Тертуллиан

.

Тертуллиан

Тертуллиан (160-220 гг. н-э.) - сын карфагенского сотника, прекрасно знал римское право, что отразилось в его аргументации. По характеру человек очень суровый. Требовал от христиан высшей строгости нравов, крайне непримирим к врагам христианства.

Согласно Тертуллиану, знание исходит не от незнания, а от самой открытой, откро­венной истины. Тертулдиан строил своеобразную иерархию знания. Душа старше буквы, слово старше книги, чувство старше палочки для письма, сам человек старше философа и поэта. Стоический, платонический, диалектический разум толкуется как любознатель­ность, т.е. поиск неизвестной истины. Но истина уже дана, т.е. открыта христианам.

Тертуллиан не любил философию и философов. Философы - «умы спорливые и презрительные», занятые праздными разговорами. Они не знают истины, «они еще ищут, стало быть не нашли». Истина - от Бога, а философия и ереси - от дьявола. Критерий истины - духовность. Учение церкви древнее ересей, стало быть - истиннее. Тертуллиан писал: «Мы не нуждаемся ни в любознательности после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия».

Логическая полнота человека обнаруживает логическую невыразимость Бога. Логос находится за пределом существования. Логическая полнота человека оборачивается ничто для Бога. Здесь ставится проблема бытия как ничто, что было невозможно в логике Аристотеля. Вера есть граница, предел или свертывание разума в душе. Душа, вышедшая из Божественной простоты и в простоту вернувшаяся, спасается Таким обра­зом, не идея истины теперь двигает мысль, а идея спасения.

Тертуллиан ввел в латинский язык слово persona (личность), которая проявилась в акте личного прикосновения Бога к человеку. Христос соединил в себе двойную природу (status), не смешанную, но объединенную в одном лице (persona). Знаменателен сам факт переноса термина persona из сферы юриспруденции в богословие. В обоих случаях дело касается закона. Конкретное в человеческом праве стало означать конкретное в праве божественном. Сенека различал четыре «маски» (persona), которые носит человек. Чело­век обладает признаками рода, разделяемыми всеми людьми, относится к определенному типу характера, живет в определенной среде и обстоятельствах, избирает профессию или образ жизни. Тертуллиан, касаясь природы Бога, впервые использовал формулу tres personae – una substantia (три персоны - одна субстанция). Характерно, что он понимал эту формулу юридически. Значит, «persona» первоначально означала «роль» или «соци­альную функцию». В вопросе о божественной и человеческой природах Христа использовалось не греческое слово «prosopon» (аналог лат. «persona»), a «upostasis», первоначально означавшее «основание», а затем получившее значение «индивидуальная сущность». Термин «субстанция» Тергуллиан также заимствовал из юриспруденции и противопоставил его «сущности». При этом субстанция понималась натуралистически, вещественно- Камень и железо - субстанции, но материальность - их общая сущность. Субстанция каждого в отдельности разделяет вещи. Статус играет особую роль в понимании бытийственности ве­щи. Статус - всегда бытие чем-то. Всякое бытие присуще чему-то прямо и непосредственно.

В трактате «О плоти Христовой» Тертуллиан выразил легендарную формулу: «Верую, потому что абсурдно» (Credo, quia absurdum est). Буквально Тертуллиан говорил следующее: «Я не нахожу лучшего предлога к посрамлению себя, как презирая стыд, быть свято бесстыдным и счастливо безумным. Сын Божий был распят: я того не сты­жусь, потому что как будто бы надобно стыдиться. Сын Божий умер: надлежит тому ве­рить, потому что разум мой возмущается против этого. Он восстал из гроба, в который был положен: дело верное, потому что кажется невозможным».

Тертуллиан считал, что утверждение о совечности Бога и материи является уступкой многобожию. Требовал буквального, а не символического понимания Священного Писания.