им. И. В. Курчатова, произошло от одной из ее первых разработок -
многопользовательской операционной системы ДЕМОС - Диалоговая Единая Мобильная
Операционная Система. Компании "Демос" принадлежит торговая марка "Relcom".) Обе
компании имеют в Москве по нескольку узлов, соединенных между собой
высокоскоростными каналами (типичная скорость 2 Мбит/с), к которым, наряду с
конечными пользователями, подключены узлы в других городах. АО "Релком" имеет
также узел в Санкт-Петербурге, соединенный с московским узлом наземным каналом 2
Мбит/с.
Вследствие согласованной технической политики для пользователей такое деление
сети практически незаметно. В остальном политика этих двух компаний различается.
Если АО "Релком" тяготеет к взаимодействию с государственными структурами (можно
упомянуть в качестве примера проект "Деловая сеть России"), то компания "Демос"
ориентируется, в основном, на независимые коммерческие организации. Имеются
различия и в других аспектах деятельности: коммерческом, маркетинговом,
региональном и пр.
До июля 1996 года компании совместно использовали два магистральных канала:
канал АО "Релком" С.-Петербург - Хельсинки (1 Мбит/с) и канал компании "Демос"
Москва - Амстердам (256 кбит/с), причем маршрутизация была организована таким
образом, что трафик в Европу шел через Амстердам, а в США - через Хельсинки. В
конце июня 1996 года компания "Демос" ввела в эксплуатацию новый наземный канал
в США Москва - Бостон производительностью 2 Мбит/с, непосредственно связавший
московский узел "Демос" с крупнейшим американским сервис-провайдером - MCI
Telecommunications Corporation . Этот канал является сегодня наиболее
высокоскоростным зарубежным каналом российского Internet.
Пользователям в различных городах России доступ к сети Relcom предоставляют
организации-поставщики сетевых услуг (узлы Relcom), действующие в большинстве
случаев как самостоятельные коммерческие фирмы, связанные договорными
отношениями с головными узлами. Ценовая политика узлов Relcom, в том числе и
головных - "Демос" и АО "Релком", - несколько различается. Хотя единых тарифов
для всей сети пока нет, однако усиливается тенденция к унификации ценовой
политики.
В узлах сети Relcom поддерживается большое число WWW- и FTP-серверов. В качестве
примеров крупных информационных систем можно привести такие WWW-серверы, как
"Relis-Online" , "Russia on the Net" , "Сервер баз данных", "РИТМ-Пресс",
FTP-сервер "Киархив".
Большой популярностью пользуются телеконференции на русском языке,
поддерживаемые в сети Relcom и распространяемые по всему миру. Значительная
часть этих конференций посвящена коммерческой информации. Пользователи Relcom
могут также подписаться на большинство телеконференций UseNet.
В настоящее время основная часть из нескольких сот тысяч пользователей сети
Relcom пока работает в off-line режиме, обеспечивающем только услуги электронной
почты. Тем не менее в рамках технологии электронной почты пользователям доступны
многие информационные источники, в том числе телеконференции и файловые архивы,
благодаря наличию в узлах сети почтовых серверов. В настоящее время происходит
переход к широкому использованию IP-услуг c cоединением по коммутируемым
(dialup-IP) или выделенным линиям. Большинством местных сервис-провайдеров также
предлагается доступ on-line к Internet в режиме удаленного терминала узлового
хост-компьютера, однако этот способ не получил массового распространения и
постепенно вытесняется IP-подключением.
1.2. Sovam Teleport
Sovam Teleport (Совам Телепорт) является совместным предприятием, созданным в
1990 году тремя учредителями: Институтом автоматизированных систем (Россия),
Cable & Wireless (Великобритания) и San-Francisco/Moscow Teleport Inc. (США). В
настоящее время Sovam Teleport входит в группу компаний Global Telesystems
Group.
Компания Sovam Teleport предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг,
в число которых входит и полный доступ в Internet. Услуги подключения к Internet
предоставляют отделения компании, находящиеся в ряде городов России и входящие в
сеть SovamNet. Отделения Sovam Teleport имеются в следующих городах России и
стран СНГ: Алма-Ате, Баку, Владивостоке, Екатеринбурге, Ереване, Казани,
Калининграде, Киеве, Кургане, Мариуполе, Минске, Новосибирске, Перми,
Петрозаводске, Риге, Санкт-Петербурге, Ташкенте, Тбилиси, Уфе.
Для обеспечения связи с узлами в разных городах используются, в основном,
спутниковые каналы со скоростью передачи данных 64 кбит/с. Связь российской
части сети SovamNet с зарубежными сетями осуществляется по каналам Москва -
Сан-Франциско (512 кбит/c), Москва - Лондон (128 кбит/с) и Санкт-Петербург -
Копенгаген (128 кбит/c). Следует отметить, что, развивая сотрудничество с
мировым сообществом Internet, компания Sovam Teleport стала первым российским
членом CIX (Commercial Internet eXchange) - ассоциации, членами которой являются
крупнейшие национальные и международные сервис-провайдеры.
Наряду с услугами электронной почты и IP-подключения, Sovam Teleport
предоставляет услуги подключения по протоколам X.25 и Frame Relay, создания
распределенных корпоративных сетей, подключения банков к глобальным
расчетно-информационным системам (система S.W.I.F.T. и др.), а также услуги
доступа к различным мировым информационным ресурсам и ресурсам ряда зарубежных
корпоративных сетей, которые не являются свободно доступными в Internet.
В настоящее время деятельность по предоставлению услуг Internet компания Sovam
Teleport проводит в рамках проекта "Россия-Он-Лайн" (РОЛ, Russia Online),
который был начат осенью 1995 года. При разработке проекта за исходную модель
была взята гигантская телекоммуникационная и информационная система США -
America Online , чем, вероятно, объясняется название проекта. Проект носит
комплексный характер и включает как работу по подключению пользователей с
предоставлением необходимого программного обеспечения, так и развитие
информационных ресурсов сети, часть которых является свободно доступной всем
пользователям Internet, а другая часть доступна только зарегистрированным
пользователям "России-Он-Лайн". Зарегистрированными пользователями
"России-Он-Лайн" могут быть как "прямые пользователи", то есть те, кто получил
доступ к Internet через Sovam Teleport, так и любые пользователи Internet,
подключающиеся через другие сети, но оплатившие информационные услуги
"России-Он-Лайн".
Информационная часть проекта реализована на базе первого в России коммерческого
WWW-сервера "Россия-Он-Лайн". Этот сервер доступен всем пользователям Internet и
содержит информацию (на русском и английском языках), представленную в таких
разделах, как Бизнес и Финансы, Законодательство, Политика, Пресса, Магазины,
Культура и многие другие. Информация в эти разделы поставляется десятками
агентств и компаний, включая Известия, Институт открытой прессы, ПРАЙМ, РИНАКО,
Инфо-рынок и др. Наряду с российскими источниками, на сервере представлены Daily
Telegraph, Die Welt, Der Spiegel, Associated Press и другие западные источники
информации. Многие разделы РОЛ являются бесплатными для пользователей Internet,
но имеется и ряд коммерческих разделов, доступ в которые предоставляется после
дополнительной регистрации. Широко практикуется размещение на сервере РОЛ
коммерческой и рекламной информации различных фирм.
Подключение пользователей "России-Он-Лайн" проводится в рамках сети SovamNet.
При этом пользователи получают комплект необходимого программного обеспечения,
полный доступ в Internet по протоколу TCP/IP по телефонным линиям (dialup-IP),
электронный почтовый ящик и право выхода на коммерческие разделы РОЛ.
1.3. Sprint-Russia
Крупнейшая международная сеть Sprint , предоставляющая широкий спектр
телекоммуникационных услуг, включая IP-сервис, практически во всех странах мира,
имеет и российскую часть - сеть Sprint-Russia (RoSprint), поддерживаемую АО
"РОСПРИНТ". Sprint-Russia является коммерческой сетью, ориентированной в
значительной степени на организации, работающие в сфере экономики и бизнеса.
Российская часть сети Sprint имеет десятки узлов на территории России, связанных
с узлами этой сети в других странах. Сеть RoSprint предоставляет самые
разнообразные телекоммуникационные услуги, среди которых и полное подключение к
Internet. Пользователи Sprint имеют доступ к большому числу коммерческих баз
данных, к факсовым и телетайпным шлюзам, к банковским информационным сетям. Как
это ни удивительно, но в компьютерной прессе и на сервере www.rosprint.ru
удается найти очень мало информации о деятельности Sprint в России в сфере
предоставления услуг Internet. Поэтому пока для большинства российских
специалистов и пользователей Internet RoSprint остается несколько загадочным
сервис-провайдером, хотя и внушающим несомненное уважение как представитель
группы Sprint в России.
В 1996 году три крупнейшие мировые телекоммуникационные компании - Deutsche
Telekom, France Telecom и Sprint объединили свои усилия и создали группу
компаний Global One, предоставляющую полныйкомплекс современных
телекоммуникационных услуг во многих странах мира. В январе 1997 года появился
новый российский сервер - www.global-one.ru, который еще находился в процессе
формирования и на котором пользователи, вероятно, вскоре найдут более подробную
информацию о том, что предлагает Global One.
1.4. GlasNet
GlasNet - одна из первых неправительственных и некоммерческих сетей бывшего
СССР, предоставивших услуги Internet. Сеть GlasNet работает с марта 1991 года и
имеет центр управления в Москве. GlasNet входит в международную организацию
Association for Progressive Communications (APC, Ассоциация поддержки
прогрессивных коммуникаций), объединяющую компьютерные сети во многих странах
мира и оказывающую поддержку их работе. В настоящее время GlasNet предоставляет
как полный набор IP-услуг, так и услуги электронной почты на базе
UUCP-технологии. GlasNet использует выход в Internet через каналы компаний Demos
и Sprint. Кроме того, GlasNet имеет соединения с сетями пакетной коммутации
"Роснет" и "Инфотел".
1.5. RUHEP/Radio-MSU
RUHEP расшифровывается как Russian High Energy Physics, а MSU Moscow State
University. Ядро компьютерной сети RUHEP/Radio-MSU оформилось в конце 1993 года,
когда почти одновременно были сданы в эксплуатацию три радиорелейные линии,
связывающие московские научные центры с НИИ ядерной физики МГУ, система
оптоволоконных линий в Московском университете и спутниковый канал на
Национальный немецкий научный центр по физике высоких энергий DESY в Гамбурге с
пропускной способностью 256 кбит/с (с декабря 1995 - 1024 кбит/с). Тогда же сеть
RUHEP/Radio-MSU стала Internet-провайдером в странах СНГ.
Сеть строится в первую очередь на базе научно-исследовательских центров ядерной
физики России и стран СНГ, которые образуют ядро сети RUHEP (Российская сеть по
физике высоких энергий и фундаментальной физике), однако сеть предоставляет
доступ в Internet любым научным и некоммерческим организациям России и стран
СНГ.
Основной узел международных коммуникаций сети RUHEP/Radio-MSU размещен в
немецком центре физики высоких энергий DESY в Гамбурге. Этот центр является
точкой присутствия российской сети в Западной Европе и управляется сетью
RUHEP/Radio-MSU. Через него осуществляется связь с немецкой научной сетью DFN, а
затем через европейскую сеть EuropaNet - с остальными странами мира. Центр
управления сети RUHEP находится в НИИ ядерной физики Московского
государственного университета (НИИЯФ).
Международный канал НИИЯФ (Москва) - DESY (Гамбург) стал в 1996 году
спутниково-наземным после организации дополнительной наземной цифровой линии
(128 кбит/с). Использование разделения трафика по типу протокола передачи данных
позволило создать канал с пропускной способностью (1152 кбит/с) и
потребительскими качествами наземного при существенно меньшей стоимости.
Выбор узла в Гамбурге в качестве центральной точки для спутниковых каналов
обусловлен характером трафика. Анализ показал, что наибольший поток информации
идет из-за рубежа к пользователям России и стран СНГ. Поэтому приход всех
магистральных каналов из разных городов непосредственно в Германию в данный
момент является целесообразным.
Сеть RUHEP/Radio-MSU имеет самую большую в СНГ систему международных каналов. В
настоящее время, кроме комбинированного спутниково-наземного канала Москва -
Гамбург, в инфра-структуру сети входят магистральные спутниковые линии на Ереван
(ЕРФИ, 64 кбит/с), Новосибирск (ИЯФ СО РАН, 128 кбит/с), Гатчину (ПИЯФ, 64
кбит/с), Минск (64 кбит/с), Алма-Ату (64 кбит/с), которые связывают Гамбург,
Москву и центры по физике высоких энергий в городах России и странах СНГ.
Подготовлены для запуска спутниковые линии на Тбилиси, Харьков, Иркутск. Ведутся
работы по подключению к сети RUHEP/Radio-MSU еще нескольких научных центров в
других городах стран СНГ (Ташкент, Бишкек, Баку).
Зарубежный трафик сети RUHEP/Radio-MSU составляет значительную часть общего
зарубежного трафика компьютерных сетей России. Например, за июнь 1996 года общий
зарубежный трафик сети составил 240 Гбайт (160 Гбайт - input, 80 Гбайт -
output).
В сети поддерживается большое количество серверов научно-образовательной
направленности, в числе которых десятки серверов Московского государственного
университета и входящих в него подразделений.
1.6. RUNNet
Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet (сокращение от
Russian University Network) является IP-сетью, объединяющей региональные сети и
сети крупных научно-образовательных учреждений (университетов,
научно-исследовательских институтов и центров).
Сеть RUNNet сравнительно молода, даже по меркам юного российского Internet.
Работы по созданию этой сети начались в марте 1994 года и проводятся под
руководством Государственного комитета РФ по высшему образованию. Однако,
несмотря на свой юный возраст, RUNNet быстро превратилась из общей идеи и
изложенного на бумаге проекта в действующую опорную сеть национального масштаба
с собственными спутниковыми каналами внутри России, магистральными выходами в
зарубежные академические сети и узлами, расположенными во всех регионах страны.
В комплексе работ по развитию RUNNet и информационному наполнению сети участвуют
десятки вузов и научных учреждений Госкомвуза России. Работы проводятся в
сотрудничестве с организациями РАН и при поддержке Министерства науки и
технической политики. Головной организацией, решающей задачи управления,
сопровождения и развития сети RUNNet, является Республиканский научный центр
компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы (Вузтелекомцентр),
находящийся в Санкт-Петербурге и имеющий филиалы в научно-образовательных
центрах ряда регионов страны.
Основой RUNNet является опорная сеть, обеспечивающая магистральную связь между
всеми основными экономическими регионами России. К середине 1996 года работу
опорной сети и подключение региональных сегментов обеспечивали узлы,
расположенные во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске, Иркутске, Красноярске,
Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Переславле-Залесском, Петрозаводске,
Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Саратове, Тамбове, Томске, Ульяновске.
Для связи между федеральными узлами в сети RUNNet создан собственный спутниковый
сегмент транспортной среды, в котором осуществляется обмен данными со скоростями
не менее 64 кбит/с. Все федеральные узлы имеют соединения с Московским и/или
Санкт-Петербургским узлами (топологическая схема "двойной звезды").
Связь с глобальным Internet осуществляется по наземным каналам Москва - Париж
(сеть Ebone) и Санкт-Петербург - Хельсинки (сеть NORDUnet/FUNET)
производительностью 256 кбит/с каждый.
Наряду с построением опорной сети развиваются и региональные сетевые сегменты
объединенными усилиями вузов и академических организаций, в ряде случаев при
участии местной администрации. В настоящее время RUNNet имеет несколько десятков
узлов более чем в 20-ти городах России. Узлы сети RUNNet предоставляют услуги по
подключению университетам, научно-исследовательским институтам и центрам, а
также иным учреждениям, предприятиям и организациям, деятельность которых лежит
в сферах образования, науки и культуры или представляет интерес для
научно-образовательного сообщества страны.
В RUNNet развивается собственный информационный сервис, учитывающий
научно-образовательную специфику: информационно-справочные системы по
университетам, электронные библиотеки учебно-методических материалов, средства
дистанционного обучения, распределенные издательские комплексы и др.
В настоящее время RUNNet принимает участие в реализации государственной
межведомственной программы создания Национальной сети компьютерных
телекоммуникаций для науки и высшей школы России, в числе опорных точек доступа
которой будут и узлы RUNNet.
1.7. RSSI
Сеть RSSI (Russian Space Science Internet) объединяет ряд
научно-исследовательских институтов РАН и других научных организаций. Реализация
международного сетевого проекта RSSI началась в апреле 1993 года при участии
NASA (США) с целью обеспечения связи с научным сообществом СНГ, работающим в
сфере космических исследований. Головной организацией проекта в России является
Институт космических исследований (ИКИ РАН), имеющий спутниковый канал связи с
США (сеть NASA Science Internet) со скоростью передачи данных 256 кбит/c.
Основная часть организаций, подключенных к сети RSSI, находится в Москве и
Санкт-Петербурге. В их число входят имеющие мировую известность научные центры:
Институт прикладной математики им. Келдыша, Физико-технический институт им.
Иоффе, Институт молекулярной биологии им. Энгельгардта и др.
1.8. RELARN-IP
С названием "RELARN" (Russian ELectronic Academic & Research Network) связаны
сразу три понятия, которые часто путают: ассоциация RELARN, логическая сеть
RELARN и физическая сеть RELARN-IP.
Ассоциация научных и учебных организаций - пользователей сетей передачи данных -
ассоциация RELARN - была организована в 1992 году совместным решением
Министерства науки и технической политики, Российской академии наук и
Российского научного центра "Курчатовский институт". Основными целями Ассоциации
являются оказание организационной, финансовой и технической поддержки
организациям-участникам в осуществлении обмена некоммерческой информацией с
использованием компьютерных сетей, а также координация проектов развития
научно-образовательных компьютерных сетей. В 1995 году основными направлениями
деятельности Ассоциации были: финансовая поддержка работы в сетях общего
пользования организаций-членов Ассоциации (логическая сеть RELARN); создание
сети RELARN-IP для обеспечения доступа научным и учебным организациям к сети
Internet; участие в издании и распространении научно-технической литературы по
компьютерным телекоммуникациям.
К концу 1995 года Ассоциация включала 755 членов, использующих через различные
сети 947 абонентских точек доступа. Основная часть абонентских точек приходится
на научно-исследовательские институты (404) и высшие учебные заведения (270).
Логическая сеть RELARN использует услуги сетей Demos/Internet, Glasnet,
EUnet/Relcom, IASNET, RELARN-IP, Роснет.
Сеть RELARN-IP - это физическая сеть, которая предоставляет доступ к Internet
научным и учебным организациям-членам Ассоциации RELARN. Эта сеть может быть
использована для исследований, проводимых в научно-исследовательских центрах,
академических институтах, университетах и высших учебных заведениях, а также в
целях обучения в организациях высшей школы, средних школах, лицеях, колледжах и
других учебных заведениях.
Весной 1996 года основой инфраструктуры RELARN-IP являлись четыре базовых узла в
Москве и Санкт-Петербурге, к которым подключен ряд научных и образовательных
учреждений. Для организации и поддержки работы сети RELARN-IP активно
используется опыт профессиональных сервис-провайдеров, в первую очередь сети
Relcom.
1.9. FREEnet
FREEnet - российская научно-образовательная сеть, объединяющая региональные
компьютерные сети, организации Российской Академии наук, вузы, другие научные,
учебные и исследовательские организации. Сеть FREEnet была основана в июле 1991
года по инициативе Института органической химии им. Н. Д. Зелинского (ИОХ РАН).
Название сети является аббревиатурой английских слов "The Network For Research,
Education and Engineering".
С 1992 года интенсивность развития сети значительно увеличилась благодаря
финансированию Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Другой
значительный импульс развитию сети и формированию ее информационных ресурсов
дала программа Госкомвуза России - "Создание национальной системы баз данных и
баз знаний высшей школы России".
Опорная сеть FREEnet объединяет региональные сети. Инфраструктура сети включает
Московский сегмент и региональные отделения в Воронеже, Казани, Калининграде
(Московская обл.), Кемерово, Мытищах, Пензе, Нижнем Новгороде, Новгороде, Пензе,
Перми, Ростове-на-Дону, Твери, Челябинске, Черноголовке, Ярославле.
Для связи с международными сервис-провайдерами сеть FREEnet использует канал 256
кбит/с в Германию (сеть DTAG - Deutsche Telekom AG), организованный при
поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), и 64 кбит/с в
Польшу (академическая сеть NASK).
FREEnet поддерживает различные сетевые информационные ресурсы
научно-образовательной тематики. Особо следует отметить распределенную
информационную систему - Instauratio Magna (в переводе с латыни - "Великое
восстановление"), которая была разработана в рамках проекта Государственного
комитета Российской Федерации по высшему образованию "Национальная академическая
система баз данных и баз знаний высшей школы России" и содержит подробные
сведения примерно о пятидесяти российских вузах. .
10. "Дефекты" российского Internet.
Возникновение и развитие всемирной сети сетей Internet, несомненно, является
одним из наиболее ярких результатов информационной революции конца XX века,
значение которого трудно переоценить. Поэтому тот, кто, соблазнившись
удивительными возможностями и неисчерпаемыми ресурсами Сети, приобрел доступ к
Internet , сделал, безусловно, верный шаг. Однако, начав работать с Internet,
многие оказываются разочарованными тем, что красивые иллюстрированные
Web-страницы проявляются в окне Netscape не так быстро, как это хотелось бы , а
видеоклипы размером в несколько мегабайт вообще не удается скопировать за
разумное время. Почему это происходит? Почему реальная работа многих российских
пользователей Internet отличается от той идиллии, которую показывают на выставке
сервис-провайдеры? Рассмотрим, с чем связаны эти "дефекты" российского Internet.

Сеть, построенная по IP-технологии, становится частью всемирной man">метасети
Internet только в том случае, если она имеет канал связи с сервис-провайдером,
который предоставляет доступ в другие международные и национальные сети,
входящие в мировое сообщество Internet, и обеспечивает таким образом глобальную
сетевую связность для подключающейся к нему сети. Поэтому появление российской
части Internet стало возможным только после создания каналов, связывающих
российские компьютерные сети с международными сервис-провайдерами Internet. На
начальном этапе развития Internet в России (1991-1993 гг.) пропускная
способность каналов была весьма невелика, но тем не менее не накладывала
существенных ограничений и не слишком затрудняла работу пользователей. Это было
связано как со сравнительно небольшим числом пользователей, так и с тем, что
большинство из них работало в режиме электронной почты, а при работе в режиме
on-line использовался в основном текстовый режим (Telnet, чтение
телеконференций, Gopher), не требующий передачи больших объемов информации.
Типичной скоростью передачи данных в российских магистральных международных
каналах связи того времени было 64 кбит/с и меньше.
Кроме того, в начале 90-х годов была характерной ситуация, при которой
российская сеть устанавливала связь с одним зарубежным сервис-провайдером,
предоставляющим доступ ко всем входящим в Internet сетям (Internet
connectivity), и далее не заботилась о взаимодействии с другими российскими
сетями. Российские сети развивались независимо друг от друга, строя свои
инфраструктуры, а обмен данными между ними происходил через их зарубежных
провайдеров. Поэтому, например, электронное письмо из одной московской
организации в другую по пути часто проходило через несколько компьютерных сетей
США и Европы.
Однако в 1994--1995 гг. проблема с международными каналами российского Internet
существенно обострилась. Это было связано со следующими причинами:
*появились и начали интенсивно развиваться новые виды сервиса Internet,
требующие передачи больших объемов информации при работе в режиме on-line. В
первую очередь речь идет о системе World Wide Web, серверы которой содержат
графическую информацию, и о приложениях мультимедиа (голосовая связь,
видеоконференции, потоковые аудиотехнологии и др.);
*резко возросло число пользователей Internet, работающих в режиме on-line, и
этот рост продолжается. Данная причина непосредственно связана с первой: работа
в сети стала проще и доступнее для рядового пользователя, появились
информационные ресурсы, представляющие интерес для самых различных категорий
пользователей, а не только для специалистов по компьютерным технологиям или
научных работников;
*появилось большое число организаций, подключающихся к сервис-провайдерам по
выделенным линиям и устанавливающих свои информационные серверы, что также
привело к росту загрузки каналов.
Поэтому для российского Internet стала весьма актуальной задача увеличения
пропускной способности внешних каналов и организации обмена трафиком между
российскими сетями внутри страны. В течение 1995 -1996 годов произошло
существенное увеличение скоростей передачи данных и появились новые каналы,
связывающие российские и зарубежные IP-сети.
В приведенном выше обзоре сетей были даны некоторые сведения о международных
каналах. Чтобы дать более полное представление о пропускной способности внешних
каналов российского Internet, приведем сводную таблицу каналов связи российских
и зарубежных Internet-провайдеров.
В последний год большой прогресс произошел и в обеспечении внутрироссийской
сетевой связности, то есть в обмене трафиком между российскими сетями без выхода
в зарубежные сети. Ярким примером такой деятельности является организация
московского узла IX (Internet eXchange) на московской междугородно-международной
телефонной станции M9 точке присутствия большинства крупных российских
провайдеров: АО "Релком", компания "Демос", FREEnet, RUHEP/Radio-MSU, RUNNet,
RELARN, Sprint Russia. Маршрутизаторы этих сетей связаны через опорную сеть
Ethernet, проходящую по территории АТС М9. Завершаются работы по созданию
аналогичного IX в Санкт-Петербурге, в котором принимают участие Relcom, RUNNet,
RELARN-IP и региональные сети Северо-Запада RUSnet/NW и РОКСОН. В Москве начала
работать Южная Московская Опорная Сеть (ЮМОС), основой которой является
оптоволоконная линия на базе технологии FDDI и к которой подключились все
основные некоммерческие сети юга и юго-запада Москвы. В других городах страны
также организован обмен трафиком между сетями, имеющими свои точки присутствия.
Итак, суммирование пропускных способностей всех каналов в зарубежные сети дает
значение менее 6,5 Мбит/с. Много это или мало? Если сравнивать с ситуацией, в
которой находился российский Internet год-полтора назад, то этот показатель
выглядит весьма неплохим. Если сравнивать с европейскими IP-сетями, которые
имеют многочисленные каналы межсетевого взаимодействия с типичной пропускной
способностью 2 Мбит/с каждый (стандарт E1) и выше, а также внутренние
магистральные каналы со скоростями, доходящими до 34 Мбит/с (стандарт E3), то
оценка российских магистральных выходов не будет столь оптимистичной. С
каналами, широко используемыми в США - T3 (около 45 Мбит/с) в опорной
национальной сети и T1 (около 1,5 Мбит/с) у региональных сервис-провайдеров, а
также STM-1 (155 Мбит/с) в национальной исследовательской сети vBNS - лучше
вообще сравнения не проводить.
Ознакомившись с абсолютными значениями скоростей каналов, попробуем подойти к
оценке пропускной способности магистральных каналов российского Internet с точки
зрения работы конечного пользователя с современными информационными ресурсами в
режиме on-line. Работа с наиболее распространенным сегодня сервисом WWW
представляется достаточно комфортной при скорости поступления данных на
компьютер пользователя около 1 кбайт/с. Умножив на восемь бит в байте, получим 8
кбит/с, а с учетом "накладных расходов" на заголовки и другую управляющую
информацию - около 10 кбит/с (при плохом качестве линий связи и наличии
поврежденных пакетов расходы возрастут). Таким образом, одновременно по всем
российским каналам могут с приемлемой скоростью "качать" данные, просматривая
Web-серверы за рубежом, немногим более 600 пользователей на всю страну.
Если для пользователей в Москве и Петербурге (которые, впрочем, пока составляют
большую часть пользователей on-line в России) основным "узким местом" при
доступе к зарубежной информации являются внешние каналы, то во многих других
городах еще большие ограничения накладывает пропускная способность канала,
связывающего сеть регионального провайдера Internet с узлом опорной сети,
который в большинстве случаев находится в Москве. Сегодня цифровые синхронные
каналы связи с Москвой со скоростью передачи данных 64 или 128 кбит/с считаются
благом, доступным лишь отдельным узлам в крупных городах. Многие региональные
узлы подключены по выделенным телефонным линиям со скоростями 28,8 или 19,2
кбит/с.
Существуют недорогие, но эффективные пути снижения загрузки внешних каналов,
которые используются пока еще явно недостаточно. Во-первых, это создание
зеркальных серверов, то есть размещение копий файловых архивов или Web-страниц
на серверах, которые находятся ближе к потребителю информации. Такая практика
получила широкое распространение в мире. Например, очень популярный сервер
Web-музей Лувра имеет десятки "зеркал", одно из которых находится в Институте
астрономии Московского государственного университета. Полностью или частично
зеркалируются и многие серверы известных компьютерных компаний с программным
обеспечением, распространяемым как freeware или shareware. Приятно отметить, что
поклонники продуктов и технологий Novell Inc. могут обратиться не только по
адресу www.novell.com в США или www.novell.de в Германию, но и к более близким
серверам - www.novell.ru (Москва, представительство Novell в СНГ и Балтии) и
www.novell.spb.ru (Петербург, совместный сервер Novell и RUNNet). Многие
свободно распространяемые прикладные программы для работы в Internet имеются в
файловых архивах российских сервис-провайдеров, например, в "Киархиве" АО
"Релком".
Во-вторых, ситуацию может облегчить использование Proxy-серверов, организуемых
на компьютерах с мощными вычислительными ресурсами. Если пользователи работают
через Proxy-сервер, то информация, к которой некоторое время назад кто-либо уже
обращался, не перекачивается повторно с "оригинального" сервера, а берется с
диска Proxy-сервера. Поскольку одни и те же популярные Web-страницы
просматриваются многими пользователями, то этот способ существенно разгружает
каналы и увеличивает скорость получения информации.
В-третьих, очень важным является создание собственных российских информационных
ресурсов и сетевых служб, ориентированных на различные категории пользователей и
удовлетворяющих разные интересы - от электронных версий общественно-политических
или специализированных изданий до сетевых служб знакомств и игры on-line в
шахматы, очко или рулетку (все перечисленное уже существует в российском
Internet). Наличие собственных разнообразных ресурсов будет способствовать
перераспределению трафика и увеличению доли IP-пакетов, циркулирующих внутри
России без выхода за рубеж.
Приведенная в данном разделе информация ни в коем случае не является полным
обзором российских компьютерных сетей. Существует ряд региональных и
корпоративных IP-сетей, которые могут рассматриваться как самостоятельные сети,
и некоторые из них имеют собственные каналы связи с зарубежными сетями и выход в
глобальный Internet. Кроме того, в настоящее время в связи с ростом популярности
Internet компьютерные телекоммуникационные сети, использующие отличные от TCP/IP
протоколы, начали предоставлять своим пользователям некоторые услуги Internet,
среди которых наибольшее распространение имеет электронная почта. .
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.
Описанию конкретных информационных ресурсов российского Internet и русскоязычных
ресурсов серверов Internet в других странах полностью посвящен данный раздел.
Цель этой главы - дать некоторое общее представление об информационных ресурсах,
доступных в российской части Internet.
Несмотря на весьма непродолжительную историю развития, информационные ресурсы
российского Internet уже сегодня достаточно обширны. Если в 1991-1993 гг.
основными источниками информации в российском Internet были телеконференции,
списки рассылки и файловые архивы FTP-серверов, причем основная часть информации
потреблялась пользователями в режиме off-line с помощью электронной почты, то
сегодня российское информационное пространство существенно обогатилось
многочисленными серверами, ориентированными на полноценный доступ on-line. В
данной главе основное внимание уделено развитию сервиса World Wide Web. .
2.1. World Wide Web.
World Wide Web является одним из самых молодых сервисов Internet: WWW родился в
1990 году в европейском исследовательском центре CERN (заметим, что WWW -
ровесник российского Internet), а в 1992 году началось практическое применение
этой технологии за пределами CERN. С конца 1993 года начался поистине взрывной
рост WWW, который привел к тому, что сегодня этот вид информационного сервиса
Internet является самым популярным, наиболее динамично развивающимся и во многом
определяет современный облик Сети.
В опубликованном в Internet обзоре Мэтью Грэй (Matthew Gray "Measuring the
Growth of the Web") приведены цифры, иллюстрирующие динамику роста WWW в мире
(см. табл.2). В таблице приведено общее число WWW-серверов, процент коммерческих
серверов и число хост-компьютеров Internet, приходящееся на один WWW-сервер.
Отметим, что количество WWW-серверов удваивается в среднем каждые три месяца,
причем количество WWW-серверов коммерческих организаций растет еще быстрее.
Темпы роста WWW, проявляющиеся в увеличении как числа WWW-серверов, так и
количества доступных через WWW документов и баз данных, превышают даже весьма
высокие темпы роста общего количества хост-компьютеров и пользователей Internet.

Весьма динамично развивается World Wide Web и в российской части Internet.
Первые российские WWW-серверы появились в начале 1994 года. "Патриархами"
российского Web являются серверы АО "Релком", компании "Демос", Московского
государственного университета, Физического факультета и НИИ ядерной физики МГУ,
Российской Академии наук , Российского НИИ развития общественных сетей,
Института физики высоких энергий, Объединенного института ядерных исследований,
компании "Sovam Teleport", сети FREEnet, а также компаний, являющихся
региональными сервис-провайдерами сети Relcom, - "МАРК-ИТТ" (Ижевск), "Невалинк"
(Санкт-Петербург), "Симбирск Телеком" (Ульяновск), "ТЕХНО" (Москва),
"Элвис-Плюс" (Зеленоград).
В конце 1994 года стало доступно уже несколько десятков серверов, к концу 1995
г. их число приблизилось к двумстам, а в июне 1996 г. было доступно более
пятисот серверов.
Сначала WWW-серверы создавались в организациях, имевших достаточно большой опыт
работы в глобальных сетях, - в университетах, академических и отраслевых
научно-исследовательских институтах и центрах, коммерческих фирмах, являющихся
сервис-провайдерами Internet. Сегодня WWW-серверы имеют сотни государственных,
коммерческих и общественных организаций различного профиля деятельности. Если
проанализировать этот перечень, то окажется, что пока наиболее многочисленными
являются три категории организаций, создавших свое представительство в Internet:
фирмы, работающие в области компьютерных технологий, высшие учебные заведения и
научно-исследовательские организации естественно-научного и технического
профиля. Однако спектр WWW-серверов, рассматриваемый с точки зрения тематики
информационных ресурсов и поддерживающих их организаций, непрерывно расширяется.
Создаются серверы федеральных и региональных правительственных органов,
общественных объединений, средств массовой информации, производственных
предприятий, фирм, работающих в сфере обслуживания. Появляются электронные
версии общественно-политических и специализированных периодических изданий.
Интересной тенденцией, наметившейся весной 1996 года, является появление
значительного числа серверов коммерческих банков, финансовых корпораций,
инвестиционных компаний, бирж, брокерских фирм и сетевых информационных систем
для сферы экономики и финансов.
На российских WWW-серверах можно найти разнообразную информацию: информационные
системы университетов и научных организаций; правовые справочные системы;
рекламу коммерческих фирм с перечнем товаров и услуг; электронные версии
общественно-политических и специализированных печатных изданий; мультимедиа
путеводители по городам России; выставки произведений изобразительного
искусства; сетевые брачные агентства и службы знакомств и многое другое.
Разрабатывая информационные системы на основе WWW-серверов, их создатели ставят
перед собой разные задачи, и, как следствие, появляются системы разного
качества, уровня сложности, степени проработки структуры и дизайна, с различными
функциональными возможностями и разной скоростью пополнения и обновления
информации.
Наиболее распространены серверы, которые представляют собой развернутую
"визитную карточку" их создателей. На таких серверах представлена общая
информация об организации, ее истории, направлениях деятельности, руководителях
и сотрудниках, почтовых и электронных адресах, телефонах; приведено описание
производимой продукции или предлагаемых услуг. Информация на таких серверах
обновляется не слишком часто.
Примером информационных систем другого "жанра" являются серверы с электронными
версиями печатных изданий и серверы информационных агентств. Для этих серверов
характерно ежедневное оперативное размещение новых документов.
Расширяется применение WWW-серверов для организации интерактивного общения с
пользователями, то есть установления "обратной связи" и получения информации от
пользователя. Приведем несколько примеров различного практического применения
такой обратной связи. На ряде серверов организовано анкетирование с целью сбора
информации о предлагаемых товарах и услугах. Появились первые российские
"виртуальные магазины", в которых пользователь может подобрать товар и сделать
заказ (например, компьютерный магазин фирмы "Ниеншанц" насервере
www.nienschanz.ru). Любители азартных игр могут сыграть в очко и в другие игры в
электронном казино на сервере "CENTRONET".
В текущем году появились WWW-серверы, которые играют в российском Internet роль
"всероссийских средств массовой информации". Работа таких серверов, включающая
ежедневный сбор и обработку информации, ведется не одним-двумя энтузиастами, как
это имеет место в большинстве случаев, а достаточно большой профессиональной
командой. К числу подобных серверов можно отнести, например, "Национальную
службу новостей" с информацией об общественно-политической жизни России и
"РИТМ-Пресс", на котором оперативно освещаются новости в области информационных
технологий и компьютерного рынка.
2.2. FTP-серверы и файловые архивы.
До появления и стремительного роста системы World Wide Web общедоступные
файловые архивы FTP-серверов были основным средством сбора, накопления и
распространения среди пользователей Internet самой разнообразной информации -
программного обеспечения в виде текстов программ и исполняемых файлов,
документов, технической и художественной литературы, графических изображений,
звуковых файлов и др. Первые из таких серверов возникли на ранней стадии
развития Internet. Сегодня в мире существуют десятки тысяч FTP-серверов с
анонимным доступом, и, несмотря на растущую популярность сервиса WWW, значимость
имеющихся FTP-архивов не снижается. В России также существуют многие сотни (а
может быть и тысячи) FTP-серверов. На этих серверах, наряду с оригинальной
информацией, содержится большое количество файлов, скопированных с зарубежных
серверов. Такое "зеркалирование" часто запрашиваемой информации необходимо для
уменьшения трафика в сети. Благодаря этому при необходимости получить ту или
иную свободно распространяемую программу или файл со справочной информацией
пользователь может обратиться не к серверу, находящемуся, например, в
американском университете, а к архиву, поддерживаемому в его собственной
организации или на узле сервис-провайдера. Многие FTP-серверы устанавливаются в
локальных сетях организаций для внутренних целей, хотя и допускают внешний
анонимный доступ (то есть доступ незарегистрированных пользователей под именем
"anonymous") к отдельным разделам.
Чтобы сделать доступ к ресурсам FTP-серверов более удобным и "прозрачным" для
пользователей, на многих серверах организован WWW-интерфейс к каталогам
FTP-серверов, то есть общую информацию о файловом архиве и описания содержащихся
в нем файлов пользователь получает, работая с системой WWW, а выбрав на странице
интересующий файл, копирует его с помощью протокола FTP (что происходит с
помощью той же клиентской программы, например Netscape или Internet Explorer,
без дополнительных усилий со стороны пользователя). Так, например, доступ к
одному из наиболее известных в России файловому архиву АО "Релком" ("Киархиву"),
можно получить, начав работать с WWW-сервером www.relcom.ru.
Если возможности пользователя ограничены только электронной почтой, то он тем не
менее может получить доступ к FTP-архивам. Средством доступа к этим архивам по
электронной почте являются FTPmail-серверы, или серверы-шлюзы FTP-mail, которые
представляют собой специальные программы, функционирующие в некоторых узлах
сети. FTPmail-сервер принимает задание от пользователя по электронной почте,
осуществляет соединение по протоколу FTP с требуемым FTP-архивом, выполняет
полученное задание по пересылке файлов, а затем отправляет результат
пользователю снова по электронной почте. Если размер файла, который нужно
отправить пользователю, превышает заданную величину (обычно составляющую
несколько десятков килобайт), то такой файл отправляется по частям в виде
нескольких электронных писем. Существуют FTPmail-серверы, которые позволяют
обращаться только к FTP-архиву, находящемуся в том же узле, что и
FTPmail-сервер. В этих случаях они выполняют роль почтовых файловых серверов.
FTPmail-серверы существуют как в российских, так и в зарубежных сетях, причем
большинство из них доступно не только пользователям данной сети. Например, в
сети Relcom имеются FTPmail-серверы АО "Релком", компании "Демос", "Элвис-Плюс"
и ряд других.
Наряду с FTP-архивами существует и другой тип информационных архивов - файловые
архивы, доступные с помощью почтовых файловых серверов. Почтовый файловый сервер
- это программа, которая позволяет с помощью электронной почты получить доступ к
архиву, организованному на данном узловом компьютере. Запрос, который
пользователь отправляет файловому серверу, представляет собой письмо с заданием
- набором команд для просмотра содержимого или копирования файлов из архива.
Почтовые файловые серверы получили чрезвычайно широкое распространение в сети
Relcom в "доонлайновую" эпоху - в начале 90-х годов, когда основная масса
пользователей имела лишь UUCP-доступ к услугам электронной почты.
Значительную часть файловых архивов составляет бесплатное (freeware) и
условно-бесплатное (shareware) программное обеспечение для различных типов
компьютеров и операционных систем. Кроме того, в них хранится техническая
документация, художественная и научно-техническая литература,
общественно-политические материалы, архивы периодических изданий, оцифрованные
изображения, статьи из телеконференций системы Usenet и многое другое. .
2.3. Телеконференции.
Телеконференции (Netnews, Newsgroups), наряду с электронной почтой и FTP,
относятся к "классическим" видам сервиса Internet, имеющим достаточно
продолжительную историю. Вообще говоря, система телеконференций Usenet (Usenet
news) развивалась и вне Internet, используя другие сетевые технологии для обмена
данными, однако именно Internet придал телеконференциям характер всемирных
форумов.
Телеконференции являются сетевым сервисом, ориентированным на поддержку
коллективных дискуссий, в которых могут принимать участие тысячи пользователей
глобальных компьютерных сетей, и основная цель телеконференций - предоставление
оперативной информации. Телеконференции можно сравнить с гигантскими досками
объявлений, на которые пользователи помещают свои сообщения, доступные для
чтения другим пользователям, или ответы и комментарии на ранее отправленные
сообщения. Размещение сообщений в телеконференциях часто называют публикацией
(posting), а само сообщение - статьей (article).
В настоящее время в Internet ведутся дискуссии более чем в десяти тысячах
телеконференций. Каждая телеконференция имеет свое уникальное имя и представляет
собой что-то вроде клуба по интересам. В тематике столь большого числа
телеконференций удается ориентироваться благодаря принятым правилам составления
названий телеконференций, которые имеют иерархическую структуру и состоят из
нескольких слов, разделенных точками.
Название телеконференции начинается с имени иерархии (категории верхнего
уровня), объединяющей большое число телеконференций и часто имеющей несколько
подразделов. Например, во всемирной системе телеконференций Usenet существуют
следующие основные иерархии: comp (вопросы, связанные с компьютерами и
программированием), news (вопросы организации, функционирования и развития
системы телеконференций), rec (отдых, хобби), sci (наука), soc (социальные
вопросы), talk (обсуждение спорных вопросов, беседы), misc (темы, не входящие в
перечисленные категории). Наиболее обширной иерархией русскоязычных
телеконференций является иерархия relcom, которая объединяет телеконференции,
созданные, в основном, в сети Relcom и получившие широкое распространение в
других сетях. После имени иерархии последовательно идут имена подразделов,
сужающие тематику телеконференции до конкретного круга вопросов. Например,
телеконференция relcom.commerce.estate посвящена купле-продаже недвижимости, а
relcom.commerce.food - продуктам питания, и обе они относятся к конференциям
сети Relcom коммерческого направления. Во многих случаях по названию
телеконференции можно понять, какие вопросы в ней обсуждаются Несомненно, что
большинство пользователей персональных компьютеров сразу догадается, что
телеконференции relcom.comp.os.windows и relcom.comp.os.os2 посвящены двум
популярным и в некоторой степени конкурирующим между собой операционным системам
корпораций Microsoft и IBM.
Работа системы телеконференций реализуется с помощью специального программного
обеспечения - серверов телеконференций (news-серверов), которые решают следующие
задачи:
*предоставление пользователям информации об имеющихся телеконференциях и
возможности просмотра их содержания, выбора и получения статей;
*получение от пользователей новых статей и сообщений, отправленных в ответ на
ранее появившиеся публикации, и размещение их в соответствующих
телеконференциях;
*обмен информацией с другими серверами телеконференций с целью получения и
передачи новых публикаций, то есть ретрансляцию телеконференций между узлами.
Работа пользователей с системой телеконференций возможна как в режиме on-line,
так и в пакетном режиме посредством электронной почты. В первом случае
пользователь, имеющий IP-подключение или работающий в режиме терминала
хост-компьютера, обращается к серверу телеконференций с помощью клиентской
программы чтения телеконференций (news reader). При этом используется входящий в
семейство TCP/IP протокол NNTP (NetNews Transfer Protocol), поэтому сервер
телеконференций называют также NNTP-сервером, а программу чтения -
NNTP-клиентом. Существует большое число NNTP-клиентов как с текстовым, так и с
графическим интерфейсом для различных операционных систем. Например, среди
пользователей MS Windows получили распространение программы WinVN, Trumpet News
Reader. Удобный интерфейс для работы с телеконференциями имеет и Netscape
Navigator. С помощью NNTP-клиента пользователь может в режиме on-line
просмотреть список телеконференций, поддерживаемых NNTP-сервером, подписаться на
некоторые из них, получить выбранные статьи, прочитать их и положить в архив на
локальный диск, а также ответить на публикацию или отправить новую статью в
туили иную телеконференцию.
Пользователи, имеющие лишь UUCP-доступ к услугам электронной почты, также
обладают возможностью получения и отправления статей в телеконференции.
Например, такой способ работы получил весьма широкое распространение среди
пользователей сети Relcom, все узлы которой включают почтовый доступ к
телеконференциям в набор своих базовых услуг. В этом случае для обращения к
серверу телеконференций пользователь отправляет письмо-задание по адресу
некоторой сервисной службы сети. Это письмо подготавливается как обычное
сообщение электронной почты, но должно иметь определенный формат и состоять из
набора команд, которые интерпретирует и выполняет почтовый сервер.
Поддержка работы сервера телеконференций требует достаточно больших
вычислительных ресурсов (и квалифицированного системного администратора).
Достаточно сказать, что поддержка основных телеконференций Usenet со сроком
хранения статей около одной недели требует несколько Гбайт дискового
пространства, а необходимость регулярного обновления информации приводит к
значительному росту трафика узла. Из этого вытекает ряд существенных с точки
зрения пользователей ограничений:
*собственные серверы телеконференций поддерживаются лишь в достаточно крупных
узлах;
*статьи хранятся ограниченное время (как правило, одну-две недели);
*доступ к услугам сервера телеконференций в большинстве случаев требует оплаты
или же предоставляется ограниченному кругу пользователей.
Схемы оплаты и ограничения могут быть весьма разнообразны. Например,
News-серверы многих узлов научно-образовательных сетей предоставляют услуги
бесплатно, но доступны только пользователям, подключенным к этим узлам
(ограничение по IP-адресам компьютеров, обращающихся с запросами). Получение
статей телеконференций абонентами сети Relcom посредством электронной почты
требует оплаты, зависящей от объема трафика и от того, с какого сервера получена
информация.
Набор телеконференций, который поддерживаетсяконкретным сервером, определяется
администратором сервера и во многом зависит от вычислительных ресурсов узла,
принадлежности узла той или иной сети и, наконец, от круга интересов
пользователей узла. Большинство серверов телеконференций, установленных в
крупных узлах российских сетей, поддерживает основные телеконференции системы
Usenet, а также транслирует русскоязычные телеконференции иерархии relcom. Узел
сети, имеющий сервер телеконференций, может организовать и собственные
телеконференции, тематика которых представляет интерес для пользователей данного
узла. Достаточно распространены телеконференции регионального характера, которые
поддерживаются в узлах местных сервис-провайдеров и в которых обсуждаются
вопросы, представляющие интерес для абонентов города или региона. .
3. ДОСТУП К УСЛУГАМ INTERNET.
3.1. Сервис - провайдеры и способы подключения.
Для того чтобы воспользоваться какими-либо коммуникационными и информационными
услугами Internet, требуется обеспечить соединение компьютера пользователя с
сетью, имеющей связь с Internet и предоставляющей необходимый сервис, а также
иметь на этом компьютере необходимое программное обеспечение. Услуги, связанные
с доступом в Internet, предоставляются организациями, которые называются
сервис-провайдерами, или поставщиками услуг Internet (Internet service provider,
ISP). Сервис-провайдер располагает компьютерной сетью, имеющей постоянное
соединение с Internet и включающей компьютеры (серверы доступа), через которые
осуществляется подключение абонентов - отдельных пользователей или локальных
сетей.
Существуют различные варианты соединения с Internet и способы работы, выбор
которых определяется многими факторами: физическими линиями связи с
сервис-провайдером, имеющимся аппаратно-программным обеспечением, необходимыми
видами сервиса, требованиями к скорости передачи данных и наконец (но не в
последнюю очередь) финансовыми возможностями абонента.
Ниже рассматриваются основные варианты доступа в Internet, предлагаемые
сервис-провайдерами в России, и оценивается их стоимость.
Сегодня существует всего четыре различных вида подключения, каждый из которых
предоставляет определенный набор возможностей и доступных услуг. Этими видами
подключения являются:
постоянное IP-подключение;
сеансовое IP-подключение по коммутируемой линии;
сеансовый терминальный доступ в режиме on-line;
сеансы связи с передачей почты по протоколу UUCP. .
3.1.1. Постоянное подключение локальной сети.
Начнем с варианта, предоставляющего пользователям полный набор услуг Internet и
наиболее комфортные условия работы. Этим вариантом является работа в локальной
сети, подключенной к Internet по выделенной линии. В этом случае один из
компьютеров локальной сети (маршрутизатор) имеет постоянное соединение с
маршрутизатором сервис-провайдера и обеспечивает передачу IP-пакетов для рабочих
станций локальной сети. В качестве маршрутизатора сегодня наиболее часто
используются компьютеры с операционной системой UNIX, хотя при подключении
крупных сетей начали достаточно широко применяться и аппаратные маршрутизаторы.
Установку и настройку необходимого программного обеспечения, а также
сопровождение работы такой IP-сети обычно осуществляет специалист-администратор
сети, что облегчает работу конечного пользователя.
При таком соединении подключенная локальная сеть становится частью Internet. Все
пользователи локальной сети получают возможность работы со всеми видами сервисов
Internet, то есть могут пользоваться электронной почтой, телеконференциями,
терминальным доступом к удаленным компьютерам (telnet), передачей файлов (FTP),
доступом к распределенным информационным системам и базам данных (Gopher, WWW,
WAIS и др.). Локальная сеть может включать компьютеры различных платформ: IBM
PC-совместимые компьютеры с MS-DOS и Windows, компьютеры семейства Macintosh,
рабочие станции с различными UNIX-системами. Наиболее распространенной в
настоящее время является работа пользователей в среде Microsoft Windows (Windows
3.x, Windows 95, Windows NT), для которой существуют прикладные программы работы
со всеми сервисами Internet, имеющие понятный графический интерфейс.
В зависимости от физической линии связи могут быть реализованы подключения с
разными скоростями передачи данных: от десятков кбит/с до нескольких Мбит/с.
Разумеется, высокие скорости требуют больших материальных затрат на организацию
физической линии, оборудование и абонентскую плату.
В современных российских условиях вопрос линий связи является одним из самых
больных при построении распределенных сетей и, в частности, при подключении к
Internet. Недостаточное количество качественных телефонных линий, позволяющих
обеспечить высокие скорости передачи данных, а также довольно высокие цены на
организацию цифровых каналов, предлагаемые на российском рынке коммуникационных
услуг, во многих случаях делают весьма непростым решение задачи подключения к
сервис-провайдеру по высокоскоростному выделенному каналу.
Таким образом, постоянное соединение по выделенной линии является весьма
удобным, но относительно дорогим способом работы в Internet. Как правило, его
используют достаточно большие организации (университеты,
научно-исследовательские институты и центры, крупные фирмы), имеющие развитые
локальные сети и большое число пользователей, нуждающихся в работе в режиме
on-line в Internet, а также фирмы, предоставляющие сетевой информационный
сервис, то есть поддерживающие постоянно доступные серверы Internet. .
3.1.2. Сеансовое IP-подключение.
Вариант IP-соединения по коммутируемой линии, называемый также dialup-IP, можно
рекомендовать для доступа в Internet как с отдельно стоящих компьютеров, так и с
рабочих станций локальной сети, в которой не требуется поддерживать постоянное
подключение к Internet. Этот вид соединения предусматривает временное
подключение к серверу доступа сервис-провайдера по обычной телефонной линии
путем "дозвона" до соответствующего номера с последующей регистрацией, требующей
ввода имени пользователя и пароля. После такой регистрации компьютер
пользователя оказывается полностью подключенным к Internet в течение времени
поддержания телефонной связи.
Компьютер пользователя должен быть оснащен модемом и необходимым для работы в
режиме dialup-IP программным обеспечением. С точки зрения Roman">пользователя
работа в Internet будет выглядеть практически так же, как при постоянном
IP-соединении, с одним исключением: для работы с прикладными программами
(например, Web-браузерами или FTP-клиентами) сначала нужно будет установить
телефонное соединение, что потребует некоторого времени, причем номер может
оказаться занят.
IP-подключение позволяет получить доступ ко всем ресурсам Internet путем запуска
на компьютере пользователя соответствующих прикладных программ. Для работы в
режиме dialup-IP к компьютеру не предъявляется никаких специальных требований:
вполне подходит PC 386 или 486 в стандартной конфигурации, обеспечивающей
нормальную работу Windows 3.x и приложений Windows для работы в Internet,
подобных Internet Explorer, Mosaic и Netscape. Однако комфортная работа требует
соединения со скоростью не менее 9600 бит/с (а лучше 14400-28800 бит/c), что
может не обеспечиваться на телефонных линиях низкого качества.
В настоящее время началось массовое применение операционной системы Windows 95.
Эта система содержит встроенные средства, предусматривающие поддержку протоколов
TCP/IP и их использование при работе с сервис-провайдером по коммутируемому
соединению, а также предоставляет простые и удобные средства настройки данного
режима работы. Сервис-провайдер должен предоставить номер телефона и данные о
нескольких IP-адресах и доменных именах серверов, которые понадобятся при
конфигурировании системы. Инструкции, необходимые для самостоятельной настройки
сеансового режима работы в Windows 95, можно найти как в многочисленных
публикациях, так и в Internet.
Стоимость регистрации и предоставления IP-входа для сеансового подключения
отдельного компьютера у разных сервис-провайдеров колеблется от 10 до 50
долларов. В ряде случаев в эту стоимость входит настройка программного
обеспечения компьютера абонента или оплата нескольких (от 5 до 10) часов сеансов
работы. Регистрация и предоставление IP-номеров для локальной сети могут стоить
100-150 долларов.
Таким образом, при наличии телефонной связи достаточно хорошего качества и
соединении на скорости, например, 14 400 кбит/с режим dialup-IP представляет
собой весьма удобный и практичный способ доступа в Internet как для домашних
пользователей, так и для организаций, которым не требуется поддержка доступных в
Internet информационных серверов и где не слишком велика активность
использования услуг Internet сотрудниками. Если же суммарное время сеансов связи
составляет несколько часов в день, то более выгодным может оказаться
IP-подключение по выделенной линии. .
3.1.3. Доступ в режиме удаленного терминала.
Еще одной возможностью интерактивной работы с ресурсами Internet является
использование режима эмуляции удаленного терминала подключенного к Internet
компьютера путем соединения с последним по телефонной линии. Этот режим
предъявляет более низкие требования к качеству телефонной линии и к
характеристикам компьютера и модема абонента, чем IP-подключение. Поскольку в
данном случае передается только текстовая информация, вводимая с клавиатуры
пользователем или выводимая на терминал хост-компьютером, то скорость обмена
данными с хост-компьютером, равная, например, 2400 или 4800 бит/с, оказывается
вполне достаточной. Компьютер абонента должен лишь выполнять задачу эмуляции
терминала, что предъявляет минимальные требования к его ресурсам.
В настоящее время услуга on-line работы в режиме удаленного терминала
поддерживается рядом российских сервис-провайдеров, но постепенно вытесняется
рассмотренным выше сеансовым IP-подключением.
Доступ в режиме удаленного терминала предполагает предоставление
зарегистрированного пользовательского входа (имени и пароля) на компьютере
сервис-провайдера с последующей оплатой времени соединения по коммутируемой
телефонной линии. Стоимость регистрации составляет у разных провайдеров от 5 до
30 долларов, а повременная оплата - от 2 до 6 долларов в час. Оплата взимается
также за предоставление и поддержку на удаленной машине почтового ящика
пользователя.
При терминальном доступе на сервере провайдера для пользователя может быть
организована так называемая виртуальная машина с некоторым дисковым
пространством, в пределах которого пользователь может работать как администратор
своей виртуальной машины.
Основным ограничением режима удаленного терминала является то, что пользователь
фактически работает не на своем компьютере, а на удаленном хост-компьютере
сервис-провайдера, и может использовать лишь имеющийся на данном компьютере и
предоставляемый ему сервис. Обычно предоставляется сервис электронной почты,
услуги Telnet и FTP (с возможностью хранения ограниченного объема данных на
хост-компьютере), а также возможность работы с универсальным текстовым
Web-клиентом Lynx. Ресурсы Internet доступны при этом лишь в алфавитно-цифровом
режиме, что существенно обедняет работу с таким видом сервиса, как WWW.
Для подключения к удаленному компьютеру в режиме терминала достаточно иметь
коммуникационные программы, такие как Terminal и Hyper Terminal, которые входят
в состав систем Windows 3.x и Windows 95 соответственно.
В некоторых случаях терминальный доступ является единственной формой работы с
базами данных или информационно-справочными системами, размещенными на удаленном
компьютере. .
3.1.4. Почтовый доступ.
Электронная почта (E-mail) стала первой услугой Internet, получившей массовое
распространение в России, и остается наиболее широко применяемым видом сетевого
сервиса, который используют сотни тысяч пользователей - сотрудники вузов,
научных и производственных организаций, фирм самого разного профиля
деятельности, студенты и школьники.
Услуги электронной почты предлагаются многочисленными фирмами-провайдерами и
могут быть предоставлены как частному лицу для получения почты на домашний
компьютер, так и фирме, внутри которой можно организовать работу с почтой всех
пользователей локальной сети. Напомним, что посредством E-mail можно пересылать
не только текстовые сообщения, но и двоичные файлы (отформатированные документы
текстовых и табличных процессоров, файлы с графическими изображениями,
исполняемые программы и т. д.). Электронная почта Internet доступна даже в тех
городах, в которых узлы не имеют IP-подключения и обмениваются трафиком с
"головными" узлами своей сети по протоколу UUCP. Обмен почтовыми сообщениями с
пользователями Internet обеспечивают также многие сети, которые не относятся к
IP-сетям и, строго говоря, не являются частью Internet.
При работе только с электронной почтой в режиме off-line компьютер пользователя
не имеет IP-адреса и не может обмениваться информацией по протоколу IP с
хост-компьютерами Internet. Поэтому такие виды услуг, как, например, работа с
NNTP-, FTP-, Gopher- и WWW-клиентами, являются недоступными. Однако ряд
информационных услуг доступен и в режиме off-line посредством передачи
электронных сообщений-запросов специальным почтовым серверам-шлюзам, которые
обмениваются информацией с серверами Internet, а затем автоматически отправляют
ответ пользователю в виде электронного письма. В частности, таким путем можно
получать статьи телеконференций и файлы с FTP-серверов.
Электронная почта является наиболее доступным видом сервиса и с точки зрения
стоимости услуг. Регистрация и подключение, включающие присвоение почтового
адреса, открытие почтового ящика абонента, а в некоторых случаях и
предоставление необходимого программного обеспечения, стоит обычно от 10 до 30
долларов.
В последнее время становится популярным другой способ работы с
электроннойпочтой, отличный от подключения по протоколу UUCP и используемый при
наличии IP-подключения по коммутируемой или по выделенной линии. В этом случае
получение почты происходит по протоколу POP-3, а отправление - по протоколу
SMTP. Подготавливать и просматривать почту при этом можно и при отсутствии
соединения, устанавливая его по протоколу SLIP или PPP только на время отправки
и приема сообщений.
Для работы с электронной почтой как при UUCP-подключении, так и при
использовании POP-сервера, существует разнообразное клиентское программное
обеспечение для всех без исключения операционных систем. Сегодня основная масса
пользователей работает с почтой в среде MS-DOS/ Windows. При работе c
POP-сервером широкое распространение получили программы Eudora и Pegasus Mail.
Возможностями полноценной почтовой программы для такого способа работы обладают
и последнии версии программы Netscape Navigator.
Наряду с зарубежными программами для работы с электронной почтой широкое
распространение в России получили отечественные пакеты dMail (компания "Демос",
Москва) и Мини-Хост (центр "Суперфизика", Санкт-Петербург). Эти пакеты позволяют
не только обеспечить работу одиночного пользователя, но и предоставляют
инструменты для организации почтовой системы в локальной сети фирмы.
В 1996 году появилась новая версия программы dMail для работы в среде Windows.
Эта программа поддерживает все почтовые протоколы сети Internet, позволяет
сортировать почту, имеет удобный интерфейс для работы с телеконференциями и
предусматривает простое решение всех проблем с различными кодировками русских
букв. В новой версии dMail немало дополнений и исправлений. И, самое главное,
появилась поддержка стандарта MIME и мультимедиа. Теперь даже неподготовленный
пользователь имеет возможность отправлять и получать не только текстовые
сообщения, но и включать в письма графику, видео, звук, документы в форматах
популярных редакторов, электронные таблицы. Можно отправить звуковое письмо, и
если компьютер получателя оснащен средствами мультимедиа, то сообщение можно
будет прослушать. .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данному обзору, хочется отметить, что российский Internet
затрагивает многие сферы нашей жизни и деятельности, такие как:
* Экономика и финансы;
* Производство и торговля;
* Наука и техника;
* Медицина и здоровье;
* Культура и искусство;
* Пресса;
* Отдых и развлечения.
В Internet можно найти большое количество информации, касающейся Российской
Федерации, образования, компьютерных технологий, сетей и телекоммуникаций и т.д.

Internet в России уже вышел из младенческого возраста и развивается очень
большими темпами, и мне кажется, что, несмотря на вышеуказанные проблемы (гл.
1.10), его ждет большое будущее. .