а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов

.

а) Первая форма утопического сознания: оргиастический хилиазм анабаптистов

Решающим поворотным пунктом в истории нового време¬ни был - под углом зрения нашей постановки проблемы - тот момент, когда «хилиастические» чаяния объединились с ак¬тивным стремлением угнетенных слоев общества.

Попытка фиксировать в историческом потоке начало какого-либо движения всегда связана с риском и означает пренебрежение предшественниками этого движения. Однако успех каждой попытки реконструировать то, что является наи¬более существенным в историческом развитии, зависит от того, удастся ли исследователю с необходимой решительнос¬тью подчеркнуть те моменты, которые определяют данное явление. Уже тот факт, что в современной социалистической ли¬тературе возникновение социализма очень часто относят к дви¬жению Мюнцера, свидетельствует отчасти в пользу того, что это движение следует считать началом современных револю¬ций. Само собой разумеется, что речь здесь еще не может идти о пролетариате и о пролетарском классовом сознании; нет также сомнения и в том, что стремление Мюнцера к соци¬альным преобразованиям основывалось на религиозных моти¬вах. Однако социологу следует обратить на это движение осо¬бенное внимание, потому что в нем обнаруживается структур¬ная связь хилиазма с социальной революцией.

Идея о близости тысячелетнего царства здесь, на Земле, с давних пор содержала революционизирующую тен¬денцию, и церковь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами стремилась парализовать это «трансцендентное бытию» представление. Эта идея, которая позже вновь по¬явилась у Иоахима Флорского - хотя здесь она еще не носила революционный характер, - преобразовалась сначала у гуси¬тов, затем у Томаса Мюнцера и анабаптистов в активизм определенных социальных слоев.

Свободнопарящие или направленные на потусторон¬ний мир чаяния внезапно обрели посюстороннее значение, стали восприниматься как реализуемые здесь и теперь и наполнили социальные действия особой яростной силой.

Несмотря на то, что начинающееся с этого поворотно¬го пункта «одухотворение политики» стало в той или иной сте¬пени проявляться во всех направлениях, наибольшее напря¬жение в социальной сфере придала ему структура утопическо¬го сознания угнетенных слоев. Это можно считать началом политики в ее современном смысле, если под политикой по¬нимать более или менее сознательное участие всех слоев данного общества в деле преобразования посюстороннего мира в отличие от фаталистического приятия всего происхо¬дящего и покорного согласия на управление «сверху».

Лишь очень медленно обретали низшие слои в позднесредневековый период возможность выполнять эту дви¬жущую функцию в общем процессе развития, и лишь посте¬пенно достигли они осознания своего социального и полити¬ческого значения. Если эта стадия еще очень далека - как уже было указано - от стадии «пролетарского самосознания», то она тем не менее служит началом процесса, который по¬степенно ведет к нему; ибо с этого момента угнетенные слои общества начинают все более явно играть определенную роль в динамическом становлении всего процесса в целом, и с это¬го момента становится все более различимой социальная дифференциация в стремлениях и направленности душевной напряженности.

Это, конечно, не означает, что утопическое сознание в его крайнем выражении с этого времени определяло ход ис¬торического развития: однако наличие утопического сознания в социальной сфере всегда оказывало воздействие и на пред¬ставителей противоположного мышления: даже противники утопического сознания, часто не желая и не сознавая этого, ориентировались на него. Утопическое представление про¬буждало противоположное ему представление; хилиастический оптимизм революционеров породил в конечном итоге кон¬сервативную покорность и придал впоследствии политическо¬му реализму его окончательную форму.

Однако этот момент имел решающее значение не только в политической сфере, но и для тех душевных движений, которые теперь вступили в союз с действием и отказались от сво¬ей прежней оторванности от реальности. Оргиастическая энер¬гия, экстаз связываются с мирской жизнью; напряжение, устрем¬лявшееся раньше в потусторонность, становится взрывчатым веществом, действующим в мире, невозможное порождает возможное, абсолютное - действительные события. Совер¬шенно особой была субстанция этой основополагающей, наи¬более радикальной формы утопии, совершенно особым был ее материал; эта форма утопии соответствовала духовной возбужденности и физическому состоянию хтонических слоев, была одновременно грубо материальной и высоко духовной.

Нет большего заблуждения, чем стремиться объяснить то, что здесь происходило, в свете «истории идей»: не идеи заставляли этих людей совершать революционные действия, происшедший взрыв был вызван экстатически-оргиастической энергией. Трансцендентные бытию элементы сознания, про¬будившиеся здесь к деятельности и выполнявшие активную функцию утопии, не были «идеями»; понимание всего того, что здесь происходило, как результат «идей» было бессозна¬тельным искажением с позиций следующей стадии в развитии утопического сознания. История идей - это создание эпохи господства идей, невольно преобразовавшей прошлое в свете собственного духовного опыта. Не «идеи» заставляли людей в период крестьянских войн совершать действия, направленные на уничтожение существующего порядка. Корни этих взрыва¬ющих существующий порядок действий находились в значи¬тельно более глубоких жизненных пластах и глухих сферах душевных переживаний.

Для того чтобы яснее представить себе истинную суб¬станцию хилиазма и сделать ее доступной научному понима¬нию, необходимо прежде всего различать хилиазм, с одной стороны, и те образы, символы и формы, которыми пользует¬ся хилиастическое сознание, - с другой. Ибо нет другой сфе¬ры бытия, где бы в такой степени, как здесь, подтверждался наш опыт, согласно которому то, что уже сформировалось, нашло свое выражение, имеет тенденцию оторваться от своих истоков и идти своим путем; ведь самое существенное в этом феномене состоит в его стремлении отстраниться от каких бы то ни было образов, действий, символов и категорий. Именно потому, что движущая субстанция этой утопии заключена не в формах ее выражения, попытка рассматривать феномен хилиастического сознания в рамках истории идей совершенно несостоятельна; ей постоянно угрожает опасность отклонить¬ся от темы исследования. Работая методами истории идей, легко перейти от изучения истории хилиастической субстан¬ции к изучению истории его ставших пустыми форм, к истории одних хилиастических идей. Такая же опасность угрожает исследованию судеб активных представителей хилиазма. Ибо одним из самых существенных черт хилиастического пережи¬вания является его свойство внезапно ослабевать или трансформироваться в сознании одного и того же лица. Следовательно, для того чтобы не отклоняться от подлинного предмета своего исследования, необходимо попытаться найти метод, который даст нам живое, непосредственное ощущение изучаемых явлений, и в процессе этого исследования посто¬янно задавать себе вопрос, действительно ли в данных фор¬мах мышления и переживания присутствует хилиастическое сознание.

Ибо подлинный, быть может, единственный, прямой признак хилиастического переживания есть абсолютное пре¬бывание в настоящем, абсолютное присутствие.

Мы всегда находимся где-то здесь и теперь внутри пространственной и временной сферы, но с точки зрения хи¬лиастического переживания это пребывание неподлинно. Для абсолютного переживания хилиаста настоящее становится брешью, через которую то, что было чисто внутренним чув¬ством, прорывается наружу и внезапно одним ударом преоб¬разует внешний мир.

Мистик живет либо в воспоминании об экстазе, либо в мучительном ожидании его. В своих символических уподобле¬ниях он описывает экстаз как состояние души, несовместимое с понятием пространства и времени, как обручение в замкну¬том потустороннем мире. В хилиастическом переживании в непосредственное здесь и теперь, быть может, переходит та же субстанция, но не для того, чтобы просто присутствовать в нем, а чтобы подхлестнуть его и поглотить его своей глуби¬ной. Так, Томас Мюнцер, пророк хилиазма, утверждает:

«Поэтому у всех пророков сказано: так говорит Господь; они не пророчествуют словами: так сказал Господь, будто это бы¬ло в прошлом, а не в настоящее время».

Переживание мистика носит чисто духовный характер, и если в его символах и проступают следы чувственного опы¬та, то лишь потому, что чувственное восприятие повседневно¬сти является наиболее удобной аналогией для понимания той непосредственной связи, которая по своему характеру выше и ниже интеллектуального постижения.

У хилиаста чувственный опыт присутствует во всей его непосредственности, и столь же неотделим от духовного начала его природы, как хилиаст - от своего «теперь»; он как бы только «теперь» вступил в мир и в свое тело.

Мюнцер говорит: «Я стремлюсь только к тому, чтобы вы восприняли слово живое, которым я живу и дышу, чтобы оно не вернулось ко мне пустым. Заклинаю вас кровью Христовой, примите его в сердце свое, я жду ответа от вас и сам держу вам ответ; если я не сумею это совершить, то я - лишь дитя времени и вечной смерти; иного залога спасения у меня нет».

Хилиаст ждет единения с этим «теперь»; поэтому его повседневная жизнь не заполнена оптимистической надеждой на будущее и романтическими воспоминаниями, здесь речь идет об ожидании, о постоянной готовности, - поэтому время для него не дифференцируется. Его, собственно говоря, ин¬тересует не столько само тысячелетнее царство, сколько то, чтобы оно было здесь и теперь, возникло бы из земной жизни как внезапный переход в инобытие; поэтому предрекание будущего блаженства служит для него не отсрочкой, оно нужно ему просто как некая потусторонняя точка, откуда он в любую минуту готов совершить прыжок.

Феодальный мир средневековья в соответствии со своей структурной обусловленностью не знает революций в современном смысле этого слова, и с момента появления этой новой формы политического преобразования мира хили¬азм всегда сочетается с революционными взрывами и одухот¬воряет их. В тех случаях, когда хилиазм теряет свою интен¬сивность и порывает с революционным движением, в мире остается лишь неприкрытая ярость масс и неодухотворенное буйство. Для хилиастического учения ценность революции как таковой состоит не в том, что она является неизбежным сред¬ством для достижения рационально поставленной цели; оно рассматривает революцию как единственный принцип непос¬редственного присутствия, как давно грезившийся прорыв в мир. «Страсть к разрушению - творческая страсть», - сказал Бакунин, ибо в нем жил демон, о котором он охотно гово¬рил, - тот демон, который действует посредством заражения. О том, что его в конечном итоге интересовала не реализация рациональных измышлений о лучших мирах, свидетельствует следующая фраза: «Я не верю в конституции и законы. Меня не могла бы удовлетворить и наилучшая конституция. Нам нужно другое: буря и жизнь и новый лишенный законов и по¬этому свободный мир».

И тем не менее обещание этого лучшего мира, хотя ему по существу и не придается первостепенное значение, постоянно возникает, как только это вечное ожидание начинает испытывать необходимость в расширении перспективы. Представление о лучшем мире, перемещенном в пространстве или во времени, служит для этого сознания неоплаченным векселем. Его единственная функция состоит в фиксации той уже упомяну¬той нами выше потусторонней точки, которая позволила бы ожидающему грядущего мгновения чувствовать себя вне по¬тока становления. Не соединяясь с тем «дурным», что проис¬ходит здесь и теперь, он наблюдает лишь за неизбежным хо¬дом событий и ждет того момента, когда сцепление обстоя¬тельств приведет к совпадению его внутренней возбужденно¬сти с состоянием мира.

Поэтому при рассмотрении структуры хилиастического сознания и его дальнейшей судьбы почти не имеет значения (оно важно скорее для истории мотивов поведения и их изме¬нения), что пространственную утопию вытесняет утопия вре¬менная и что в эпоху рационализма и Просвещения вакуум, образовавшийся в утопии, заполняется замкнутой системой рациональной дедукции. Ведь в известном смысле рацио¬нально аксиоматический подход, замкнутая дедукция и внут¬ренне сбалансированное равновесие входящих в данную ак¬сиоматику мотивов способны в такой же мере гарантировать ту внутреннюю замкнутость и ту отчужденность миру, которую предоставляли прежние мечты.

Отрешенность от пространства и времени, от того, что правильно и значимо в чисто рациональном понимании, в оп¬ределенном смысле еще более способна превратиться в «потусторонность», в находящуюся вне мирской жизни точку, чем это могли сделать утопические мечты с их посюсторон¬ним чувственным содержанием.

Нет ничего более потустороннего, чем рациональная замкнутая система, нет ничего, что при известных обстоятель¬ствах таило бы в себе такую иррациональную мощь, как стро¬го ограниченные своими рамками мысленные построения. Правда, в каждой рациональной системе заключена угроза того, что хилиастический экстаз ослабнет в этой сфере мысли;

именно поэтому не каждая рациональная утопия может быть эквивалентом хилиастического ожидания и выполнять в этом смысле функцию отрешенности и отчужденности от мира. Аб¬страктность рациональной утопии, ее отрицание чувственнос¬ти противоречит эмоциональной полноте хилиастического ожидания преобразующего момента. Тем самым рациональ¬ное утопическое сознание может неожиданно стать первым противником хилиастического сознания, и действительно ли¬берально-гуманистическая утопия по своей тенденции все больше противопоставляет себя хилиазму.