Теория об олигополии

                          мини-конспект.

        ТЕОРИИ О ОЛИГОПОЛИИ.

    Существует ряд формальных теорий о олигополии.Пока не вырабо-

    тано общей теории,но существует несколько частных теорий.Пер-

    вая попытка создать общую теории о  олигополии  была  сделано

    КУРНО в 1838.Основной посылкой КУРНО было предположение отно-

    сительно реакции каждой фирмы на поведение конкурентов.Перво-

    начально КУРНО предполагал,что каждая  фирма  будет  действо-

    вать так,как будто она не ожидает от своих конкуренов измене-

    ния цен  или  объемов  выпуска,даже  если  она  сама  сделает

    это.Однако  последующие  теоретики,которые  развили    теорию

    КУРНО,обычно считали цен в большей степени,чем  объем  выпус-

    ка,величиной  переменной.В  теории  КУРНО  привлекательны   2

    вещи.Во-первых,она приводит к стабильному равновесию.При  це-

    нах выше точки пересечения двух ответных кривых каждая  фирма

    имеет стимул снижать цену,установленную  конкурентом.При  це-

    нах ниже точки пересечения каждая фирма  имеет  стимул  спро-

    сить больше,чем ее конкурент.Таким образом,при этом предполо-

    жении существует только одна  цена,которую  может  установить

    рынок.Во-вторых,можно доказать,что равновесная цена  движется

    постепенно от монопольной цены к цене,равной  предельным  из-

    держкам.Следовательно,равновесие КУРНО в  отрасли,где  сущес-

    твует только одна фирма,достигается при монопольной  цене;  в

    отрасли с большим числом фирм - при конкурентной  цене;  а  в

    олигополии различных размеров - колеблется в этих пределах.

    Тем не менее существует одна тревожащая экономистов деталь  в

    теории КУРНО.В основе теории лежит предположение каждой  фир-

    мы,что ее  конкуренты  не  отреагируют  на  изменение  фирмой

    цен.Но даже однодневная жизнь в мире КУРНО подтверждает  оши-

    бочность такой предпосылки.

    Век спустя после КУРНО в 1939 году,был сделан еще  один  важ-

    ный вклад в теорию о лигополию: появилась теория  "изгибающей-

    ся кривой спроса",предложенная английскими экономистами  Хол-

    лом и Хитчем и одновременно  американским  экономистом  Полом

    М.Суизи.Также как и теория КУРНО,теория "изгибающейся  кривой

    спроса" начинается с простого предположения,о реакции  олиго-

    полистов на изменение  цен  конкурентов.Считается,что  каждая

    фирма исходит из того,что если она снизит свои цены,конкурен-

    ты поддержат это понижение,но если  она  повысит  их,ни  одна

    фирма не последует ее примеру.

    Также как и теория КУРНО,теория "изгибающейся кривой  спроса"

    проста и оригинальна.Ее предположение о  том,как  монополичты

    реагируют на  действие  своих  конкурентов,значительно  более

    правдоподобны,чем предположение КУРНО.Но теория  изгибающейся

    кривой спроса сама  имеет  существенные  ограничения  (напри-

    мер,она не отвечает на вопрос о том,как определяется первона-

    чальный уровень цены).

    Часто отмечают,что олигополия - это игра  характеров,в  кото-

    рой каждый игрок должен предугадать действия соперника,поэто-

    му очень большое влияение на развитие экономики оказала  поя-

    вившаяся в  1944  году  книга  "ТЕОРИИ  ИГР  И  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

    ПОВЕДЕНИЕ" Джона Фоннеймона и Оскара Моргенштерна.Вместо  то-

    го,чтобы в качестве отправной точке  принять  предположение,о

    том,какодна фирма отреагирует на изменение,проводимое другой-

    фирмой,они решили  выяснить,какое  предположение,относительно

    поведения своих конкурентов оптимально для фирмы.

    Суть подхода Неймана-Моргенштерна - в рассмотрении  различных

    предположений,которые каждая фирма может сделать о  поведении

    другой.После соизмерения возможных последствий различных  ре-

    шений,каждая фирма  поймет,что  наиболее  рациональным  будет

    предположить худшее.

                ценовая

                стратегия

                фирмы ЗЕТ           Равновесие,достигнутое в ситуации,

                                    изображенное на рисунке,называется

                 $5    $4           равновесием Неша,в честь американ-

               ┌─────┬─────┐        ского   математика, теоретика  игр

               │     │     │        Джона Неша.

ценовая     $5 │$400 │$240 │

стратегия      ├─────┼─────┤

фирмы АЛЬФА $4 │     │    *│

               │$450 │$360 │

               └─────┴─────┘

    В условиях равновесия Неша  стратегия  каждого  игрока  опти-

    мальна в условиях стратегии,и выбранной его  конкурентами.Та-

    ким образом,ни у одного  игрока  нет  стимула  изменить  свою

    стратегию после выяснения того,какую стратегию выбрал  другой

    игрок.В игре КУРНО каждая фирма  первым  делом  изменяет  це-

    ны,как только узнает,что сделали ее конкуренты.Тем  не  менее

    постепенно цены сходятся к равновесию Неша.

    ТАКИМ  ОБРАЗОМ,РАВНОВЕСИЕ  НЕША  -  ЭТО  РАВНОВЕСНОЕ  РЕШЕНИЕ

    ИГРЫ,ПРИ КОТОРОМ  СТРАТЕГИЯ  КАЖДОГО  ИГРОКА  ОПТИМАЛЬНА  ПРИ

    УСЛОВИИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ДРУГИМ ИГРОКОМ.

    ТЕОРИЯ  ИГР  ПРОДОЛЖАЕТ   ОСТАВАТЬСЯ    АКТИВНОЙ    ОБСЛАСТЬЮ

    ИССЛЕДОВАНИЯ ОЛИГОАОЛИИ.

         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК "МАТЕМАТИКА  И  КИБЕРНЕТИКА  В  ЭКОНОМИКЕ"

    (ПОД РЕДАКЦИЕЙ ФЕДОРЕНКО,1975)

    РЫНОК:  МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ  МОДЕЛЬ  (ЭДВИН    ДЖ.ДОЛАН,ДЭЙВИД

    Е.ЛИНДСЕЙ,1992)

    ИГРЫ И РЕШЕНИЯ (Р.Д.ЛЬЮС,Х.РАЙФА,1961)