УРЛАЙТ 6/24 1989 г.
НОВОСИБИРСКИЙ РОК
Первые ростки проклюнулись к началу 80-х: в НЭТИ /крупный
электротехнический вуз/ появился хард-рок, чуть позже в
Академгородке среди студентов Университета завелся грибок панка.
Влияние на умы тогда оказывали: с Запада - английские корифеи
харда и арта, из родного - МАШИНА ВРЕМЕНИ, затем - АКВАРИУМ и
ЗООПАРК. Вдохновляли периферийные подвиги УРФИН ДЖЮСА, ДДТ,
ОБЛАЧНОГО КРАЯ. Эти семена дали своеобразные всходы, благо
местная почва была изрядно унавожена идиотизмом сибирской жизни.
К примеру, на весь Новосибирск имелся один мало-мальски приличный
комплект аппаратуры, которым озвучивали исключительно
торжественные митинги и собрания.
"Первую волну" Н.Р. всколыхнули талантливые авторы, они же
виртуозные гитаристы В.Бугаец /ЛОМБАРД/ и Ю.Наумов, при поддержке
всеобщего звукооператора А.Кириллова. Вокруг них завязалась
рок-тусовка с центром в НЭТИ. Это был уже настоящий рок - с
собственной концепцией, глубокими текстами. В музыке упор делался
на изощренную гитарную технику.
К 83 - му году звуки гитар достигают ушей начальства. После
эпопеи кабинетных разборок ЛОМБАРД со свистом вылетает из НЭТИ,
Наумов вынужден вообще уехать из города. При таком раскладе "на
коне" оказалась законспирированная /!/ часть тусовки под
названием "Новосибирская ассоциация рокеров". Допускались,
естественно, только свои. Собирались у касс кинотеатра
им.Маяковского, "отсекали хвосты", и уходили на квартирные
сейшены. Время от времени приглашали в гости Башлачева, Науменко,
Цоя, Шевчука, складывались по тройке-пятерке на авиабилеты. В
Академгородке буйным цветом зацвело нечто панкообразное - БОМЖ,
ПОП-КОНТРОЛЬ, ПУТТИ и др. Печаталась даже настоящая газета "ИД"
/шестой номер которой был конфискован с принятием соответствующих
мер/.
Но большинство музыкантов, особенно новички, доступа в это
потаенное рок-н-ролльное братство не имели. "Сны о чем-то
большем", нежели лабание по кабакам, подвигли их в 84-м году на
создание рок-секции, кочевавшей по заштатным клубам и ДК. По
стилю это были беглецы из ВИА-болота с робкими потугами на хард.
Совет секции пустился во все тяжкие по части стояния на коленях
перед бюрократами различных рангов, выклянчив титул "рок-клуб",
пару "прослушиваний" и бредовых телепередач. Между тем тусовка
проводит неофициальные концерты и фестивальчики.
В 85-м году горком ВЛКСМ создает первый в стране "Фонд
молодежной инициативы". Забрезжила смутная материально-правовая
база. 3.03.86 рок-клуб учреждается при "семи няньках", одна из
которых - ФМИ. Первые легальные концерты 26.04.86 и 24.05.86
назывались, естественно, "Рок за мир". Привлеченные этими
мыльными пузырями, в рок-клуб потянулись тусовщики и рокеры
"первой волны". Но вот беда:"Фонду" была нужна только самореклама
и деньги, проблемы нищих, бесправных рокеров их не волновали.
Первое же крупное совместное мероприятие /гастроли АКВАРИУМа
25-27.10.86/ кончилось скандалом: на все 10 000 руб. дохода ФМИ
закупает... мягкую мебель для своего оффиса!! Громко хлопнув
дверью, ограбленный рок-клуб уходит - но куда? Попытка
пристроиться к досуговому центру обкома ВЛКСМ насмерть пугает
комсомольских чиновников. Клуб повисает в воздухе.
В таких боевых буднях вызрело и окрепло "левое крыло" клуба,
куда стягиваются ведущие музыканты и адм.группа В.Мурзина. Они в
январе 87-го года и взметнули "вторую волну": клуб единогласно
разогнал прежний соглашательский Совет со всеми "свадебными
генералами". В.Миллер, директор престижного ДК им.Чкалова,
наплевав на все инструкции, разрешает выступать у себя в ДК.
Прилив энтузиазма сметает административные рогатки. Нельзя давать
"концерты"? Назовем их "рок-лабораторией"! Даешь рок-н-ролл! 4
дня /10-13.04.87/ бушует 1-й фестиваль клуба с участием НАУТИЛУСА
ПОМПИЛУСА и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ /приезд ЗВУКОВ МУ и АУКЦИОНА
комсомольским чинам удалось сорвать/.
Машинописный журнал "Тусовка" разбухает до 250 листов.
Областная газета "Молодость Сибири", скрипя зубами, выпускает на
свои серые страницы клубную "Рок-полосу". Поездки в Ленинград
/КАЛИНОВ МОСТ, ЛОМБАРД, СТРАХОВОЙ ПОЛИС/, Свердловск, на
всесоюзный фестиваль в Подольск рождают в столицах легенду о
неслыханном расцвете рока за Уральским хребтом. Символом его
становится КАЛИНОВ МОСТ с оригинальной версией сибирского
фолк-блюза, а почвой и движущей силой - хард-рок старого закваса
и злой примитив - панк. Да и как не злиться? Залы - битком,
шумиха на пол-Союза, а клуб и музыканты как были нищими и
бесправными, так и остались. Отсюда - авантюрная организация
концертов, партизанский "менеджмент". Студийных альбомов почти
нет - одни концертные фонограммы и репетиционные" болванки".
К осени волна выдохлась. На фоне общего уныния забузили
клубные оболтусы... В конце концов с подачи опытного функционера
С.Бугаева 8 ведущих групп отделяются в автономную "Студию-8" для
сугубо коммерческой деятельности...и тут же получают счет в банке
и аппаратуру. Но в полном соответствии с печальными традициями
проводить серию концертов без умной рекламы и менеджмента.
Широкая публика оказалась к этому совершенно не готрова, и былой
ажиотаж спадает. Другой причиной этого стали нападки разобиженных
останков рок-клуба на "Студию-8" . Конфликт не без труда
притушили, но тусовка была уже расколота: хрупкое рокерское
единство пошло ко всем чертям.
И все же годы "штурма и натиска" дали много: заложен огромный
потенциал, появляется много интересных авторов, забывается
позорная практика "литовки". Некоторые начальники перестали
терять сознание от слова "рок". Так что к началу 90-х годов надо
ждать "третью волну", герои которой выиграют наконец
затянувшуюся битву за существование и займутся рок-музыкой в
собственном значении этого слова.
ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ /Новосибирск/
1-й фестиваль новосибирского рок-клуба /10-13.04.87/ был
причиной появления на собрании группы стильно одетых ребят с
модерными прическами. Представившись как "ЗП", они пригласили
клуб прослушать их в ДК им.Кирова, где они, оказывается, уже
давно репетировали. Прослушивание стало открытием: в городе есть
группа 100%-ной "новой волны"! Удачно вписавшись в клуб, "ЗП" с
ходу дает ряд успешных концертов и гастролей в составе: Андрей
Барков /гт., вк./, Аркадий Головин /кл.,вк./, Николай Дизендорф
/бас/, Игорь "Бух" Олешкевич /уд./. К лету становится ясно, что
"роковый" ритм Буха выпадает из "точечной" структуры саунда "ЗП",
и Бух выпадает в ПУТТИ. Поработав с ритмкомпьютером, "ЗП" по
осени вербует сессионного барабанщика Рината "Ронни" Вахидова
?БОМЖ, КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ/. В начале 88-го
года в связи с кризисом рок-клуба "ЗП" переходит в "Студию-8",
где и продолжает набирать обороты.
ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. LP: "Комендатура" 1987
"Конструкция" 1988
БОМЖ /Новосибирск/
родился в марте 1984 г. Поддевая крючком молочный ящик в
подсобке столовой N 2, молодой грузчик Стас Зыкин спросил
приятелей: "А не сыграть ли нам свои песни на электрогитарах?"
Мысль понравилась. А для начала компания занялась акустикой.
Теперь уже трудно вспомнить, что менялось чаще - состав или
название группы. Перебрав весь спектр вплоть до ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И
СОБАКА, остановились на нейтральном: БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА
ЖИТЕЛЬСТВА.
Текучесть кадров повлекла за собой ряд последовательных
трансформаций творческого лица БОМЖа. Сначала это была харя
грузчика-дегенерата, радовавшегося тому, что он - дегенерат /хит
того времени - "Криводановский отвал"/, затем - лицо
интеллектуала, у которого немножко не все дома /песня "Едет
крыша, ой-ой-ой/. Приступив к электрорепетициям, ребята поняли,
что играют панк, поскольку не то что аккорд, но и просто ноту "ля"
сыграть без фальши они были не в состоянии.
Но все приходит с опытом. Наступает эпоха пост-панка: музыка
БОМЖа зазвучала хоть и по-прежнему гнусаво-фальшиво, но уже в
ритм. Выступление на фестивале в 5-ом общежитии НГУ /24.10.85/
открыло концертную эру, у группы появилась своя публика. Кончина
этого периода совпала с безвременной кончиной фортепиано во время
концерта БОМЖа в Политехникуме.
Из безвременья БОМЖ выплывает на гребне "второй волны"
новосибирского рок-клуба. Группа становится лауреатом 1-го
фестиваля клуба /10.4.87/. Периодически впадая в кому от ужасов
собственного саунда, группа тем не менее дает ряд улетных
концертов: на фестивале в Подольске /11-13.09.87/, в Москве /ДК
МГУ, 5.3.88/, на панк-фестивале в Тюмени /25-26.6.88/, получив
союзное признание и лавры самой беспросветной сибирской команды.
По ходу БОМЖ в очередной раз меняет лицо, пытаясь играть трэш,
т.е. вываливая в зал полный вселенской безысходности
урбанофренический саунд, разрываемый предсмертными хрипами
Джонника...
В связи с кризисом рок-клуба БОМЖ с декабря 1987 года
переходит в НМО "Студия-8".
В формировании нынешней антитоталитарной платформы БОМЖа
сыграл видный теоретик академгородковского андерграунда Сергей
"Джекл" Глазатов, сочинения которого идут нарасхват в
неформальных, а с 88 года - и в официальных изданиях.
LP: "Презумпция виновности" 1986
ПУТТИ /Новосибирск/ - ангелы /лат./.
Зародились в классических канонах панка - в туалете торгового
училища, где болтали и бесились, пародируя известные
рок-группы,будущие художники-оформители Саша Чиркин, Дима Истомин
и Боря Кардымон. В конце концов было решено:
1. Нести музыку в массы.
2. Играть все "шиворот-навыворот".
3. Не корчить из себя "антилигентов".
4.Делать все весело.
Исходный состав: А.Чиркин /уд./., Д.Истомин /вк./.,Б.Кардымон
/бас/, Евгений Бекк /гт./. Первое же выступление в конце 83-го
года произвело настоящий фурор. Сибиряки впервые узрили панк-шоу:
жуткие, намазюканные гуашью чудовища, скакали по сцене как
сумасшедшие, выплевывая в публику маразматическую смесь тупых
рок-риффов, рок-н-ролловых стандартов, эстрадных и газетных
штампов, фольклора, матерных частушек. Самопальная аппаратура,
расстроенные инструменты и нежелание толком на них играть давали
кошмарный саунд. Естественно, ни о какой нормальной концертной
деятельности не могло быть и речи, а ненормальная достигла апогея
на фестивале в университете 24.10.85: после второй песни концерт
был прекращен, и Чиркин отправлен на 2 года для прохождения
службы в омских частях МВД. Там он организует среди молодых
милиционеров панк-секцию и ходит в самоволки тусоваться с Игорем
Летовым /ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА/.
В его отсутствие группа становится возмутителем спокойствия в
новосибирском рок-клубе, где впервые исполняет на большой сцене
суперхит - "Телеграфные столбы" /2.11.86/. В начале следующего
года президенту клуба В.Мурзину удается организовать несколько
аншлаговых концертов, и ПУТТИ по популярности входят в пятерку
лидеров. На 1-ом фестивале клуба /10-13.04.87/ жюри особо
отмечает ура-патриотический гимн ПУТТИ - "Дедушка Рейган - старый
обманщик" /состав: Д.Истомин/вк./, Е.Бекк/гт./, М.Поздняков
/гт.,вк./, О.Чеховский /бас/, В.Ляпина /уд.//. Затем сменив
нежную Викторию Ляпину на бомбардировщика Игоря "Буха" Олешкевича
из ЗАКРЫТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, поражают публику на 2-ом фестивале
свердловского рок-клуба /29-31.05.87/, сея на Урале заразу панка.
Новосибирское ТВ снимает и даже пускает в эфир клип ПУТТИ "Не ешь
мой завтрак". В угаре славы у Позднякова начинается
головокружение от успехов, а Истомин путает Баха с Бахусом,
попадая в цепкие объятия зеленого змия.
Осенью 87 г7 возвращается стриженный под "нуль" Чиркин и
железной рукой наводит порядок. После ряда перетусовок состава
остаются: А.Чиркин /вк./, О.Чеховский /бас/, Б.Кардымон
/бас/,И.Олешкевич /уд./, плюс гитарист из музучилища Александр
Келемзин. ПУТТИ успешно выступает на 2-ом фестивале
новосибирского рок-клуба /14-18.04.88/ и региональном
панк-безобразии в Тюмени /25-26.06.88/. Осенью уходит Чеховский,
зато возвращается блудный, отрезвленный Истомин, окончательно
утверждая группу в статусе "олл старз". Появляется сыгранность,
звук от первоначального "гоп-стоп-мьюзик" эволюционирует к
увесистому сибирскому колхозному панку.
ПУТТИ регулярно записывали сейшны с использованием всего, что
придет в голову, отталкиваясь от своего репертуара. Этот стеб
"магнитофонной индустрии" вылился в 93 (!) альбома, дискография
которых тщательно зафиксирована летописцем Чиркиным, а сами
записи разбрелись по белу свету. Нормальных студийных записей -
две, из концертных лучшей считается программа "Красный марш", в
которой сместе с ПУТТИ играл талантливый самобытный гитарист
Дмитрий Селиванов.
ПУТТИ LP: "Красный марш" 1988
"Страсти по Салжаманыпытыку" 1989
"Музыка к мультфильму "Сказки бабушки Каштрапуп"1989
НИКОЛАЙ КАТКОВ (КОКА)/Новосибирск/ - звукооператор ДК
им.Чкалова. С 1983 по 1987 г. втихаря записал на работе более 30
своих отдельных композиций в полистилистике, которую в целом
можно охарактеризовать как "сардонический скэтч". Широко и
искусно использовал звуковые петли, трюки, эффекты, фрагменты
"фирменной" музыки и джаза, привлекая к работе самых разных
музыкантов. Оказал сильное влияние на новосибирский рок.
Разнообразные сборники композиций, которые он дарил друзьям,
расплодились без его участия и получили широкий резонанс в городе
и за его пределами под названиями КОКА и ДИМАКОК .Ехидные, полный
сарказма тексты в исполнении Николая Каткова бесподобны. В 87 г.
дважды выступал на сцене ДК им.Чкалова как вокалист сборного
состава ПОВИДЛО с концертными версиями своих композиций.
Великолепный испровизатор, общий любимец, душа любой хорошей
компании.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА /Омск/ - детище Игоря "Егора" Летова,
младшего брата известного авангардного саксофониста Сергея
Летова. Первый состав 82 г. назывался ПОСЕВ: Андрей "Босс"
Бабенко /гт./, Александр "Алекс" Ивановский /гт./, Евгений "Дабл"
Деев /бас/, Летов /уд., вк./. Маленький, скромный, склонный к
философствованию Егор, будучи по натуре крайним нонконформистом,
сориентировал состав на чистый бескомпромиссный сибирский панк и
не сворачивает с этого тернистого пути и по сей день.
Записав с ПОСЕВом ряд альбомов /"Музыка любви", "Дождь в
казарме", "Панк энд рок-н-ролл" и др./, Летов в декабре 84 г.
собирает Г.О.: Босс, Егор плюс Костя "Кузя Уо" Рябинов /бас,вк./.
Коллектив пытается концертировать и записывает альбомы:"Поганая
молодежь", "Оптимизм". Время на дворе стояло лихое, и в декабре
85 г. группа была разогнана. Музыкантам пришлось подписать
бумажки с отказом от всякой такой деятельности. Егор три месяца
отсиживает в психушке. Соответственно весь 86 г. носит
летаргически-подпольный характер. Можно отметить разве что запись
акустического "Красного альбома" и участие Егора в записи двух
альбомов группы ПИК ЭНД КЛАКСОН ?братья Лищенко/.
К весне 87 г. в Западной Сибири задул ветерок перестройки. Дул
он из Москвы и, преодолевая Уральский хребет, изрядно ослабевал,
но его все же хватило на то, чтобы подтолкнуть Г.О. к
самовольному выезду на 1-ый новосибирский рок-фестиваль
/10-13.04.87/ в составе: Егор, Олег "Пик Бэби" Лищенко, Евгений
"Эжен" Лищенко. Заявились они на фестиваль в тот момент, когда
оргкомитет находился в трансе: обком комсомола запретил приезд
ЗВУКОВ МУ и АУКЦИОНА. В программе зияла дыра. Разъяренный этим
обломом президент рок-клуба В.Мурзин представил начальству
команду Егора как пай-мальчиков из Омска для замены столичных
"отказников". Прежде чем боссы опомнились, Г.О. успела отыграть
25 минут, но они дали ей больше, чем 5 предыдущих лет. Неистовая
энергетика Егора потрясла публику, и Г.О. воочию узрила свою
силу. В свою очередь многочисленные гости фестиваля мигом
разнесли по стране легенду о Г.О. Воодушевленный Егор за май-июнь
записал 5 сольных альбомов: "Красный альбом", "Мышеловка",
"Хорошо?!", "Тоталитаризм", "Никрофилия". Лето и осень прошли в
усиленных поездках по стране. Зимой /декабрь-январь/ рождаются
записи "Так закалялась сталь", "Все идет по плану", "Боевой
стимул". Параллельно с ноября под маркой мифической фирмы "ГрОб
Рекордз" Егор продюссирует симбиозные группы: СПИНКА МЕНТА,
ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ. В январе-марте 89 г.: ПОГО, КОММУНИЗМ,ЧЕРНЫЙ
ЛУКИЧ. Весь 88 г. проходит в усиленных гастролях. На следующий
день после 2-го новосибирского рок-фестиваля /14-18.04.88/, в
составе Г.О. Летов и Судаков организовали всесибирский панк-клуб.
На тюменком фестивале альтернативной и леворадикальной музыки
/24-26.06.88/ группа выступала в составе: Игорь "Джефф" Жевтун,
Егор, Манагер и Аркадий Климкин. На вильнюсском фестивале
/10-11.09.88/ в том же составе без Манагера группа заняла 1-ое
место, как и на московском фестивале "Сырок" /2-4.12.88/, к тому
времени в состав влился еще один осколок развалившейся летом
АССОЦИАЦИИ ПЫХ - басист Игорь Староватов. Осенью 88 г. Егор
переезжает в Новосибирск и Г.О. подает заявку на вступление в
"Студию-8". Выходят очередные альбомы: "Здорово и вечно",
"Армагедлон Попс".
Семилетка Егора Летова на отечественной панк-стезе принесла
ему огромный авторитет. На сегодняшний день он безусловно
является фигурой N 1 в этом жанре рок-музыки.