Правило 5. Прежде всего мы должны показать, что предмет исследования интересен для нас самих, а затем убедить других  людей в том, что он может иметь значение не только для автора.

.

Правило 5. Прежде всего мы должны показать, что предмет исследования интересен для нас самих, а затем убедить других  людей в том, что он может иметь значение не только для автора.

К сожалению, многие начинают со второго, пытаются навя­зать свое представление другим, причем в безлично-агрессивной форме, а свой личный интерес стыдливо прячут за маской холодной объективности.

Перейдем к следующим разделам программы исследования или заявки на грант - необходимости формулировать цель и задачи исследования.

Как обычно поступает нормальный исследователь, когда фор­мулирует цель своего проекта? Он фактически повторяет его название в чуть более расширенном виде. Словом, вместо формулирования цели воспроизводится заголовок. А что значит сформулировать действительную цель? Это значит взять ту самую проблему, которую мы столь мучительно пытались нащупать, и изложить ее в одном коротком предложении, избегая при этом столь частой тавтологичности и ритуальной пустоты целеполагающих фраз. Конечно, сказать это проще, чем сделать. К тому же "научить" этому невозможно, эта способность появляется (или не появляется) в ходе практической работы. Причем поставить и сформулировать действительную цель удается далеко не в каждом проекте. Но к этому необходимо стремиться.

Теперь по поводу задач. Задачи - продукт творческого уточ­нения исследовательской цели. Цель разбивается на пять-шесть подцелей (или задач), которые, во-первых, определяют основные содержательные разделы нашей работы, а во-вторых, имеют более конкретный и операциональный характер.

Задачи служат делу содержательного разворачивания объекта исследования и являются мостками к основным исследовательским гипотезам.