3

.

3

Основная заслуга в изучении креативности как  самостоятельного  феномена  принадлежит  американскому  психологу Торренсу. Созданная им на основании многолетних исследований батарея тестов креативности до настоящего времени считается одной из  лучших.

Торренс  и  другие  исследователи подтвердили, что креативность не всегда связана со способностью к обучению  и  зачастую не отражается в стандартных тестах на интеллект. В то время как люди, показывающие хорошие результаты в тестах на креативность, как правило хорошо выполняют тесты на интеллект, многие люди  с высоким  интеллектом  не являются креативными (Roe, 1946, 1953; Wood, 1983).

Торренс определял креативность как  возникновение  чувствительности к проблемам, недостаткам, провалам в знаниях, отсутствующим  элементам, дисгармонии, несообразности и т.п; фиксации этих проблем; поиска их решения, выдвижение гипотез;  и,  наконец,  формулирование решения. Он рассмотрел более полусотни определений и в итоге остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения , возникающего в ситуации  неопределенности или незавершенности.

Торренс совершенно верно определил основную сущность и цель креативного процесса – снятие напряжения, но в объяснении  причин  креативности  остался  на позициях отражательного принципа построения психической деятельности. Само определение  Торренса не  дает никакой возможности понять, почему креативная деятельность (если она запускается ситуацией неопределенности) не возникает у любого человека в той же ситуации  неопределенности  и незавершенности, более того, почему большинство людей вообще не видят этих ситуаций на каждом шагу.

Сам принцип построения тестов Торренса указывает на ошибочность понимания им сущности креативности. Не учитывая онтогенетические аспекты индивидуального существования, он рассматривал креативность как врожденную личностную характеристику,  определяющую  своеобразие  личности  на протяжении всей жизни. Не случайно он так стремился к достижению  высоких  корреляций  между результатами тестовых показателей креативности у младших школьников и их творческими достижениями 22 года спустя.

Не  совсем верно понимая сущность креативности, Торренспри всем великолепии своих тестов не мог объяснить, почему  высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантируют их дальнейших  творческих достижений. Пытаясь объяснить этот парадокс, он был вынужден предложить модель из трех частично  пересекающихся  окружностей,  соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений, по его мнению,  может  ожидаться  только при совпадении всех этих трех факторов.

Торренс очень близко подошел к пониманию роли мотивации, то есть  энергетического  обеспечения креативной деятельности, но, судя  по всему, был склонен рассматривать эту мотивацию как обладающую своеобразным автономным источником питания, с одинаковой интенсивностью поставляющим энергию на протяжении всей жизни.

Чтобы охватить как можно большее количество  сторон  психической  деятельности,  Торренс сгруппировал свои тесты в вербальную, изобразительную, звуковую и двигательную батареи,  отражая  различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности  идей  и предполагал использование в практике обследований таких батарей в целом. Выполнение каждого теста оценивалось в баллах,  начисляемых  по общебиологическому разделению на нормативность и ненормативность: например, оценка оригинальности происходила следующим образом: если меньше чем пять процентов испытуемых давали одинаковый ответ, то он оценивался одним баллом, если меньше двух процентов – двумя баллами.

К показателям креативности Торренс отнес:

1)  Беглость  – отражающую способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряемая числом результатов, соответствующих требованиям задания. Этот показатель помогает понять некоторые  другие  показатели.  Импульсивные,  банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости,  оригинальности  и разработанности.  Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в  рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

Как  пример возможности выдвигать различные идеи можно привести автобиографические данные Сальвадора Дали, который в своих дневниках пишет: «Мои возможности извлекать из всего  пользу поистине не знают границ». Когда Дали на берегу увидел  разбросанные  китовые  позвонки,  – «и часа не прошло, как я насчитал целых шестьдесят два различных способа  применения  этих  самых китовых  позвонков, в их числе был балет, фильм, картина, философия, терапевтическое украшение, магический эффект, психологическое средство вызвать зрительные галлюцинации  у  лилипутов, страдающих так называемой страстью ко всему внушительному, морфологический  закон, пропорции, выходящие за рамки человеческих мерок, новый способ мочиться и новый вид кисти.  И  все  это  в форме китового позвонка» (144).

Следует обратить внимание, что для креативной  деятельности характерен  не  столько «веерообразный» поиск решений проблемы, сколько «веерообразная» постановка проблем. Креативная личность умеет найти сто проблем  там, где нормальный человек  не  видит ничего кроме обычного естественного хода вещей. Ведь  никто  не ставил  перед Сальвадором Дали задачу вызвать у лилипутов зрительные галлюцинации. Он сам ее поставил и решил.

2) Гибкость  – оценивает способность выдвигать разнообразные идеи,  переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. «Способность  к необыкновенным  сочетаниям  элементов и понятий» – называет эту важную характеристику креативности Роджерс.  Низкие  показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития  или  низкой  мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но  чрезвычайно  высокая  гибкость  может отражать «метание» испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении. Интерпретация этого показателя одинакова и в вербальных  и  невербальных  тестах,  однако  гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.

Симона, сестра Сент–Экзюпери, пишет в своих  воспоминаниях, что брат «обладал даром чуть ли не мгновенно уловить связь между  двумя явлениями, по видимости совершенно не сходными, и обнаружить общий закон управляющий множеством частных случаев».

3)  Следующий  показатель креативности по Торренсу –  оригинальность  – характеризует способность к выдвижению идей,  отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Этот фактор  считается одним из основных для характеристики креативной деятельности. На это  указывал  еще  Гилфорд,  говоря,  что творческое мышление всегда порождает неожиданные, небанальные и непривычные  решения (Guilford, 1967). Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой  интеллектуальной  активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы»  при  построении решения,  но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

Чтобы показать, каким образом оригинальность проявляется  в реальной жизни, можно привести еще одно воспоминание,  касающееся  Антуана  де  Сент–Экзюпери. Его друг описывает, как в пору военных действий Сент–Экзюпери  совершал  ночной  тренировочный полет и нужно было приземлиться на затемненном аэродроме с редкими  и  слабыми  посадочными огнями. Когда Экзюпери повел свою машину на посадку, на пути у него внезапно  появился  вспомогательный прожектор – сооружение в два с половиной метра. Самолет был  уже у самой земли, когда Экзюпери в темноте различил прямо перед собой этот незажженный прожектор. До него оставались  буквально  считанные метры. «Любой другой пилот рванул бы ручку на себя,  –  пишет  Жорж  Пелисье, – а Сент–Экзюпери, отдал ручку, коснулся земли, оттолкнулся, точно от трамплина,  и  перескочил через  препятствие. Это было против всяких правил. Попытайся он скабрировать, самолету бы не уцелеть» (210). Это решение  требовало моментальной перестройки практически автоматизированного навыка поведения для стандартной посадки самолета и характеризовалось  не  только  оригинальностью,  но и ярко выраженной гибкостью мышления.   К менее значимым факторам креативности  относится  разработанность – показатель детализации идей. Этот фактор используется только для оценки фигурных тестов, но  многие  исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя  характерны  для  учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Считается, что, возможно,  разработанность ответов отражает своеобразный  тип продуктивного творческого мышления, связанный не столько с изобретательской, сколько с рационализаторской деятельностью и может быть как преимуществом, так и недостатком, в зависимости от того, как она проявляется.

Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей и, с другой стороны, – как творчество в их  разработке – создании новых производств и видов деятельности. Так, изобретатель предлагает оригинальный способ решения  технической  или другой  проблемы, а предприниматель реально воплощает его и находит ему рыночное применение (72).

В  России тесты Торренса впервые были адаптированы только в 1991 году. В 1995 году на базе фигурного  субтеста  был  создан Краткий Тест творческого мышления, в котором существенно сокращены  и упрощены процедуры тестирования и обработки результатов при сохранении основных показателей творческого мышления. В настоящее  время из всех известных тестов Торренса наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты.

Помимо тестов Торренса достаточно широко используется за рубежом тест Медника, который исследовал творчество в свете ассоциативной теории и считал, что суть креативности заключается  в формировании  новых комбинаций ассоциативных элементов, которые должны соответствовать определенным  требованиям,  связанным  с пригодностью,  полезностью и т.п. Чем более отдаленные элементы новых комбинаций используются, тем  более  креативным  является решение. Тест, предложенный Медником, – тест отдаленных ассоциаций  (Renute Associations Test) предлагает испытуемым в тестовых заданиях три слова, к которым надо подобрать четвертое  таким образом, чтобы оно объединяло первые три. Это слово не должно  быть  найдено  логическим, рациональным способом, а должно возникнуть как бы просто по ассоциации.

Аналогичные работы проводились Воллахом и Коганом, разработавшими несколько креативных тестов для детей в возрасте  10–12 лет.

Для  работы  с  группой лиц творческих профессий Баррон использовал  несколько  тестов на креативность. Испытуемые должны были отобрать из большого количества нарисованных фигур  (около 60),  те,  которые им больше нравятся. Как правило, более творческие люди предпочитают сложные асимметрические рисунки, напоминающие произведения художников–абстракционистов простым  симметричным  геометрическим фигурам. Тест создавался на основе исследования, проведенного над большими группами художников и  людей  других  профессий. Оказалось, что этот тест позволяет очень эффективно отделить художников от не–художников. Интересно, что выявляемые этим тестом эстетические  предпочтения  художников  и оригинальных ученых совпадают.

В библиографии, опубликованной фондом творческого образования  (Creative  Educational  Foundation) уже перечисляется 4176 работ по психологии креативности, из них 3000 вышли после  50–х годов.