Статья 38

.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к статье 38

1. Материнство есть способность женщин к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. В структуре населения Российской Федерации по официальной статистике из 148, 3 млн. человек женщины составляют более 53 процентов. Среди них большая часть - 36 млн., или 45, 7 процента от числа женского населения, находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15-49 лет). Социальная политика Российского государства в этой области базируется на концепции безопасного материнства, сформулированной в ряде резолюций Всемирной Организации Здравоохранения, принятых в 80-е годы. В этих документах безопасное материнство определяется как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности.

Несмотря на то что в нашей стране много делается для воплощения в жизнь перечисленной системы мероприятий, реальное положение дел с учетом перемен, происходящих в обществе, весьма далеко от благополучного. Так, ухудшение структуры питания населения в связи с ростом цен, достаточно низким уровнем заработной платы (доходов) привело к тому, что прежде всего у примерно 60% беременных женщин отмечаются дефициты жизненно важных витаминов и кислот. Неудовлетворительное состояние питания обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей.

На здоровье женщин существенно влияют далеко небезопасные условия труда. По данным Госкомстата Российской Федерации, в неблагоприятных условиях работают 3, 6 млн. женщин, из них 285 тыс. трудятся в особо тяжелых и вредных условиях. Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению и почти в 2, 5 раза превышает среднеевропейский уровень. Существующая служба охраны здоровья женщин не в состоянии обеспечить высокий, качественный уровень медицинской, включая акушерско-гинекологическую, помощи беременным женщинам.

Эти и другие проблемы обусловили необходимость разработки и принятия Федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1173 (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2990). Эта программа предусматривает комплекс мер государственной поддержки безопасного материнства. При этом затраты на ее осуществление составят около 105 млрд. рублей.

В охране материнства важная роль принадлежит законодательству о труде и законодательству о социальной защите населения. Так, в КЗоТ Российской Федерации содержится гл. XI, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить норму ст. 160, запрещающую применять труд женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) согласно утвержденному списку работ (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 июля 1978 г. - СП СССР, 1978, N 11, ст. 74). В этой же статье запрещена переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (см.: постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" - САПП, 1993, N 7, ст. 566).

Согласно ст. 162 не допускается привлечение к работам в ночное время, сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. В ст. 163 ограничивается применение сверхурочных работ и направление в командировки женщин, имеющих детей старше указанного возраста. В частности, не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет).

В соответствии с медицинским заключением беременные женщины переводятся на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе или им снижаются нормы выработки и нормы обслуживания. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой указанной работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет предприятия, учреждения, организации (ст. 164).

Важные гарантии установлены в ст. 170 КЗоТ. Так, запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Отказ в приеме на работу таких женщин может быть обжалован в суд. Кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида - до 16 лет), по инициативе работодателя не допускается.

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883 с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1929 и N 35, ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. второй, с. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлена тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг. (Официальный отчет 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1990, N 625/А-45/625. Приложение).

90-е годы в России совпали с периодом коренных социально-экономических преобразований и реформ. На начало 1995 г. число детей в России составляло по данным официальной статистики 38, 8 млн. человек или 26, 2% всего населения. На этот же период проблемы детей в России достигли предельной остроты и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Так, смертность детей в возрасте до 5 лет на начало 1995 г. в несколько раз превышала соответствующий показатель развитых зарубежных стран и составляла 23 промилле на тысячу новорожденных. Резко ухудшилась структура питания детей. Как правило, в число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, прежде всего попадают семьи с малолетними детьми, молодые семьи, многодетные и неполные семьи. Спад производства привел к тому, что потребность в специальных продуктах детского питания удовлетворяется по разным его видам всего на 3, 5-13, 7 процента. В стране отмечается устойчивый рост заболеваемости детей почти по всем основным группам болезней. Только за 1994 г. число детей-инвалидов выросло почти на 16 процентов и составило на 1 января 1995 г. 399 тыс. человек. Значительно возросло социальное сиротство, в том числе и так называемое скрытое, вызванное неблагоприятными условиями жизни многих семей и падением в них нравственных устоев. Следствием названных факторов стало изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей и появления огромного количества беспризорных детей и подростков. Фактически беспризорность грозит приблизиться к уровню 20-х гг. (подробнее см.: Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации. 1994 год", который ежегодно готовится Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" - Отдельное издание. М., 1995; САПП, 1993, N 35, ст. 3318).

Для коренного изменения положения детей в России принят ряд программных нормативных актов. Так, 18 августа 1994 г. Указом Президента Российской Федерации N 1696 была утверждена Федеральная программа "Дети России" в качестве президентской программы, включающей следующие целевые программы: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и "Развитие индустрии детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы" (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1955). Указом Президента от 19 февраля 1996 г. N 210 действие этой программы было продлено на 1996-1997 гг. Этим же Указом в нее был включен ряд федеральных целевых программ, например такие, как "Одаренные дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" (СЗ РФ, 1996, 9, с. 799). Общие затраты из федерального бюджета на реализацию названной программы составят 1679, 51 млрд. рублей. Предполагается, что реализация предусмотренных в президентской программе "Дети России" мероприятий позволит существенно улучшить ситуацию в отношении детей и будет способствовать выполнению Россией взятых на себя обязательств по Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Кроме того, в России принят Национальный план действий в интересах детей до 2000 года, в котором определены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в России (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 195).

В период становления гражданского правового общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1996, N 1, ст.16). Так, ст. 1 этого кодекса провозглашает: что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; что признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; что запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Принятие нового СК РФ было обусловлено и тем, что применение прежнего законодательства выявило целый ряд недостатков и противоречивых положений, снижавших уровень охраны семьи. В их числе следует назвать: несоответствие уровня правового регулирования, установленного Конституцией и Федеративным договором, компетенции субъектов федерации в данной области; недостаточный учет в нормах положений международно-правовых актов о правах ребенка; несоответствие, в частности, норм об алиментах на детей реалиям и потребностям сегодняшнего дня; большое количество императивных норм, исключавших какие-либо соглашения между членами семьи; наличие значительного числа чисто декларативных положений в области родительских прав и обязанностей, прав детей, необеспеченных или недостаточно обеспеченных правовыми гарантиями. В СК 1995 г. прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей, расширении сферы договорного регулирования, применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

 

2. Одним из главных назначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как записано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы, прежде всего, его родителей. В ст. 54 СК 1995 г. установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляется органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. Новый СК содержит гл. 21, регулирующую различные аспекты приемной семьи, приемных родителей и содержания ребенка в такой семье.

Семейный кодекс исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что новеллой названного Кодекса является закрепление в нем прав несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло.

В этом же Кодексе достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. В теоретическом плане воспитание детей есть одновременно и право, и обязанность. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется и то положение названного Кодекса, что права и обязанности родителей даются в тесной увязке с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Не случайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей - предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Трудно достижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего, является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 Семейного кодекса, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно. Новеллой СК РФ следует признать то обстоятельство, что родители вправе заключать соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариально. При неисполнении одним из родителей обязанности по содержанию детей алименты взыскиваются в судебном порядке.

 

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях - одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК РФ. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновьего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).