М

.

М

МАЙМОНИД (МОИСЕЙ бен-маймун) (1135—1204) — еврейский средневековый философ. Считал, что философия ведет к интеллек­туальному, нравственному и телесному совершенству. Был сторон­ником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. В то же время от­стаивал принцип независимости знания от веры, считал необходи­мым толковать Библию не буквально, а на основе рационального объяснения.

 

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469—1527) — итальянский политический мыслитель и государственный деятель. Считал политику основой жизни общества, тем самым возвышал роль в обществе политической реальности и человеческой активности вообще. Для достижения политических целей считал допустимыми любые средства («макиавеллизм»).

 

МАРК АВРЕЛИЙ (121-180, римский император с 161 г.) — представи­тель позднего стоицизма. Для него Вселенная — тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Марк Аврелий верил в пред­определенность судьбы, считал, что люди по природе равны, стре­мился воплотить этот принцип в своей практической политике.

 

МАРКС Карл (1818—1883) — немецкий философ, автор теории диалектического и исторического материализма, наиболее полный и последовательный выразитель материализма. В марксистской тео­рии принцип материализма увязан с революционным движением, сокрушением капитализма и построением нового — социалистичес­кого и коммунистического общества. Маркс в основном разрабаты­вал проблемы экономики, социально-философские вопросы и во­просы истории философии.

В процессе разработки марксизма он переработал идеалистичес­кую диалектику в материалистическую. Идеальное для Маркса — от­ражение материального в голове человека, свойство высокооргани­зованной материи.

Особое место в учении Маркса занимает теория классов и клас­совой борьбы, переносимая на всю историю человечества. Маркс развил идею неизбежности смены капитализма социализмом на базе государственной собственности и диктатуры пролетариата, провоз­гласив сен-симоновский принцип социализма «от каждого по спо­собностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способ­ностям, каждому по потребностям».

 

МАРСЕЛЬ Габриель Оноре (1889—1973) — представитель французского религиозного экзистенциализма. Подлинный мир существования противостоит в философии Марселя неподлинному миру обладания. Таинство (интуитивное постижение) он противопоставля­ет рациональному познанию.

 

МИРАБО Виктор Рикети (1715—1789) — французский экономист-физиократ. Отстаивал патриархальное мелкое крестьянское хозяй­ство. Обращал внимание на значимость экономического порядка для социальной жизни.

 

МИРАНДОЛА Пико делла (1463—1494) — итальянский мыслитель-гуманист. Он исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «сре­динном» положении человека между миром земным и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: он сам творит свою судьбу. Религиозные воззрения Пико делла Мирандолы являли собой пайтеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы.

 

МОНТЕНЬ Мишель (1533—1592) — французский мыслитель, тонкий психолог, автор знаменитых «Опытов». Несмотря на скепти­цизм, Монтень верит в возможность совершенствования человечес­кого мышления на основе познания закономерностей природы. Его скептицизм является символом неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенст­ва. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации.

 

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755) — французский правовед, со­циальный философ и политический мыслитель.

Конституционную монархию Монтескье считал лучшим государственным устройством. Достоинство английской конституции он объясняет тем, что ее целью является политическая свобода.

Согласно Монтескье, все сущее — Бог, человек, природа, обще­ство — живут по своим специфическим законам; законы в самом ши­роком значении этого слова — есть необходимые отношения, выте­кающие из природы вещей. Он тонко подводит под понятие закона отношения между Богом и разными существами и взаимные отно­шения этих существ. Мыслитель исходит из принципа: отношения справедливости следует признать предшествующими положительно­му закону, который их только утверждает.

Монтескье рассматривает все религии «только в отношении к тому благу, которое они могут приносить в гражданской жизни» и считает, что  церковь должна быть посредствующим звеном между главой государства и народом.