1.1. Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия

.

1.1. Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия

В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принуждения” (Аристотель). В феномене свободы (точнее, освобождении) центральное место занимает динамика беспрепятственности в реализации самостоятельно выбранных жизненно важных целей и ценностей. Напомню, что “освобождение” определялось как процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с социальной средой, в ходе которого либо вследствие изменения среды (системы социальных институтов, социальных неравенств и др.), либо благодаря собственным усилиям социального субъекта, либо тому и другому одновременно, субъект обретает больше возможностей для самостоятельного выбора жизненно важных целей и ценностей, а также и для их реализации.

В каждый данный момент времени добровольность — необходимый элемент индивидуальной свободы. Однако в динамике возрастание свободы в момент времени “t” может быть результатом не только добровольных, но и вынужденных социальных действий в предыдущий период “t-n” (n>0). Так, многие работники, отправленные в административные отпуска на период реконструкции предприятий, вынуждены были сменить профессию, однако по истечении некоторого времени они осознали, что их жизненные возможности вследствие этого шага существенно улучшились и когда предприятия возобновили работу, они сами предпочли не возвращаться на них [“Известия”, N185, 27 сент. 1994].

Добровольное действие (добровольное согласие на его осуществление) само по себе еще не означает, что это действие будет свободным и уж совсем не указывает на то, что оно увенчается увеличением (или сохранением) уровня свободы. Ибо остаются открытыми следующие вопросы:

- сможет социальный субъект или не сможет осуществить данное добровольное действие беспрепятственно? Точнее, не меняется ли среда или положение данного субъекта в ней таким образом, что для реализации своих жизненных целей и ценностей в новых условиях необходимо преодолевать все большее число ограничений;

- будет ли сопутствовать субъекту успех в преодолении всех препятствий (внешних и внутренних), которые встретятся на пути его добровольного действия? Возрастают или уменьшаются в связи с этим его совокупные затраты на достижение прежних жизненных целей;

- наконец, как изменяется пространство возможностей, из которых исходит (вынужден исходить) социальный субъект при выборе целей и средств их осуществления? Ведь одно дело, когда он исходит из увеличивающегося (или, по крайней мере, неизменного) поля возможностей, и совсем другое дело, когда он действует, хотя и добровольно, но в более ограниченном социальном пространстве.

Иными словами, если социальный субъект поступал и поступает добровольно, то это еще не означает, что уровень его свободы при этом не изменяется: в действительности он может как повышаться, так и понижаться. Возрастание может быть вызвано, скажем, уменьшением числа препятствий и ограничений, расширением пространства выбора возможностей, сокрашением затрат на реализацию желаемых возможностей или всеми этими факторами одновременно. Уменьшение, напротив, ростом числа препятствий, которые вынужден преодолевать индивид; ростом числа ограничений, которые ему преодолеть не под силу; сокращением пространства выбора возможностей, увеличением затрат на поддержание даже прежнего уровня и образа жизни и др. Во всяком случае, необходимо иметь в виду, что одно и то же добровольное действие может предполагать и приводить к разным уровням (степеням) свободы.

Объединяет добровольное и свободное действие то, что для индивида их последствия (результаты) могут быть как запланированными, так и неожиданными, как желательными, так и нежелательными. Так что, в конце концов, уровень свободы индивида может снизиться как в результате добровольного, так и в результате свободного действия или вследствие того и другого одновременно.