Сравнение цивилизации, формации и культуры

            

            

            

            

            

            

            

            

            

            

                                 2Р 0  2Е 0  2Ф 0  2Е 0  2Р 0  2А 0  2Т

            

                               2по культурологии

                             

                          студентки факультета Э2А3

                          Долгиревой Натальи Владимировны

            

                          на тему: "Сравнение цивилизации, формации

                                    и культуры"

            

            

            

            

            

            

            

            

                                    ----

            

                                     - 2 -

            

              _План:

             1. Цивилизация и культура.

             2. Понятие формации

             3. Понятие цивилизации

             4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии

         общества.

             5. Заключение

            

             Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека:

         цивилизация, формация и культура.

             Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры,

         причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане,

         т.е. противопроставляется культуре, как материальное, техни-

         ческое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникаль-

         ному и гуманному. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как

         упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культу-

         ры... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но

         такое противопоставление не является адекватным отражением

         противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультур-

         ное образование, и этим она отличается от формации, окружающей

         систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда

         вытекает сама возможность использования понятия цивилизации

         для характеристики конкретных пространственно-ограниченных об-

         ществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире сущест-

         вует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных

         сохранять свои типичные особенности в различных общественных

         формациях.

            

                                     - 3 -

             Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глу-

         бинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе

         своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур,

         отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И

         все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретичес-

         ки неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации

         немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - чело-

         века, способного воспроизводить условия цивилизации и разви-

         вать ее.

             Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает на-

         личия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов,

         например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия,

         взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых.

         То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменя-

         ет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные об-

         щественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в

         развитие цивилизации.

             Формация и цивилизация разные среды в развитии общества

         как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития

         любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив

         надстроечные, так невозможно и понять секреты управления об-

         щественным развитием, ориентируясь либо только на формацион-

         ный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике.

         Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социо-

         культурная.

             Понятие формации имеет значение как системообразующего на-

         чала всего социально-экономического и политического строя дан-

         ного общества. Формации различаются по доминирующим формам

            

                                     - 4 -

         собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен

         сменой форм собственности на основные средства производства,

         происходящей под влиянием прогресса производительных сил, отк-

         рывающего новые материальные возможности для человеческой дея-

         тельности, для формирования общественных отношений.

             В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные

         аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап

         истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественно-

         го, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на ос-

         нове им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует

         преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво

         утверждалась мысль, что фактически в истории существуют раз-

         личные цивилизации, так сказать "формационные": капиталисти-

         ческая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В ито-

         ге цивилизационный подход терял свою относительную самостоя-

         тельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации

         становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых

         аспектов общественно-экономической формации. Если теория фор-

         маций ориентирована на выявление закономерностей, присущих об-

         ществу на различных этапах истории, а так же его структуры на

         каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совер-

         шенно иные познавательные задачи. Две из них являются главны-

         ми. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности лю-

         дей, обеспечивающих саму возможность существования общества

         на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от рас-

         пада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совер-

         шенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устра-

         няется, то начинается деградация связанных с ним социальных

            

                                     - 5 -

         структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед

         в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Ги-

         бель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исто-

         рического движения, потому что это были локальные катастрофы.

         Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки

         связан с развитием и совершенствованием ее социальных механиз-

         мов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общест-

         ва развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают

         соответствующую динамику общественных отношений.

             Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к

         истории, - выявление ее человеческого измерения, механизмов

         формирования личности цивилизованного человека, анализ культу-

         ры, как меры развития человека, его способности к деятельнос-

         ти.

             Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее

         объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем ут-

         верждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры

         данного общества. Различия между этими категориями обусловлены

         еще неадекватностью структурных связей между явлениями и про-

         цессами.

             Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура

         нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между со-

         бой.

            

              _Используемая литература:

             "Цивилизации" под редакцией М.А.Барг

             1 и 2 выпуски