Статья 115

.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Комментарий к статье 115

1. Реализация конституционных полномочий Правительства Российской Федерации объективно требует издания большого числа правовых актов в сферах управления федеральной собственностью, разработки, координации и выполнения программ экономических преобразований, обеспечения прав и свобод граждан. Правотворческая деятельность Правительства осуществляется на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Федеральное Правительство не вправе подменять законодателя и главу государства, его акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным указам Президента. Это правило не может рассматриваться как ограничение статуса Правительства и является следствием воплощения принципа разделения властей и разграничения полномочий между органами государственной власти.

Конституция Российской Федерации установила правовые формы актов Правительства в виде постановлений и распоряжений. Постановления принимаются, как правило, в целях нормативного урегулирования отношений или по наиболее важным вопросам, а распоряжения - как индивидуальные правовые акты по оперативным и текущим вопросам.

Правом принятия решений от имени Правительства обладает Президиум Правительства; при этом гарантируется право Правительства контролировать эту деятельность, вплоть до отмены Правительством любого акта Президиума (см. ст. 28 Закона "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", ВВС РФ, 1993, N 1, ст. 14).

Президентом Российской Федерации в целях обеспечения согласованной деятельности Президента и Правительства, в том числе и в сфере нормативного урегулирования вопросов исполнительной власти, установлено, что законопроекты, вносимые Правительством в Государственную Думу и затрагивающие полномочия Президента Российской Федерации, направляются в Администрацию Президента на согласование. Направляются также на согласование проекты решений Правительства, принимаемых в пределах его компетенции по отнесенным Конституцией к ведению Президента вопросам прав и свобод человека, охраны суверенитета государства, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, руководства внешней политикой и по другим вопросам (см. Указ Президента от 10 июня 1994 г. N 1185, СЗ РФ, 1994, N 7, ст. 697; 1995, N 19, ст. 1732).

В соответствии с Временным регламентом Правительства Российской Федерации проекты решений до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, государственными организациями, а при необходимости - и с общественными и другими организациями. Проекты решений нормативного характера подлежат согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства Российской Федерации предусмотрен Указом Президента от 23 мая 1996 г. N 763 (СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2663). Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Правительство может установить другой срок введения их в действие. Постановления и распоряжения Правительства публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", а также в "Российской газете".

Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. "О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов" Правительству предписано принять меры по обеспечению в установленном порядке открытости неопубликованных нормативных актов Правительства и федеральных органов исполнительной власти (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4660).

 

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению всей системой исполнительных органов, а также иными государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Эта обязательность актов Правительства проистекает из принципов, лежащих в основе Российской Федерации как демократического федеративного правового государства. Принцип обязательности актов Правительства на всей территории Российского государства, как и принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, объективно следует из положений, на которых основано федеративное устройство России - о государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и др. Конституция возлагает на Президента и Правительство Российской Федерации обязанность обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78).

 

3. Полномочие Президента по отмене актов Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента проистекает из статуса Президента как главы Российского государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Конституционность актов Правительства может быть оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (п. "а" ч. 2, ч. 6 ст. 125 Конституции).

Ненормативные акты Правительства, не соответствующие закону и нарушающие права и законные интересы организаций и граждан, могут быть признаны недействительными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ст. 10 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589).