Статья 49-2. Порядок высвобождения работников.

.

Статья 49-2. Порядок высвобождения работников.

О предстоящем высвобождении работники персонально предупреждаются не позже чем за два месяца.

При высвобождении работников в случаях изменений в организации производства и труда учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством.

Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган предлагает работнику работу на том же предприятии, в учреждении, организации. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, учреждении, организации работник по своему усмотрению обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно. Одновременно собственник или уполномоченный им орган уведомляет государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда.

Государственная служба занятости предлагает работнику работу в той же или другой местности по его профессии, специальности, квалификации, а при ее отсутствии — осуществляет подбор другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей. При необходимости работник может быть направлен, с его согласия, на обучение новой профессии (специальности) с последующим предоставлением ему работы.

1. Высвобождение работников — это прекращение трудового договора в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников (п.1 ст.40 КЗоТ).

2. Из п.1 комментируемой статьи следует, что о будущем высвобождении работники персонально предупреждаются не позднее, чем за два месяца. Работник должен быть лично предупрежден о предстоящем высвобождении. Во избежание споров о сроках предупреждения целесообразно ознакомить работника с такой информацией письменно под расписку. Указанный в комментируемой статье срок предупреждения не может быть уменьшен, он может быть только увеличен. Если собственник или уполномоченный им орган предупреждает о предстоящем высвобождении за более длительный срок, чем указан в статье, то целесообразно указывать конкретную дату высвобождения.

3. Но даже в том случае, если собственником или уполномоченным им органом не соблюден указанный срок, это все равно не является основанием для восстановления работника на работе. Так, Пленум Верховного Суда Украины разъясняет, что «несоблюдение срока предупреждения работника при увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по иным основаниями, влечет лишь изменение судом даты увольнения с учетом срока предупреждения, на протяжении которого он работал» (абзац шестой п. 19 постановления «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6. 11. 1992 г.).

4. О преимущественном праве на оставление на работе при высвобождении работников смотрите комментарий к ст. 42 КЗоТ.

5. Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда, собственник или уполномоченный им орган обязан предложить работнику работу на том же предприятии, в учреждении, организации, если есть такая вакансия (в первую очередь, предлагается работа по соответствующей специальности и лишь при отсутствии такой работы — иная работа, которая есть на предприятии, в учреждении, организации). При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, работник, по своему усмотрению, может обращаться за содействием в государственную службу занятости либо трудоустраивается самостоятельно.

6. Из общего смысла данной статьи можно сделать вывод, что на предприятие возлагается обязанность предупреждать государственную службу занятости о будущем высвобождении работников не позже чем за два месяца, что и подтверждается ч. 1 п.4 ст. 20 Закона «О занятости населения». В таком предупреждении, которое направляется письменно, отмечаются основания, сроки высвобождения, наименование профессий (специальностей), квалификация освобождающихся работников, размер оплаты их труда. В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 20 «О занятости населения» в случае, если предприятие не предупредило государственную службу занятости о будущем высвобождении работников, или не сообщило всех перечисленных выше сведений, с предприятия взимается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобождаемого работника.

7. Об обязанностях принять меры для перевода на иную работу работника, подлежащего высвобождению, см комментарий к ст. 40 КЗоТ.

8. Об обязанностях государственной службы занятости оказывать содействие трудоустройству работников и их переподготовке см. комментарий к ст. 494 КЗоТ.