3. Власть в мире человека

.

3. Власть в мире человека

Ключевое социальное явление, плод творчества многих поколений

людей — власть существует в обществе, т. е. в общей системе множест­ва общественных явлений, человеческих дел, отношений и взаимодействий. Она органично связана с ними, взаимодействует с ними и влияет на них, испытывая, в свою очередь, воздействие многочисленных и раз­нохарактерных явлений, процессов и событий. Без учета этих особен­ностей власть как таковая представала бы неполной, односторонней. Конечно, не все явления, в мир которых погружена власть, равнозначны и сопоставимы как по уровню и масштабам своего влияния на| власть, так и по влиянию, испытываемому ими со стороны власти.

 Каков же первоочередной список явлений в том мире феноменов, где на ведущих (а то и на самых первых) ролях присутствует собствен­но власть? Он весьма широк и может строиться по двум основаниям: 1) власть и соответствующее явление; 2) то или иное явление и власть. Многие авторы посвящают свои труды этой важной проблеме челове­ческой жизни*.

В целом в необходимом первоочередном списке можно назвать сле­дующие проблемы: власть и жизнь, власть и образ жизни, власть и на­род, власть и общество, власть и государство, власть и отечество, власть и право, власть и конституция, власть и закон, власть и политика, власть и экономика, власть и культура, власть и наука, власть и информатика, власть и идеология, власть и мораль, власть и собственность, власть и рынок, власть и предпринимательство, власть и свобода, власть и пат­риотизм, власть и справедливость, власть и равенство, власть и совесть, власть и честь, власть и достоинство, власть и семья, власть и воспита­ние, власть и образование, власть и школа и т. д. А если посмотреть масштабно, обобщенно, то, собственно, в фокусе повсюду стоит проб­лема: человек и власть.

Ь В обществе система власти начинается с человека, фактически по­гружена в мир человека. Ему самому надлежит прийти к власти, возгла­вить ее, стать у ее руля или же избрать того, кто встанет у рычагов вла­сти над ним и от его имени будет блюсти и творить закон. Точнее гово­ря, в реальной жизни человек, входя в мир, застает власть готовой, повелевающей и либо беспрекословно подчиняется ей (что происходит

 * См., напр.: Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь / Пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1990; Никольский С. А. Власть и земля. М.: Агропромиздат, 1990;

Абдулатипов Р. Г. Власть и совесть. М.: Славянский диалог, 1994; Роговин В. А. Власть и оппозиции. М., 1993; Громов Е. С. Сталин: власть и искусство. М., 1998; Бурлацкий Ф. М., Мушинский В. О. Народ и власть. М., Политиздат, 1986;

Банашак М., Форхольцер И. Человек и власть / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973;

Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А Гражданин и власть. М.: Манускрипт, 1994; Право и власть. М.: Прогресс, 1990; Чихон Н. Банкир и власть / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1970; Болдридж Л. Страсть и власть / Пер. с англ. М.:

"Центр-''OOO", 1994; Социология и власть / Под ред. Л. Н. Москвичева. М., 1997.

 

чаще всего), либо может взбунтоваться (хотя обычно безуспешно, это бывало веками и тысячелетиями и бывает в наши дни).

Система власти в мире человека не только начинается, но и кончается человеком. Она, если угодно, упирается в человека, опирается на него, ибо власть для того и существует, чтобы дойти до отдельно взято­го человека, побудить его выполнять ее разумные (хотя и не всегда ра­зумные) предписания и указания.

Это, однако, не исчерпывает возможных подходов в осмыслении связи власти и человека, человека и власти.

Следует хотя бы упомянуть, какое богатство аспектов анализа от­крывается здесь: власть человека, власть над человеком, власть для че­ловека, власть во имя человека, власть против человека, а также чело­век власти, человек у власти, человек над властью, человек под вла­стью, человек перед властью, человек около власти, человек против власти и, наконец, человеческая власть, человечная власть и властный человек.

Мы видим, как многопланово и разнообразно каждое из упомяну­тых нами понятий-словосочетаний. К сожалению, в нашей книге нет возможности дать их полную, развернутую характеристику. Это — де­ло множества специальных исследований. Однако даже в приведенном нами перечне имеется немало тем, достойных кандидатских и доктор­ских диссертаций, публикаций, специальных конференций, теледискус­сий и иных обсуждений, часть которых уже стала фактом.

"...Власть имеет огромное значение в деятельности человека, — справедливо замечает С. С. Фролов. — Каждая политическая кампания, любая организованная группа, любой социальный процесс — это уп­ражнение в использовании власти. Окружающая нас действительность дает множество примеров специфических проявлений властных отно­шений: социальная власть и соперничество из-за власти порождают большинство драм нашей жизни. Власть, таким образом, предстает пе­ред нами не только как всеобщее свойство социальных структур, но и как трудно поддающийся определению, можно сказать, даже загадоч­ный социальный феномен.

Большинство современных ученых-социологов в самом общем ви­де представляют власть как способность одних индивидов контролиро­вать действия других. Однако у ученых нет согласия в том, как осуще­ствляются отношения власти и каков характер этого контроля"*.

Правда, это говорится по преимуществу о власти государственной. Сама же по себе система властей очень широка. Кроме власти закона (или диктатора) есть власть духа, власть слова, власть моральной нормы, власть человеческой потребности и интереса, власть денег и власть бан­ков и т. д. Именно все это и служит мощным регулятором действий и по­ведения людей, устройства их спокойной и благополучной жизни в циви­лизованном человеческом общежитии, либо, напротив, источником их неурядиц и разнообразных помех. Вместе с тем существенно, что все эти власти относятся к той сфере, где реальная регуляция людского взаимо­действия происходит повседневно и помимо могущественного властелина — государства за пределами его потребностей и возможностей.

Когда власть оформлена, структурирована, когда ее рамки осмыс­лены и здраво определены, а пределы ее влияния и досягаемости четко

 

* Фролов С. С. Социология. М.: Наука, 1994. С. 112—113.

очерчены, то, как говорится, сам Бог велит ей действовать, функциони­ровать, давать свои плоды. И поле действия ее механизмов — это забота о соблюдении всеобщего интереса, прав и свобод граждан, защита их чести, достоинства, обеспечение их достойной жизни в обществе.

 А теперь перейдем к вопросу о самом человеке в его отношении к власти и об отношении власти к нему самому.

 Человек — субъект и объект общественно-исторической деятель­ности и культуры, власти и правления. С понятием "человек" связаны многие понятия во властной практике (выдающийся человек, человек власти, "свой человек", могущественный человек и т. п.). Отсюда и ка­чества, проявляющиеся у властей и властителей: человечность, челове­колюбие, а то и человеконенавистничество. Отсюда власть и политика во имя и на благо человека или бесчеловечная власть.

Ныне в России законом и властью признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Граждане России имеют право участво­вать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы го­сударственной власти и местного самоуправления.

Положение, статус, роль гражданина влекут за собой такое поня­тие, как "гражданство", т. е. состояние в числе граждан данного госу­дарства — звание, права и обязанности гражданина, оформляемые и поддерживаемые властью. В монархических государствах, как правило, гражданству соответствует понятие "подданство". В практике сущест­вует и двойное гражданство, т. е. одновременное состояние в гражданствe двух государств. Международное право именует этих людей бипатридами.

 Широко распространено и понятие "лицо", т. е. гражданин, член об­щества. В деловой, властной практике различаются физические и юри­дические лица. Используются также понятия: "официальное лицо", "должностное лицо", "частное лицо", "доверенное лицо", "сопровожда­ющие лица".

Такие характеристики для властной практики имеют важное значе­ние, потому что именно из них власть в мире человека исходит в своих отношениях с человеком, а сам человек в указанных ролях может при­нимать участие в деятельности органов власти и многое предопреде­лять в ее судьбах, условиях ее существования, особенностях и целях ее деяний, судьбах других людей.

Для успеха власти, ее процветания необходимо, чтобы она не была настроена против человека, против народа, а служила людям, общест­ву, их благополучию и процветанию. Очень важно также, чтобы этому содействовал чрезвычайно сложный комплекс, затрагивающий всех и каждого, а не только власть имущих, — комплекс разумных властных интересов, властных отношений, властного сознания. Это тоже существенные компоненты феномена власти.

 Властные интересы — это прежде всего нужды, потребности чело­века, лиц, органов, учреждений, организаций, двигающихся к власти, обладающих ею, использующих ее, связанные со стремлением ко все более полному освоению и распоряжению ею. Это и интересы простых людей, желающих иметь над собою нормальную власть.

Жизнь людей в целом регулируют их отношения — их взаимные связи, а также связи их организаций, социальных институтов, социальных групп, государств, т. е. именно те многогранные виды связей, кото­рые образуют человеческое общество и порождают саму потребность во власти. Среди таких отношений выделяют государственные, дипло­матические, культурные, международные, политические, правовые, производственные, социальные, торговые, экономические, дружествен­ные, семейные, личные и другие отношения.

Говорят и о системе, совокупности отношений в обществе, их ие­рархии, координации и классификации. Однако для властей на первый план выходят сами властные отношения, т. е. взаимные связи различ­ных людей, субъектов, лиц, органов, учреждений, партий, классов, го­сударств по поводу власти, ее понимания и использования. Именно с этой сферой связано упорядочение жизни человека, деятельности об­щества и его структур, управления ими.

Конечно же следует выделять и отношение к власти или воспри­ятие власти людьми и высказываемое ими мнение о ней, а также соот­ветствующее поведение, демонстрирующее поддержку или неприязнь и наличие того или иного касательства к власти (работа в ее органах, вы­полнение ее поручений и т. д.). Важно, наконец, и властное сознание или сравнительно ясное, от­четливое понимание, осмысление данной властью, ее субъектами на различных уровнях, а в меру возможности и гражданами стоящих перед властью вопросов, задач, проблем и путей их решения.

Так в общем виде в своих принципиальных моментах предстает проблема власти в мире человека. Далее мы остановимся на проблеме мира самой власти и места в ней человека.