Не смейся чужой беде— своя на гряде

.

Не смейся чужой беде— своя на гряде

Чижа захлопнула злодейка-западня; бедняжка в ней и рвался, и метался; а голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня попался! Не провели бы так меня, за это я ручаюсь смело». Ан смотришь, тут же сам запутал­ся в силок! И дело! Впредь чужой беде не смейся, голубок.

Богатство, разнообразие, оригинальность и само­бытность русского языка позволяют каждому сде­лать свою речь богатой и оригинальной.

Следует помнить: серая, наполненная словесны­ми штампами речь не вызывает в сознании слушаю­щих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, зло­употребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздей­ствовать на них. Шаблонная, «избитая» фраза отска­кивает от слушателей, не дает им возможности вник­нуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отноше­нии речь воспринимается как отрицательная харак­теристика человека, свидетельствует о его поверхно­стных знаниях, низкой речевой культуре, о недоста­точном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серос­тью и не оригинальностью мысли.

Стократ прав К.И. Чуковский, написавший в кни­ге «Живой как жизнь»:

Не для того наш народ вместе с гения­ми русского слова — от Пушкина до Чехо­ва и Горького — создан для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощ­ренными, гибкими, бесконечно разнооб­разными формами, не для того нам остав­лено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампован­ных фраз.