1

.

1

Итак, человеческий организм созревает к 20–25 годам. К этому времени заканчивается формирование всех генетически детерминированных  морфофункциональных систем, в том числе и центральной нервной системы. Развитие организма закончено.  Генетическая программа выполнена. Многие сохранившиеся древнеримские надгробия свидетельствуют о том, что средняя  продолжительность жизни человека составляла именно 20 – 35 лет. И в средние века, и  в  период  Ренессанса, продолжительность жизни в европейских странах немногим отличалась от продолжительности жизни в период Римской империи (188).

Жизнь людей в настоящий момент  в  развитых  странах  после достижения зрелости продолжается по инерции еще 3–5 десятилетий в  зависимости от социальных условий: уровня жизни, медицинской помощи, особенностей питания и т.д.  Средняя  продолжительность жизни в разных регионах колеблется от 40 до 80 лет. До 500 лет, кроме Адама и его ветхозаветных потомков, не дожил никто. Данные о 150–летних долгожителях вызывают  большие сомнения. 120–130 лет человеческий организм, скорее всего, может прожить, но из них 100–110 лет придется на старость.

В первой главе мы рассмотрели онтогенетические аспекты индивидуального бытия. Пришла пора перейти к проблемам онтогенеза целостной личности (personality). По мнению  В. В. Ковалева  важнейшей частью постнатального  онтогенеза является психический онтогенез, то есть психическое развитие индивида, то есть  личностный онтогенез (66).

Под личностью мы будем понимать  человеческий индивид, ассимилировавший  в процессе созревания наличную систему социальных отношений.

Личность не обязательно должна  функционировать  в  системе социальных  отношений, чтобы быть личностью. Она может быть как Робинзон Крузо выброшена из нее, но она обязательно должна  усвоить  эту сложную систему на ранних этапах онтогенеза, иначе в дальнейшем за счет снижения энергетического потенциала  и  гибкости функционирования ЦНС процесс социализации чрезвычайно затруднен. Детишки, описываемые в рамках феномена «Маугли», в детстве  находящиеся  вне  человеческого общения, попадая к людям, уже никогда не могут  «догнать» и  нормально  адаптироваться  к тем социальным условиям, в которые они попали.

Кроме человеческой социальной среды для формирования  человеческой  личности по понятным причинам необходимо наличие достаточно сохранной ЦНС и периферических анализаторов. Выраженные дефекты головного мозга приводят к неспособности ребенка усваивать сложную систему социальных связей из–за нарушения  сенсорных, мнестических, когнитивных процессов (малоумие).  Нарушение или выпадение функций одного или нескольких анализаторов достаточно  хорошо поддается коррекции, однако опять же важно, чтобы эта коррекция была проведена на ранних этапах  онтогенеза.  При создании  специальных условий возможно формирование полноценной личности даже у слепоглухонемых детей.

Следует  также подчеркнуть, что для формирования человеческой личности необходим только  человеческий  индивид.  Ни  один представитель земной фауны не обладает достаточно развитой центральной  нервной  системой,  чтобы ассимилировать человеческую систему социальных отношений, хотя отдельные ее элементы усваивают практически все домашние и даже дикие животные, если они с рождения  воспитывались рядом с людьми. Но даже приматы не способны  продвинуться  в своем «человеческом» социальном развитии дальше 3–летнего ребенка. Известны неоднократные  опыты,  когда детенышей приматов (горилл, шимпанзе) исследователи–этологи пытались выращивать и воспитывать вместе со своими новорожденными  детьми,  создавая для тех и для других абсолютно одинаковые условия. Их одинаково кормили, пеленали, ласкали, баюкали и  обучали. Эти эксперименты убедительно доказали, что после короткого периода относительно равномерного развития детеныши приматов начинают  стремительно отставать в скорости и объеме установления новых и сложных связей, которые предъявляет социальная среда детенышу человека. Никакие усилия и воспитательные изыски не могут сформировать на базе нечеловеческого индивида  человеческую личность.

Только  человеческий  индивид  с сохранной ЦНС, при условии постнатального  интрасоциального  развития способен стать базой формирования человеческой личности. Современный человек  –  это высокоразвитый,  питекоидный,  узконосый  двуногий примат (95), обладающий высоким энергетическим потенциалом и функциональными способностями ЦНС, достаточными для осуществления уникальных по своему объему и дискретности сенсорных, мнестических, когнитивных процессов, вплоть до  осуществления  когнитивных  процессов максимальной степени свободы, называемых в психологии творчеством, и контрольных функций процессов жизнедеятельности, называемых в психологии сознанием.

Все эти функции являются естественным продолжением эволюции нервной системы: увеличения объема головного мозга,  увеличения количества и сложности связей между нейронами, усиление энергетического  потенциала и, как следствие, функциональной гибкости ЦНС. Можно предположить,   что в настоящее  время  эволюционный процесс  движется  в  направлении  увеличения продолжительности  функциональной пластичности  центральной  нервной  системы.  Об этом косвенно  свидетельствует существенно  удлинившийся  период «ученичества»  у  человеческих детенышей за последние несколько столетий. Однако эти эволюционные процессы ни в  коей  мере  не должны приводить к иллюзии бесконечных, каких–то особенных, избраннических  функциональных  способностей  центральной нервной системы человека. Да, эти способности велики, но им  есть  предел, и предел этот биологически детерминирован. Ананке  вращает на  своих  коленях  ось  мирового веретена. Дочери Ананке – три сестры  Мойры определяют человеческую судьбу: Лахесис назначает человеческий жребий, Клото прядет нить человеческой жизни и Атропос необратимо обрезает ее в назначенный час.

На сегодняшний  день  эволюционное  созревание  центральной нервной  системы,  а  значит  и достижение максимального уровня функциональных  возможностей  нервно–психической   деятельности происходит  к  20–25 годам.  В «период от рождения до окончания психического созревания, который у мужчин нашей расы и в  нашем климате продолжается в нормальном случае до двадцатипятилетнего возраста,  а у женщин же завершается раньше, в девятнадцать или в  двадцать  лет... происходит наиболее значительное и обширное развитие сознания» – писал К. Г. Юнг (171). После этого возраста трудно ожидать каких–либо существенных изменений в индивидуальном и личностном функционировании человека.

После 20–25 лет происходит постепенное снижение психической активности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если мы и наблюдаем незначительное количество индивидов, не подчиняющихся этому  общему  биологическому закону, то это еще не значит, что последние представляют собой некий человеческий абсолют или идеал, к которому необходимо стремиться. И уж  ни  в  коем  случае нельзя  рассматривать  индивидов с продленным периодом функциональной активности центральной нервной системы  как  нормальное явление.  Это  не  есть  норма исходя из определения, поскольку креативная личность, речь о которой впереди, представляет собой редкое, краевое явление, которое возможно и имеет биологическую и социальную ценность, а возможно и нет.