Определение социальных движений

.

Определение социальных движений

Адекватное определение социального движения должно от­личать это явление от остальных категорий субъектов (деятелей) (1, 2, 3), а также от других представителей той же категории (4).

Итак, выделим следующие основные компоненты социаль­ных движений.

1. Коллективность людей, действующих совместно.

2. Единство в отношении цели коллективных действий, а имен­но — изменения в обществе, причем цель должна воспринимать­ся участниками однозначно.

3. Коллективность относительно диффузна, с низким уров­нем формальной организации.

4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы.

Суммируем сказанное. Под социальными движениями мы подразумеваем свободно организованные коллективы, действую­щие совместно в неинституциализированной форме для того, что­бы произвести изменения в обществе. Некоторые классические дефиниции социальных движений выглядят так.

«Коллективные предприятия для установления нового поряд­ка жизни» (49; 199).

«Коллективные предприятия для преобразования социально­го порядка» (228; 507).

«Коллективные усилия по изменению норм и ценностей» (360; 3).

«Коллективность, действующая в течение некоторого време­ни для того, чтобы обеспечить изменения в обществе (в группе), частью которого она является, или не допустить измене­ний» (433; 246).

«Коллективные усилия по контролю над изменениями или корректировке их направления» (232; xiv).

Современные авторы дают более пространные характеристи­ки социальных движений.

«Коллективные попытки выражения недовольства, возмуще­ния, поддержки или сопротивления изменениям» (458; 828, 841).

«Группы индивидов, объединяющихся ради выражения недо­вольства общественным порядком и изменения социальных и политических основ, вызывающих такое недовольство» (124; :     43-44).

«Нетрадиционные группы, обладающие различной степенью формальной организации, пытающиеся произвести радикаль­ные изменения или препятствовать им» (453; 3).

По мнению некоторых исследователей, социальные движе­ния «существуют дольше, чем толпы, массы и сборища, и более интегрированы. Тем не менее, они не организованы так, как обыч­но организованы политические клубы и другие ассоциации» (цит. по: 33; 8).

Другое определение: движение — «это устойчивая поддержка связей между влиятельными национальными деятелями, ус­пешно выступающими от имени тех, чьи интересы фор­мально не имеют представительства в существующих струк­турах. В этом процессе такие деятели публично выставля­ют требование изменить распределение власти, что в свою очередь демонстрирует публичную поддержку самого тре­бования» (401; 12).

Во всех определениях подчеркивается тесная связь между со­циальными движениями и социальными изменениями. Как от­мечают Вуд и Джексон, «изменения являются основной характе­ристикой социальных движений... Социальные движения тесно связаны с социальными изменениями» (453; 6). Данное обстоя­тельство, казалось бы, очевидное, тем не менее требует разъясне­ния.

1. Цель может быть поддерживающей, утверждающей, когда предполагается ввести в общественную жизнь какие-то новые элементы, будь то новое правительство или политический режим, новые привычки, законы или институты, либо отрицающей, ког­да планируется остановить, предотвратить или повернуть вспять различные процессы (например, ухудшение экологической об­становки, снижение урожайности, рост преступности, распростра­нение абортов и т.д.).

2. Социальные движения имеют различные причинные связи с изменениями. С одной стороны, они могут рассматриваться как конечная причина последних, т. е. как условия, необходимые и достаточные для их совершения. Проблема в том, что обычно для достижения своей цели общественные движения должны раз­ворачиваться в благоприятных социальных условиях, при нали­чии благоприятной «структуры возможностей», или, если восполь­зоваться образным сравнением, должны «подняться на гребень волны» других социальных сил. Они эффективны лишь тогда, когда дополняются другими факторами, и вряд ли служат единст­венной причиной изменений. Обычно это необходимое, но не достаточное условие социальных преобразований.

Но социальные движения могут рассматриваться и просто как симптомы, эпифеномены, сопровождающие процессы, которые раскрываются по своим собственным законам (например, сопро­вождение прогресса модернизации, урбанизации неожиданными экономическими кризисами). В этом смысле они похожи на ли­хорадку, отражающую более глубокие изменения в социальном организме. Проблема здесь в том, что многие социальные движе­ния способствуют социальным преобразованиям, влияют на их направление и скорость, не говоря уже о тех, которые действи­тельно инициируют социальные сдвиги.

Наиболее разумным является подход, согласно которому дви­жения — это средства в причинной цепи социальной практики, продукты более ранних изменений и вместе с тем производители (или по крайней мере сопроизводители) дальнейших преобразо­ваний. Движения возникают не на пустом месте, они объединя­ют социальный процесс и попытки повлиять на его ход. По сло­вам Тома Бернса, «они являются носителями, равно как и созда­телями, и реформаторами нормативных систем» (66; iv).

Аналогичное замечание делает и Дитер Рухт. «Социальные движения являются одновременно продуктом и производителем социальных процессов. Действуя в пределах исторически создан­ной и относительно стабильной основы, они также активно участвуют в изменении политических взглядов, властных структур и культурных символов» (345; 306).

Воспользуемся простой диаграммой:

Предшествующие социальные процессы =*> социальные движения =* последующие социальные процессы

Поток социальных изменений

3. Третье соображение касается области, в которой действи­тельно происходят изменения, вызываемые социальными движе­ниями. Дело в том, что любое социальное движение составляет часть того самого общества, в котором происходят изменения, охватывающие некоторые (иногда достаточно обширные) облас­ти его функционирования, иначе говоря, действует на общество изнутри. Это случай, когда «общество преобразует общество». Значительная часть изменений, производимых движениями, пред­ставляет собой изменения в самом движении (его составе, идео­логии, правилах, предписаниях, организациях и т.д.) и даже внеш­ние сдвиги в более широком контексте (законодательной систе­ме, политических режимах, культуре), вызванные движением, по принципу обратной связи влияют на его собственных членов и структуры, изменяя их мотивацию, установки, идеи и т.д. Соци­альные движения, изменяя общество, изменяют в этом процессе себя (они мобилизуются, организуются) для того, чтобы влиять на общество более эффективно. Изменения в самом движении и изменения, которые производит движение, идут рука об руку, создавая взаимосвязанные, конкурирующие процессы. Эта уни­кальная черта социальных движений делает справедливым заяв­ление Гари Маркса и Джеймса Вуда о том, что «социальные дви­жения более динамичны, чем большинство других социальных форм» (272; 394). Они являются социальными движениями par excellence (по преимуществу).