Статья 83

.

Статья 83

Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

 

В настоящее время статус Совета безопасности Российской Федерации определен Законом РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"

 

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Комментарий к статье 83

а) Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по этому вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой.

Текст представления заблаговременно вручается депутатам палаты, и Государственная Дума рассматривает кандидатуру на должность Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения. Официально представляет кандидатуру депутатам Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании. Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства Президент вносит на согласование палаты новую кандидатуру. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Президент в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить Государственной Думе третью кандидатуру. Обсуждение и согласование третьей кандидатуры на должность Председателя Правительства происходит в сроки и порядке, которые предусмотрены на основе Конституции Регламентом Государственной Думы для обсуждения и согласования первых двух кандидатур (Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации, ст. 136-140).

После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства Президент назначает Председателя Правительства без ее согласия, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции).

б) Президент Российской Федерации имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства. На таких заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни. Это право Президента связано с его статусом главы государства, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны, и дает основание характеризовать Президента как руководителя исполнительной власти.

в) Решение об отставке Правительства Российской Федерации, согласно п. "в" ст. 83 и ст. 117 Конституции, может быть принято Президентом в случаях подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству, если вопрос о доверии ставился самим Председателем Правительства. Конституция предоставляет Президенту Российской Федерации право по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства даже в случаях, если Правительство не подает в отставку и Государственная Дума не выразила Правительству недоверия. Получение согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства в этих случаях не требуется, хотя назначается глава Правительства с согласия Государственной Думы (кроме случая, предусмотренного ч. 4 ст. 111 Конституции).

При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с заявлением Правительства и поручить ему продолжать выполнение своих обязанностей без указания срока либо при согласии с отставкой - поручить Правительству выполнять обязанности до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

В силу Конституции Президент вправе не согласиться с решениями Государственной Думы о выражении вотума недоверия Правительству или об отказе в доверии. Вместе с тем Конституция предусматривает обязанность Президента при определенных условиях объявить отставку Правительства либо распустить Государственную Думу (ч. 3 и 4 ст. 117). При этом Конституция устанавливает различные условия и процедуры разрешения правительственного кризиса в связи с вотумом недоверия или отказом в доверии Правительству.

Президент может не согласиться с решением Государственной Думы в случае, если Дума в первый раз выразит недоверие Правительству, и только в случае повторного недоверия Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Так, не было принято решение об отставке Правительства в связи с выражением ему Государственной Думой недоверия в июне 1995 г. (см. постановление Государственной Думы от 21 июня 1995 г. "О недоверии Правительству Российской Федерации", СЗ, 1995, N 26, ст. 2446).

Отдельного решения Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации не требуется в том случае, если вопрос о доверии ставился перед Думой самим Председателем Правительства и Дума отказала в доверии. Президент обязан в этом случае в течение семи дней принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Президент поручает Правительству в случае его отставки продолжать действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. При формировании нового состава Правительства Президент Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации должен получить согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.

г) Центральный банк Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Эти высшие органы государственной власти в силу Конституции и Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1593) участвуют в формировании состава Банка России. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России, членов Совета директоров Банка производится Государственной Думой. При этом Председатель Банка назначается и освобождается по представлению Президента Российской Федерации. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка Президент вносит в Государственную Думу не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения.

При отклонении предложенной на должность Председателя Банка кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.

Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает также назначение Государственной Думой членов Совета директоров Банка. Назначение производится по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

д) Согласно Конституции Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Хотя их назначение производится по предложению Председателя Правительства, данное положение Конституции дополнительно подчеркивает определенную самостоятельность этих должностных лиц по отношению к их руководителю - Председателю Правительства. По новой Конституции Президент сохранил за собой все права в кадровой политике и меры воздействия на Правительство путем персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства, принятия решений об отставке Правительства и освобождении от должностей его членов.

Согласия палат Федерального Собрания на назначение или освобождение заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не требуется.

Исключение было установлено в соответствии с Федеральным законом о статусе депутата для должностных лиц, являвшихся депутатами Совета Федерации. Их освобождение могло быть произведено только с согласия этой палаты (см. постановление Совета Федерации по данному вопросу от 5 июля 1995 г. N 526-1СФ) (СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2767).

Конституция Российской Федерации 1993 г., исключив возможность непосредственного осуществления парламентом функций исполнительной власти и оставив за ним контроль в ключевой сфере - бюджетной политике, вместе с тем закрепила активную роль Президента в руководстве Правительством и исполнительной властью в целом.

Полномочия Президента по определению персонального состава Правительства тесно связаны с установлением главой государства системы центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, ведомств. Хотя Конституция Российской Федерации не дает четкого ответа, кто утверждает систему или структуру федеральных органов исполнительной власти, а лишь говорит о том, что предложения по данной структуре представляются Президенту (ст. 112), этот пробел в регулировании восполняется указами Президента Российской Федерации (см. Указ от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" - САПП, 1994, N 3, ст. 190). Таким образом, вопросы структуры федеральной исполнительной власти, в том числе образования и преобразования министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, назначения заместителей Председателя Правительства, определения их числа, назначения федеральных министров находятся в ведении Президента Российской Федерации, который решает их по предложению Председателя Правительства.

Следует отметить, что Президент, используя свое конституционное право назначения на должность федеральных министров, присваивает этот ранг должностным лицам, не всегда возглавляющим федеральные министерства. На практике федеральными министрами назначаются также лица, руководящие иными, помимо министерств, государственными органами (см. САПП, 1994, N 2, ст. 77; СЗ РФ, 1994, N 3, ст. 159; N 30, ст. 3127).

В этом случае они включаются в силу ч. 2 ст. 110 Конституции в состав Правительства.

Указ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" предусматривает в составе Правительства, помимо Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, наличие первых заместителей Председателя Правительства.

е) Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить Генерального прокурора от должности. Президент Российской Федерации самостоятельно назначает судей других федеральных судов. Что же касается смещения судей, то они в силу Конституции несменяемы. Порядок прекращения полномочий судьи устанавливается федеральным законом.

По Конституции РСФСР 1978 г. избрание Конституционного Суда было прерогативой Съезда народных депутатов. Съезд также утверждал Председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора РСФСР (пп. 11, 12 ч. 3 ст. 104). Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РСФСР, судьи краевых, областных, Московского и Ленинградского городских судов и арбитражных судов избирались Верховным Советом РСФСР. Верховный Совет назначал также Генерального прокурора РСФСР (п. 4 ч. 1 ст. 109).

Конституция 1993 г. изменила принципы формирования судебной системы, закрепив полномочия по формированию органов высшей судебной власти за одной палатой Федерального Собрания - Советом Федерации и наделив широкими правами в этой сфере Главу государства. К Президенту Российской Федерации отошли полномочия по формированию иных федеральных судов.

Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации и полномочия Президента в этой сфере предусматриваются на основе Конституции Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447). Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (см. комментарии к ст. 102, 125, 128).

Порядок наделения полномочиями судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначаемых по представлению Президента Российской Федерации Советом Федерации, определяется Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" Президент вносит представление о назначении судей Верховного Суда с учетом мнения Председателя Верховного Суда Российской Федерации (ВВС РФ 1992, N 30, ст. 1792; 1993, N 17, ст. 606; СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2399).

Представление Президента Совету Федерации о назначении заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда и других судей данного Суда основывается на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589).

Если одна или несколько кандидатур, представленных на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при голосовании в палате не наберет требуемого количества голосов, то на вакантные должности судей Президент Российской Федерации в двухнедельный срок представляет Совету Федерации новые кандидатуры. При отклонении палатой кандидатур в этом случае Совет Федерации принимает постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью устранения возникших разногласий (ст. 178-183 Регламента Совета Федерации - СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655).

Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 6). По этим вопросам согласия Совета Федерации не требуется. Их решение оформляется указами Президента.

Распоряжением Президента от 7 февраля 1994 г. N 64-рп образована Комиссия Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов (САПП, 1994, N 7, ст. 557).

Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Если представленная кандидатура не набрала большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, представление Президента отклоняется и Президент в течение 30 дней вновь представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации (см. Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации в новой редакции, ст. 12, СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472).

Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации рассматривается Советом Федерации также на основании предложения Президента Российской Федерации.

При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, либо предложения Президента об освобождении от должности Генерального прокурора Совет Федерации принимает постановление с предложением Президенту о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий (ст. 185-197 Регламента Совета Федерации - СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655).

ж) Президент Российской Федерации возглавляет Совет Безопасности и формирует его состав. На основании Закона "О безопасности" (ВВС, 1992, N 15, ст. 769) этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней и внешней и военной политики Российской Федерации в данной сфере, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению последствий, решает другие задачи в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Конкретные задачи Совета Безопасности, его функции, состав, порядок формирования, проведения заседаний, принятия решений, полномочия Секретаря Совета Безопасности, вопросы организации и деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности, обеспечения его работы определяются в соответствии с Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 10 июля 1996 г. N 1024. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента Российской Федерации, иные решения - протоколами.

з) Военная доктрина является составной частью концепции безопасности Российского государства. Она представляет систему официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов Российской Федерации.

Основные положения военной доктрины утверждены Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 (САПП, 1993, N 45, ст. 4329). Этот правовой акт - первый такого рода документ, определяющий роль и место военной силы в системе средств обеспечения безопасности личности, общества и государства. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

Оборона Российского государства организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, международным правом и военной доктриной Российской Федерации. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным штабом Вооруженных Сил. В своей практической деятельности органы военного управления руководствуются основными положениями военной доктрины Российской Федерации (см. Федеральный закон от 31 сентября 1996 г. "Об обороне", СЗ РФ, 1996, N 23, ст. 2750).

и) Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, формируемым в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения деятельности Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти.

Концепция построения структуры Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29 января 1996 г. N 117 "Вопросы Администрации Президента Российской Федерации" и Положении об Администрации, утвержденном этим Указом (СЗ РФ, 1996, N 6, ст. 532, N 12, ст. 1067), следует логике Конституции Российской Федерации: в ее основу положен принцип создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие Президента.

В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые заместители и заместители Руководителя Администрации, помощники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента, главные управления Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета обороны, имеющие статус главных управлений, иные подразделения Администрации. В Администрацию могут входить также государственные органы, руководство которыми осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации. Следует отметить, что структура Администрации продолжает совершенствоваться, издаются положения о подразделениях Администрации, уточняется правовое положение должностных лиц (см. Указ Президента от 25 июля 1996 г. N 1101).

Правовую основу деятельности Администрации составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента, а также Положение об Администрации Президента Российской Федерации. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент Российской Федерации.

к) В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации назначает и освобождает полномочных представителей Президента. Институт полномочных представителей создан в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов различных ветвей власти, повышения эффективности взаимодействия федеральных властей, а также взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочные представители Президента Российской Федерации действуют на основании положений о них, утверждаемых Президентом, представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, иностранных и международных организациях. Полномочные представители Президента входят в состав его Администрации.

Указом Президента Российской Федерации от 5 июля 1995 г. N 668 утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочный представитель, участвуя в заседаниях Конституционного Суда, способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2641).

В целях обеспечения взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания Указом Президента от 10 февраля 1996 г. N 169 в составе Администрации Президента введены должности полномочного представителя Президента в Совете Федерации и полномочного представителя Президента в Государственной Думе (СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 674).

Полномочный представитель Президента в субъекте Российской Федерации руководствуется Положением о нем, утвержденным Указом Президента от 5 февраля 1993 г. N 186 с последующими изменениями (САПП, 1993, N 6, ст. 481; СЗ РФ, 1995, N 4, ст. 282; 1996, N 12, ст. 1067). В соответствии с данным Положением полномочный представитель содействует исполнению указов и распоряжений Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, вправе осуществлять контроль за выполнением этих актов, координирует деятельность территориальных служб федеральных органов исполнительной власти, вносит в соответствующие органы государственной власти представления о нарушениях указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений федерального Правительства.

Представитель Президента в субъекте Российской Федерации не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, объединений, предприятий и организаций, издавать обязательные для исполнения решения.

л) Президент Российской Федерации, являясь в силу Конституции Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.). Заключение по представлениям о назначении военнослужащих на высшие воинские должности, об освобождении их от высших военных должностей дает Комиссия по высшим воинским должностям, высшим воинским и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Положение об этой комиссии утверждено Указом Президента от 20 июня 1994 г. N 1232 (СЗ РФ, 1994, N 9, ст. 931).

м) Согласно п. "м" ст. 83 Президент Российской Федерации назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Под дипломатическими представителями в данном случае понимаются главы дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, глава представительства Российской Федерации при международной межправительственной организации, глава правительственной делегации Российской Федерации на международных конференциях. Дипломатический ранг назначаемого представителя определяется согласно Венской конвенции дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами.

Предложение о назначении или отзыве указанных выше лиц вносится министром иностранных дел Российской Федерации (п. 8 Положения о Министерстве иностранных дел, утвержденного Указом Президента от 14 марта 1995 г.).

Назначению или отзыву дипломатического представителя предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Федерального Собрания. Согласно ст. 191 Регламента Государственной Думы такими комитетами могут выступать Комитет по международным делам и Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

В соответствии со ст. 23 Регламента Совета Федерации данные вопросы находятся в компетенции Комитета по международным делам. Указанные комитеты Федерального Собрания рассматривают предложения Президента независимо друг от друга. При этом по итогам обсуждения соответствующий комитет Государственной Думы выносит свое мотивированное заключение, которое направляет на имя Президента. Комитет по международным делам Совета Федерации в свою очередь готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей. В обоих случаях заключения комитетов не требуют их утверждения палатами Федерального Собрания и направляются непосредственно Президенту.

Поскольку взаимоотношения между Президентом и комитетами Федерального Собрания определяются как консультации, то сами заключения, очевидно, допустимо считать советами Президенту о целесообразности или нецелесообразности назначения либо отзыва конкретного кандидата на пост главы российского дипломатического представительства в иностранном государстве, представителей в международных организациях, глав правительственных делегаций.

Назначение или отзыв дипломатического представителя осуществляется указом Президента.