7.5.2. Био-культура

.

7.5.2. Био-культура

. Биополитика наряду с биоэтикой входят как неотъемлемые составляющие в важный для современного человека и общества багаж связанных с биологией знаний и ценностей, который можно назвать био-культура (Vlavianos-Arvanitis, 1993; Влавианос-Арванитис, Олескин, 1993). В очень близком смысле представители Комитета по биологическому образованию (СВЕ) употребляют термин «интегративная биология». Интегративная биология разрабатывается в настолящее время коллективом под руководством проф. М.В. Гусева на биологическом факультете МГУ и, как и био-культура , включает в себя биополитику и биоэтику и демонстрирует людям связь между науками о живом и нашей повседневной жизнью.

Био-культура опирается на мировоззрение, признающее первостепенную важность всех форм жизни и включающее в себя как существенную компоненту «художественное восприятие биоса». Слова о «художественном восприятии биоса» (жизни) означают, что био-культура включает в себя, наряду с биополитикой и биоэтикой, также био-эстетику (см. 7.5.3.) --  восприятие красоты живого.

Био-культура включает в себя также и религиозный (теологический) компонент – био-теологию (в терминологии А. Влавианос-Арванитис). Речь идет об осознании биоса (жизни) как священного дара, углубленное познание и этическое отношение к которому помогают человеку приблизиться к Творцу. Единство жизни и единство человечества трактуется с био-теологических позиций как свидетельство единства воли сотворившего все это Бога. Данные взгляды еще в 1971 г. предвосхищены в книге «Христианская биополитика» К. Котена (Cauthen, 1971). Котен интерпретировал биополитику как «теоретическое и практическое предприятие» и в то же время «религиозно-этический взгляд, сосредоточенный на жизни и на поисках радости в технологическую эпоху». Подчеpкивая, что есть «один мир, одна человеческая семья, одна связная ткань живого», Котен связывал свое истолкование биополитики с «теологией Духа, интерпретируемой как власть Бога над будущим, позволяющая ему создать среди людей новое царство справедливости и радости», которое он называет «ноосферой», подобно В.И. Вернадскому и  П. Тэйяру де Шардену.

По убеждению А.Влавианос-Арванитис, в состав био-культуры должен войти и био-бизнес как новая стратегия предпринимательской деятельности: изыскиваются способы получения прибыли не в ущерб интересам биоса, а, напротив, на базе уважения к его интересам. Так, на конференции Б.И.О. в январе 2000 г. «Био-окружение: новый Ренессанс в бизнесе» сделан особый упор на экологически чистые технологии с использованием альтернативных источников энергии, а также на охрану морской среды.