Льюис Морган (1818—1881) и материалистическая концепция эволюции

.

Льюис Морган (1818—1881) и материалистическая концепция эволюции

Эволюционная идея, предложенная американским антропо­логом Льюисом Морганом, сосредоточивается на технологии. Морган был первым в большом ряду технологических детерми­нистов, которые основными движущими силами социальных из­менений считали изобретения и открытия, постепенно трансфор­мирующие образ жизни человеческой популяции. Морган верил, что (единообразие и непрерывность эволюции вытекают из уни­версальности и постоянства человеческих потребностей. Типич­ные для людей потребности в пище, жилье, комфорте, безопас­ности и т. д. стимулируют неустанный поиск средств для их удов­летворения, приводят к технологическим новшествам. Когда же они появляются, изменяется весь характер общества, в том числе формы семейной жизни, системы родства, сферы экономики и политики, культурные ценности и повседневная жизнь.

В истории человечества можно выделить три фазы: дикость, варварство и цивилизацию, которые преодолеваются благодаря значительным технологическим прорывам. Так, в период «ран­ней дикости» люди пользовались простейшими орудиями для сбора фруктов и орехов. На стадии «средней дикости» уже был открыт огонь и освоена рыбная ловля, в период «поздней дикости» были изобретены лук и стрелы, крайне облегчившие охоту. На стадии «раннего варварства» значительным технологическим усовершен­ствованием явилось изобретение посуды, «среднего варварства» — одомашнивание животных и ирригация как новый способ ве­дения сельского хозяйства. В эпоху «позднего варварства» было начато производство железа и железных инструментов, имевшее революционное значение. Наконец, зарождение «цивилизации» отмечено изобретением фонетического алфавита и письменнос­ти (182; 181).

Такой способ однопричинного, технологического объяснения стал весьма популярным. Его взяла на вооружение марксистская школа, в частности, Фридрих Энгельс использовал идеи Моргана в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства». Позднее эти идеи были подхвачены представителями не­оэволюционизма, например, Лесли Уайтом и Герхардом Ленски (см. гл. 8).