2.2. Исследовательские методы науки о конфликте

.

2.2. Исследовательские методы науки о конфликте

С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. — путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокуп­ность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих методов иногда называют методологией, под которой понимаются учение о методах познания, система принципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения знания.

Объект, теория и метод любой науки тесно связаны между собой. Метод науки как бы «возвращает» нас к ее объекту, углубляет его понимание, поскольку, выражаясь философским языком, диалектика идей есть выражение диалектики вещей. «Метод,— учил Гегель,— есть не внешняя форма, а душа и понятие содер­жания»1. Методология, таким образом, базируется на уже полу­ченных так или иначе результатах исследования некоторой сферы реальности и потому зависит от принятых исходных мировоз­зренческих установок.

Уже в древности люди использовали в процессе взаимоотноше­ний с внешней средой какую-то методологию. Универсальным ме­тодом, с помощью которого хотели решить все проблемы, был повсюду, по-видимому, метод проб и ошибок. Ясно, что его успеш­ность в огромной степени зависела от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется удачной. По мнению известного английского фи­лософа К. Поппера, любой из современных методов научного по­знания мы можем охарактеризовать как частный случай древнейше­го метода проб и ошибок2.

Вычленение методологии в специальную область произошло в связи с возрастанием в социальной деятельности роли умственных операций и возникновением на этой основе необходимости обуче­ния их наиболее эффективным способам.

С успехами в развитии производства, техники, науки и культу­ры в целом методология стала предметом философского осмысления в Качестве системы основных принципов и правил познания и прак­тической деятельности в их соотношении со свойствами объектив­ной действительности.