Владимир высоцкий. Его творчество

В.С.Высоцкий

В.С. Высоцкий

     Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января  1938  года  в Москве в  семье военнослужащего.  В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной  эвакуировался  в  Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

     В 1955 году В.Высоцкий заканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит,  не проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ  имени В.И.Немировича - Данченко на актерское отделение, где занимается у Б.И.Массальского и  А.М.Комиссарова.  В 1960 году окончив студию,  он работает в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев - в Московском театре миниатюр.  Тогда  же начинается сниматься в кино.  В 1960-1961 годах появляются его первые песни.

     В 1964  году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке,  где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая  гибкая  пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска,  записанных во Франции.

     Были еще фильмы,  были спектакли,  которые  "озвучивал" Высоцкий, и очень часто песни,  созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля.

     У Владимира  Высоцкого есть песни,  которые чем-то похожу на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес.  Пьесы с такими ролями,  конечно,  могли бы быть написаны, появиться на сцене.  Пусть не сегодня,  так завтра, так

послезавтра. Но  дело в том,  что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня,  сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

     Он торопился,  примерял на себя одежды,  характеры и  судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и

насмешлив, дразнил  и разоблачал,  одобрял и поддерживал. 

     Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим,  что людям,  сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра,  закрывать глаза и втягивать головы в плечи. Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. 

     Высоцкий пробовал себя в различных интонациях,  он искал для своих "пьес" все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько вариантов,  изменений, сокращений. И в этом - тоже он, Высоцкий, - его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.

     Он был весь на виду. Со всему удачами и неудачами, находками и приколами,  сомнениями и  убежденностью.  Он написал много песен. И, конечно, не все они равные. Но это всегда - неровность дороги,  ведущей к постижению истины, к открытию людей и, значит, - к открытию самого себя...

     Он был невероятно популярен.  Достать билет на его выступление было  намного труднее,  чем "пробиться" летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был "молодым".

     А он ненавидел мещан.  И снобов - презирал. Любых. Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:

                Не надо подходить к чужим столам

                И отзываться, если окликают.

     Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди - просто люди,  - он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!

     Он  умел быть не только добрым.  И не только покладистым. Когда некоторые "весьма специфические" зарубежные  доброхоты  его "на излом",  то Высоцкий,  оставался самим собой,  разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду не давал никому.

     Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни.  Они - друзья людей. В этих песнях  есть неистощимая сила,  непоказанная нежность и  размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет.

     Владимиром Высоцким написанно более 600 песен и стихов, сыгранно более  20 ролей на сцене театра,  30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях.

     В 1979 году снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии». 17 июля 1980 года дал последний концерт. 18 июля 1980 года – последний раз выходит на сцену театра - в спектакле «Гамлет». 20 июля 1980 года написал последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...». 25 июля 1980 года умер в 4:10 утра в своей квартире на Малой Грузинской, 28. и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.  Его могила  круглый  год  усыпана живыми цветами.  О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги.  Садоводы называют его именем лучшие  сорта цветов,  альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвещают ему свои произведения. Слова  его  песен  высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной  войны.  Он  продолжает жить в  стихах,  песнях,  названием  улиц.  Его  именем работники Крымской астрофизической  обсерватории  назвали   малую   планету "Владвысоцкий".