Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 246

1. Данная статья является новой. Она содержит общий состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за причинение ущерба окружающей среде в ходе хозяйственной деятельности.

2. Цель данной нормы состоит в охране уголовно - правовыми средствами технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий.

3. Материальные составы преступлений, содержащихся в данной статье, различаются по характеру действий (бездействия), предметному содержанию и последствиям, но имеют одни и те же признаки субъективной стороны и субъекта преступления.

4. Правила охраны окружающей среды должны быть установлены нормативно - правовыми актами и иметь юридическую силу правовых норм. Не вошедшие в правовые нормы научные рекомендации не могут рассматриваться как правила охраны окружающей среды независимо от характера их признания в научной литературе. Правила охраны окружающей среды по своему содержанию отличаются от общих и специальных правил безопасности, ответственность за нарушение которых предусмотрена иными статьями УК.

Правилами охраны окружающей среды являются нормы, содержащиеся в экологическом и природоресурсовом законодательстве: Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. <1>, Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 г. <2>, Федеральном законе "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. <3>, Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. <4>, Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г. <5>, Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г. <6> и других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств и ведомств, в том числе санитарных правилах, стандартах (ГОСТах), инструкциях и методических письмах, имеющих нормативный характер, а также в нормативно - правовых актах органов местного самоуправления.

    --------------------------------

<1> Ведомости РФ, 1992, N 10, ст. 457.

<2> СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1024.

<3> СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1462.

<4> СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4556.

<5> СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4471.

<6> СЗ РФ, 1997, N 5, ст. 610.

 

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов сформулированы в разделе VI Закона "Об охране окружающей природной среды", а экологические требования при их эксплуатации и выполнении иной деятельности - в разделе VII того же Закона, а также в "Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997 <1>.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1996, N 37, ст. 4290.

 

5. Объективная сторона данного преступления охватывает:

а) деяние (действия или бездействие), состоящее в нарушении правил при производстве работ, перечисленных диспозицией статьи;

б) последствия;

в) причинную связь между деянием и последствиями.

6. Нарушение правил охраны окружающей среды образует противоправность деяния и рассматривается как выбор такого варианта поведения, который существенно отличается от предписаний, установленных правилами действующих нормативно - правовых актов.

Нарушение правил в виде действия может состоять в использовании не предусмотренных правилами методик расчета, запрещенных технологических процессов, отказе от выполнения работ или осуществлении деятельности, которая не соответствует условиям разрешений и лицензий, превышении допустимых нагрузок на очистные сооружения и др.

Нарушение правил в виде бездействия может состоять в невыполнении обязанностей, прямо предусмотренных правилами охраны окружающей среды (в частности, в неполучении или игнорировании информации, учет которой необходим при принятии соответствующих хозяйственных и иных решений, отказе от проведения государственной экологической экспертизы либо невыполнении требований, содержащихся в ее заключении, отказе от строительства необходимых очистных сооружений, непроведении контрольных замеров и т.п.).

7. Производство работ, по тексту данной статьи, включает процессы проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объекта, но по ее смыслу может охватывать и любые иные этапы, независимо от их места в технологическом процессе и наименования. Это означает, что любой этап производства работ должен осуществляться только на основе законного управленческого решения, принимаемого управомоченными лицами или органами в установленном порядке.

8. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, из которой исходит российское экологическое законодательство (ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе"), требует при принятии указанных законных управленческих решений о производстве работ обязательного проведения государственной экологической экспертизы с получением оценки воздействия на окружающую среду <1>.

    --------------------------------

<1> Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (Положение об ОВОС) от 18 июля 1994 г. // БНА, 1995, N 1. С. 3 - 8.

 

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке (Приложение к Положению об ОВОС в Российской Федерации), перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Федерации (ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе") является исчерпывающим.

9. Отдельные виды производства работ регулируются как общими, так и специальными правилами охраны окружающей среды, установленными экологическим и смежным с ним законодательством.

Под проектированием, в частности, понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых на основе специального решения уполномоченными на то лицами и влекущих определенные правовые последствия. Проектирование объектов, осуществляемое инициативно, в порядке выдвижения индивидуальных (творческих) предложений, хотя бы и проведенное с нарушением правил охраны окружающей среды, не является действием, образующим объективную сторону состава данного преступления.

Размещение объектов - деятельность по определению пространственного расположения и организации планируемых сооружений, транспортной инфраструктуры, населенных пунктов, производственных комплексов и т.п.

Строительство - сооружение, реконструкция, переоборудование и иное создание новых либо преобразование (в том числе функциональное) существующих объектов.

Ввод в эксплуатацию - существующая в строго определенной юридической форме процедура сдачи построенного (реконструированного, модернизированного и т.д.) объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами, включающая проверку как документации, так и фактического состояния объекта, пробный запуск, введение в действие (включение в постоянный технологический цикл), начало функционирования, использования, применения.

Эксплуатация объекта - использование его в соответствии с определенными целями, для получения продукции, обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.

10. Существенным изменением радиоактивного фона как последствием деяния является его ухудшение по сравнению с естественным содержанием радионуклидов в почве, водах, атмосферном воздухе, лесной растительности, превышение нормативов эквивалентных доз облучения населения, нормативов концентрации радионуклидов в окружающей среде и мощности ионизирующего излучения (Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. <1>, Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 18 июня 1992 г. <2>, а также нормы радиационной безопасности и другие акты). Для контроля за изменениями радиоактивного фона Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. введен Порядок разработки радиационно - гигиенических паспортов организаций и территорий <3>. Указанные паспорта составляются ежегодно и включают оценку радиационной безопасности, информацию о территориях и группах риска населения, подверженных повышенным уровням воздействия ионизирующего излучения, прогноз радиационной ситуации и другие данные.

    --------------------------------

<1> Российская газета, 1996, 17 янв.

<2> Ведомости РФ, 1992, N 32, ст. 1861.

<3> СЗ РФ, 1997, N 5, ст. 688.

 

Естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде и других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека, а техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека. Под эффективной дозой понимается величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности (ст. 1 указанного Закона).

Таким образом, существенным является изменение радиационного фона, которое в соответствии с современными нормативами оценивается как причиняющее вред здоровью людей или создающее угрозу такого причинения.

11. Причинение вреда здоровью людей может рассматриваться как расстройство здоровья, вызвавшее временную нетрудоспособность, хронические заболевания, функциональные расстройства и иные, более тяжкие нарушения, приведшие к стойкой утрате трудоспособности.

12. Массовая гибель животных - одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза.

13. Под иными тяжкими последствиями понимается ухудшение качества окружающей среды либо ухудшение состояния объектов окружающей среды, неустранимое в обозримый период или устранимое с большими финансовыми и материальными затратами; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие законным видам природопользования, задачам сохранения природы.

14. Причинная связь между деянием и последствиями является обязательной и означает, что вредные последствия наступили от установленного нарушения правил охраны окружающей среды, а не были вызваны иными или дополнительными факторами. Во всяком случае, отсутствует причинная связь между нарушением правил охраны окружающей среды и последствиями, если соблюдение правил не могло воспрепятствовать наступлению вредных последствий.

15. Преступление считается оконченным в момент наступления одного из указанных в статье последствий, вызванных нарушением правил охраны окружающей среды. При этом достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного (любого) из видов работ, указанных в ст. 246.

16. Субъективная сторона характеризуется косвенным умыслом. В соответствии с п. 2 ст. 24 УК данное преступление не может быть совершено по неосторожности, поскольку об этом прямо не говорится в тексте ст. 246. Лицо осознает, что оно нарушает правила охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допускает это либо относится к наступившим последствиям безразлично. Наличие косвенного умысла обосновывается тем, что правила охраны окружающей среды по своему назначению и содержанию направлены на предотвращение вредных последствий, а поэтому их осознанное нарушение лицом означает допущение или безразличное отношение именно к тем последствиям, на предотвращение которых они направлены.

17. Субъектами данного преступления являются лица, достигшие 16-летнего возраста, в силу закона, должностного положения или поручения ответственные за соблюдение правил охраны окружающей среды. К ним относятся: лица, на которые возложена общая ответственность за производство работ; лица, на которые возложена специальная ответственность (обязанности) за осуществление отдельных видов работ или функций (например, отвечающих за очистные сооружения, организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений на предприятии и т.п.).

18. Разграничение данного преступления с административными правонарушениями, предусмотренными ст. 70 "Ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса", ст. 78 "Ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха", ст. 79 "Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу" и иными статьями КоАП, устанавливающими ответственность за нарушение правил охраны отдельных компонентов окружающей среды в процессе различной производственной деятельности, не вызывает трудностей и осуществляется по последствиям деяния.