Статья 31

.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к статье 31

Закрепленное в комментируемой статье право предоставляет гражданам широкие возможности для обмена мнениями по самым разным вопросам жизни общества. Публичные мероприятия широко используются партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления требований органам власти, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Различные публичные мероприятия имеют существенное значение для проведения предвыборных кампаний.

Реализация права, закрепленного в комментируемой статье, является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений, на участие в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий - одно из средств укрепления связи государственных органов с населением, изучения общественного мнения.

Содержание комментируемой статьи соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций", а ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах "признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц".

Положения Конституции должны конкретизироваться в текущем законодательстве. Однако закона пока нет, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" (ВВС, 1992, N 22, ст. 1216) предусмотрено, что до урегулирования Законом Российской Федерации порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

В соответствии с этой Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Указом предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" на территории Российской Федерации применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

В Российской Федерации действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требуется специального разрешения властей. Приведенные термины различных публичных мероприятий означают: "собрание" - совместное присутствие группы граждан в определенном месте и в конкретно определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо проблем или вопросов; "митинг" - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к решениям и действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни; "уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам; "демонстрация" - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств; "пикетирование" - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

Митинги, демонстрации, пикетирование нередко сопровождаются предъявлением различного рода претензий, требований к властям.

В названном выше Указе от 28 июля 1988 г. предусмотрено, что инициаторами проведения публичных мероприятий могут быть граждане, достигшие 18-летнего возраста, уполномоченные общественных организаций и других общественных объединений, отдельные группы граждан.

Уведомление в виде письменного заявления подается местной администрации специально уполномоченным лицом не позднее чем за 10 дней до намеченной даты проведения публичного мероприятия. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления. Не позднее чем за 5 дней до мероприятия администрация сообщает уполномоченному о принятом решении.

Публичное мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, в определенные сроки и в указанном месте.

При проведении мероприятия его организаторы и участники обязаны соблюдать законы, общественный порядок. Запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей и для причинения материального ущерба.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица, а также граждане не вправе препятствовать публичным мероприятиям, проводимым в установленном порядке.

Проведение публичного мероприятия может быть запрещено, если цель его проведения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям или уставам ее субъектов, а мероприятие угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть прекращено в случаях, если не было подано заявление о его проведении; если состоялось решение о его запрещении; если нарушен порядок его проведения; если возникла опасность для жизни и здоровья людей; если нарушен общественный порядок.

Ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий наступает в зависимости от характера допущенного нарушения в административном или уголовном порядке (ст. 166-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 200-1 УК РСФСР). Материальный ущерб, причиненный во время мероприятия, подлежит возмещению в установленном законом порядке. Порядок проведения публичных мероприятий, как это определено в самом Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством, их уставами и положениями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. органы внутренних дел обязаны осуществлять мероприятия по охране общественного порядка при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, по предупреждению и пресечению противоправных действий и привлечению виновных к ответственности (ст. 3).

Конституционное право граждан участвовать в проведении публичных мероприятий конкретизируется в ряде нормативных актов, включая издаваемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В них учитываются особенности регионов, возможности тех или иных населенных пунктов в плане проведения массовых мероприятий.

Примечание

Правительством Москвы было принято Постановление о порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах г. Москвы от 17 марта 1992 г. N 120 (Вестник мэрии Москвы, 1992, N 7, ст. 38).

Уведомительный порядок, в соответствии с этим Положением, сопряжен с выполнением определенных требований как со стороны организаторов массовой акции, так и органа исполнительной власти.

Уведомление о проведении митингов и других публичных мероприятий (в Положении - "массовые акции") подается в органы исполнительной власти уполномоченными (организаторами) массовых акций, трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций (объединений), организаций общественной самодеятельности и отдельных групп граждан в срок не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 10 дней до намеченной даты их проведения с представлением выписки из протокола заседания, на котором принималось решение о проведении данного мероприятия.

О массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. человек уведомляется мэрия, до 5 тыс. - префектура административного округа, до 1 тыс. - супрефектура муниципального округа г. Москвы.

В Положении содержатся реквизиты уведомления, указывается, что его подписывают не менее трех уполномоченных (организаторов). Орган исполнительной власти принимает уведомление и на его копии письменно подтверждает дату и время получения.

Положение приводит также перечень случаев, когда уведомление о проведении массовой акции не принимается органом исполнительной власти. К их числу относятся, в частности, такие случаи: в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечивать соблюдение общественного порядка; они сами или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые обязательства по ранее проводившимся массовым мероприятиям; акция создает реальную угрозу нормальному функционированию предприятий, учреждений, организаций; создается необходимость прекращения работы пассажирского и железнодорожного транспорта из-за невозможности изменения маршрута его движения.

Уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе ее проводить, если уведомление не было подано в срок или не было принято, и обязаны прекратить ее подготовку.

Массовые акции проводятся в соответствии с целями, в сроки, указанные в уведомлении, а также в обусловленных местах (маршрутах).

 

Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющие право на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном Законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, ущемляющих права и свободы граждан".

Закон Российской Федерации "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. (ст. 22) допускает запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий на период чрезвычайного положения.

Особые условия участия в публичных мероприятиях предусмотрены в отношении военнослужащих, что соответствует их назначению и роли, которую они выполняют в государстве. Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (ст. 7) содержит норму, в соответствии с которой военнослужащие вправе во внеслужебное время участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и общественных мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных сил.