Аниций Манлий Торкват Северин Боэций

.

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций

боэций (480-525 гг.) рассматривается здесь ввиду его влияния на все средневековое и европейское Возрождение. Античность погибла, но свое лучшее достояние она завещала средним векам. Боэций считал необходимым сохранить для варваризующегося мира фи­лософии Платона и Аристотеля. Поэтому он занялся обоснованием системы образования и содержанием латинских учебников. Эти учебники должны были в примитивной, но сис­тематической форме передавать основы античной культуры. Боэций полагал, что важно научить мыслить человека в строго определенном направлении и дисциплинированно, чем снабдить его всеобъемлющей информацией. В этом заключается средневековый под­ход к образованию. Боэций, создавая свои учебники (а ему было всего 20 лет), осознавал свою причастность к созданию нового стиля мышления.

Боэций ввел формальное разделение «семи свободных искусств» на квадривиум (термин Боэция) и тривиум. Когда человек изучит арифметику, геометрию, му­зыку и астрономию, он будет готов к занятиям истинной наукой - философией. Квадривиум же - это учебные дисциплины, а не науки.

Боэций уделил огромное внимание созданию латинского философского языка, т.е. терминологии, которая точно передавала бы греческие образцы. Благодаря Боэцию воз­никли или получили определение понятия «субстанция», «эссенция», «интеллектуальный», «рациональный», «иррациональный», «темпоральный», «дефиниция» и др. На этом научно-философском языке Боэция беседовали в средневековых школах и университетах. Боэций ввел различение между рассуждением и вычислением. При правильном вычислении, какое бы ни получилось число, оно будет соответствовать тому, что есть в действительности. В рассуждении не так. Не все, что установлено на словах, имеет место в действительности. Поэтому необходимо изучить науку рассуждения, чтобы избежать ошибок. Отличительная черта метода Боэция - стремление к точности и не подлежащей интерпретации определенности. Это уже схоластический идеал, который вырабатывал строгую дисциплину ума и вкус к точности.

Биография. В детстве Боэций был усыновлен сенатором Симмахом, который был для современников олицетворением высочайших гражданских добродетелей. Боэций потом женился на дочери Симмаха Рустициане. Современников поражала незаурядная ученость Боэция.

Италия находилась под властью остготов. Король Теодорих, который правил с 493 по 526 гг., был выдающимся человеком своего времени. Он пытался проводить в жизнь политический принцип «единство без смешения», восходящий к стоикам. Таким образом, он пытался синтезировать германскую и римскую культуры Теодорих сохранил некоторые институты римского государства. Римский сенат не обладал уже никакой политической силой. Он следил за возведением зданий, продовольственным снабжением, общественным порядком. Быть сенатором было все еще почетно. Но сенаторы были настроены против короля, мечтали об изгнании готов с помощью Византии. Синтез культур был невозможен и по религиозным мотивам. Готы были арианами, римляне же придерживались ортодок­сального христианства.

Боэций сделал блестящую карьеру при дворе Теодориха. В 522 г. он был назначен на пост «magister officiorum», т.е. распорядителя должностей, а оба несовершеннолетних его сына были избраны консулами. Но позднее Боэций был обвинен в государственной измене, состоявшей в тайной переписке с византийским двором. Его предал и сенат, ко­торый Боэций всю жизнь защищал перед королем Боэций и его тесть были приговорены к смерти. Кстати, даже враги (Прокопий Кессарийский) указывали, что это единственное неблаговидное дело, которое совершил в своей жизни Теодорих. Смерть Боэция случилась ок. 525 г.

• Исторический контекст. В 476 г. Одоакр, вождь герулов и тюрингов, от­правил в Неаполь последнего римского императора Ромула Августула. Императорскую корону Одоакр отослал в Константинополь со словами: «Одно солнце на небе, один император на земле» (так называемое падение Римской империи). За это император формально назначил Одоакра наместником Италии. Сам же Одоакр провозгласил себя королем.

В 493 г. остготы вторглись в Италию. Их власть продолжалась до 555 г.

Боэций в интеллектуальном плане выражал язычески-христианское противоречие. Христианство, видимо, не было его полным и окончательным убеждением. Для христианства ему не хватало августиновского чувства личной причастности к Христу. Но Боэцию было чуждо языческое спокойствие перед вечным круговоротом вещества в природе. Вопрос о спасении души волновал его. Боэцию все-таки был ближе теоретический платонизм с его идеей предсуществования душ. Выход из противоречия был найден Боэцием в философско-теоретической мудрости.

Главное сочинение Боэция «Об утешении философией» было написано в заключе­нии. В нем Боэций размышлял о превратности Фортуны, об истинном и ложном благе, о свободе воли и о Провидении. Жесткая и неблагоприятная Фортуна влечет от мнимых благ к истинным Ведь она раскрывает души верных друзей и отделяет истинных друзей от мнимых. Тот, кто твое счастье делает другом, несчастье превращает в недруга. Благо есть то, к чему различными путями стремятся люди (Аристотель). Высшее благо есть высший принцип гармонии, т.е. Бог. Все, имеющее бытие, есть благо. Уклоняющееся от блага перестает существовать. Поэтому злые люди утрачивают человеческую природу. Они подобны волкам в своей злобе, собакам в своей наглости, лисицам в своем коварстве или свиньям в своей низости.

Боэций уподоблял соотношение Провидения и судьбы концентрическим окружно­стям и центру. Центр - Провидение, т.е. простое и неизбежное, божественный первообраз. Отстоящее дальше от центра больше подвержено превратностям судьбы. То, что ближе к центру, легче избегает необходимости, налагаемой судьбой.

Свобода и необходимость, по мнению Боэция, только внешне противоречат друг другу. Если вещь свободна от другой вещи, то она есть именно она, а не что-то другое.

Если данная вещь необходимым образом зависит от другой вещи, то паше суждение на этот счет возможно лишь тогда, когда мы признаем вещь той же самой, а не другой, т.е. свободной от всего другого. Свобода и необходимость - две стороны одного предмета. Но только в вечности свобода и необходимость совпадают. Вечность ни от чего не зависит, значит, полностью свободна. Но кроме вечности нет ничего другого. Отсюда вытекает, что она навеки связана сама с собой, а значит, такая связь внутренне необходима.

Теоретически свобода и необходимость есть одно и то же. Фактически они могут противоречить друг другу. Сколько угодно я могу поступать свободно, т.е. как хочу. И точно так же я должен поступать по принуждению, т.е. в силу необходимости. Проти­воречивая ситуация возможна только практически, т.е. в процессе становления, когда все противоречит всему. С точки зрения диалектики, так и должно быть. Ведь практика может осуществлять теорию в разной степени - полностью, частично и весьма плохо. Такова диалектика жизни. Но если признавать совершенство и могущество Вечного разума, то эти вопросы не имеют значения.

Может быть предложена еще одна интерпретация Боэция. Боэций придерживался платонической идеи о том, что возможности познания определяются не сложностью объекта, а разрешающими возможностями разума. Бог есть Абсолютный разум и актуальная бесконечность. Он знает все возможные варианты развития мира и все возможные пово­роты каждой отдельной жизни. Он знает основные точки выбора в моей жизни, но он не предопределяет сам выбор. Есть бесконечное множество вариантов, когда я безвозвратно гибну. И столько же, - когда опасаюсь. В точках выбора я полностью свободен. Но Про­видение предопределило финальный итог развития мира, его спасение. Ведь Бог благ и всемогущ.

Если мир лежит во зле, то в этом виноват сам человек, отпавший от Вечного разу­ма. Из христианства Боэций усвоил идею о тождестве Вечного Разума, т.е. то, что уже имело место в язычестве. Но из христианства Боэций не усвоил учение о грехопадении. Поэтому он не мог ответить на упреки человека по адресу Вечного Разума.

Самый глубокий источник философии Боэция - аристотелевски проработанный платонизм. Философия Боэция - интеллектуализм, а не вероучение, как у Августина.

В работе «Комментарий к Порфирию» Боэций дал определение субстанции как высочайшего рода, т.к. он сказывается обо всех остальных. Здесь же дана классифи­кация через род и видовое отличие, столь значимая для средневековой культуры.

«Дерево Порфирия»

телесная ← субстанция → бестелесная

одушевленное ← тело → неодушевленное

чувствующее ← одушевленное тело → бесчувственное

разумное ← животное → неразумное

смертное ← разумное животное → бессмертное

Платон ← человек → Петр

Формула Боэция о природе универсалий, т.е. родовых понятий: общие понятия су­ществуют «по поводу чувственных вещей, понимаются же - по поводу внетелесных суб­станций».