Воздушная война в Персидском заливе

   2Московский институт радиотехники, электроники и автоматики

                 2Р Е Ф Е Р А Т  П О  Т А К Т И К Е

              2В О Е Н Н О - В О З Д У Ш Н Ы Х  С И Л.

               ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ.

             Студент      Никитов А. В.

             Группа       МФ-2-92

                        3Москва, 1993 г.

                            - 2 -

                    2СИЛЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ.

                   1Воздушные силы Ирака.

     На вооружении рядя стран Ближнего и Среднего Востока  на-

ходятся фронтовые  истребители и истребители - бомбардировщики

МиГ-23 различных модификаций. ВВС Ирака располагали 90 самоле-

тами МиГ-23МС (истребитель),  МиГ-23 (истребитель-бомбардиров-

щик), а также 12 УТС МиГ-23УМ.  На  вооружении  сирийских  ВВС

состоят 80 истребителей МиГ-23МФ и МиГ-23МЛД.

     Истребители МиГ-23 оснащены РЛС,  а также теплопеленгато-

ром. Вооружение включает две УР класса "воздух-воздух" средней

дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наве-

дения Р-23,  до  шести УР ближнего боя с ИК системой наведения

К-13М, Р-60,  а также R550"Мажик" (на  самолетах  ВВС  Ирака),

двухствольную пушку ГШ-23. Могут нести до 2 т бомб и УР класса

"воздух-земля" с радиокомандной  системой наведения Х-23.

     Одним из наиболее интересных самолетов ВВС Ирака является

известный советский истребитель МиГ-25П.  Этот самолет и  ныне

является самым  скоростным  в мире.  На базе этого истребителя

создан также сверхскоростной самолет-разведчик МиГ-25Р,  полу-

чивший репутацию "несбиваемого" самолета. Они находятся на во-

оружении не только у Ирака (20 истребителей и 8  разведчиков),

но и Сирии (30 истребителей и 10 разведчиков).  Эти боевые ма-

шины уже применялись в ходе ирано-иракской войны.

     Оборудование включает РЛС и теплопеленгатор, обеспечиваю-

щие всепогодный перехват воздушных целей как на большой  высо-

те, так и на фоне земли.  Вооружение: 4 УР класса "воздух-воз-

дух" AA-6 с увеличенной дальностью стрельбы, оснащенные радио-

локационной и  ИК  системами  наведения.  На  разведчике могут

устанавливаться средства РЭБ.

     Кроме советских  машин  в  состав  истребительной авиации

Ирака входили  французские  истребители  Дассо-Бреге   "Мираж"

FIEQ. Было поставлено 116 таких машин. Они хорошо себя зареко-

                            - 3 -

мендовали еще во время ирано-иракской войны.  Самолет оборудо-

ван РЛС, ИЛС, доплеровской навигационной системой и средствами

радионавигации. Вооружение состоит из  двух  встроенных  пушек

DEFA 553,  УР класса "воздух-воздух" средней дальности "Матра"

R530, УР малой дальности с ИК системой наведения R550 и AIM-9.

     Кроме перечисленных  ранее на вооружении иракских ВВС на-

ходилось 80 истребителей J-6 и  J-7  китайского  производства.

J-6 является китайским вариантом МиГ-19, а J-7 - МиГ-21.

     Ирак располагал 24 штурмовиками Су-25. Этот самолет отли-

чается высокой боевой живучестью. По всем параметрам превосхо-

дит аналогичный американский штурмовик A-10. Он вооружен 30-мм

пушкой, может  нести  на  подкрыльевых пилонах до 4,4 т боевой

нагрузки (бомба,  неуправляемые ракеты,  УР класса "воздух-по-

верхность", ракеты  класса  "воздух-воздух"  ближнего  радиуса

действия).

     Для действия  по наземным целям в качестве легких штурмо-

виков Ирак мог использовать учебные самолеты L-39,  Чехослова-

кия (24  машины)  и  бразильские самолеты EMB-312 "Тукано" (80

машин). Ирак располагал и некоторым количеством устаревших бо-

евых самолетов Ил-28 и МиГ-17.

     На базе советского  транспортного самолета Ил-76  в Ираке

созданы ДРЛО  "Багдад"1 и "Адан"1.  Самолет оборудован усовер-

шенствованной навигационной аппаратурой и средствами РЭБ.

     Военно-транспортная авиация  Ирака насчитывала 12 Ил-76 и

8 Ан-12.

     В армии Ирака насчитывалось 222 вертолета, из них 40 бое-

вых Ми-24,  75 западногерманских Bo.105, 50 французских SA.342

"Газель", 35  "Алуэтт"  III,  10 противокорабельных вертолетов

SA.321 "Супер Фрелон", 6 транспортных вертолетов SA.330 "Пума"

и 6 SA.365 "Дофэн"2.

     ПВО Ирака  обеспечивалась  в  основном  зенитно-ракетными

комплексами (ЗРК)   советского   производства,   созданными  в

1950-1960-х гг., однако сохранившими достаточно высокую эффек-

тивность. Войсковые группировки прикрывали мобильные ЗРК. Так-

же было достаточное количество переносных зенитных  комплексов

(ПЗРК) с  ИК  системой  наведения.  Кроме  того иракская армия

располагала 100  мобильными  ЗРК  "Роланд"  франко-германского

                            - 4 -

производства.

                 1Антииракская коалиция.

     Готовясь к освобождению Кувейта, силы антииракской коали-

ции, основную часть которых составляла мощь  Соединенных  Шта-

тов, сосредоточили огромную ударную группировку. В ее составе,

кроме другой боевой техники,  числилось 2600 боевых самолетов,

1955 вертолетов.

     Из общего числа  1800  боевых  самолетов,  принадлежавших

США, в  зоне конфликта на борту авианосцев "Рейнджер" и "Миду-

эй" находились 36 истребителей-бомбардировщиков  F/A-18  "Хор-

нит", 20 палубных бомбардировщиков Грумман A-6E "Интрудер",  8

самолетов РЭБ Грумман EA-6B "Праулер",  4 самолета  ДРЛО  E-2C

Грумман "Хоукай",  6 вертолетов ПЛО Сикорский SH-3H и 70 само-

летов и вертолетов других  типов.  Кроме  двух  авианосцев,  в

Персидском заливе  находились  линейные  корабли "Висконсин" и

"Миссури", вооруженные крылатыми ракетами "Томагавк"  с  даль-

ностью пуска более 1600 км.

     На авианосцах "Саратога",  "Джон  Кенеди",  "Теодор  Руз-

вельт" и "Америка", развернутых в Красном море, было размещено

68 истребителей Грумман F-14 "Томкэт",  44 истребителя-бомбар-

дировщика F/A-18  "Хорнит",  24 палубных бомбардировщика A-6E,

24 палубных штурмовика A-7E "Корсар",  9 самолетов  ДРЛО  E-2C

"Хоукай", 5  самолетов  РЭБ EA-6B "Праулер",  16 самолетов ПЛО

Локхид S-3A "Викинг", 6 вертолетов ПЛО SH-3H, 10 самолетов РЭБ

ПЛО Локхид SA-3 "Викинг" и 70 самолетов других типов.

     ВВС США были развернуты в союзных  Америке  государствах,

прилегающих к  театру  военных действий.  В Турции на авиабазе

Инчирлик размещались   14   стратегических    бомбардировщиков

FB-111, 14   бомбардировщиков   F-111E,   56  бомбардировщиков

F-111F, 24 истребителя-бомбардировщика F-15E,  24  истребителя

F-16, 3 самолета ДРЛО Боинг E-3 "Сентри".

     На новой авиабазе, расположенной в центральной части Сау-

довской Аравии, было развернуто 24 истребителя-бомбардировщика

F-15E, 24 истребителя F-15C/D,  24 истребителя-бомбардировщика

корпуса морской пехоты F/A-18 и 24 истребителя F-16.  На авиа-

                            - 5 -

базе военно-воздушной академии им.  короля Фейсала размещались

5 самолетов ДРЛО E-3,  самолеты-заправщики KC-10 "Икстендер" и

Боинг KC-135.

     В Эль-Джубайль базировались 72 штурмовика A-10A  "Тандер-

болт". На  авиабазе  Дахран (южнее) находились 96 истребителей

F-15C/D и истребителей-бомбардировщиков F-15E.

     В Катаре  (авиабаза  Доха) было развернуто 72 истребителя

F-16, в  Объединенных  Арабских  Эмиратах  -  48  истребителей

F-16C/D, в  Омане  -  24 истребителя-бомбардировщика F-15E,  в

Бахрейне - 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 и  20  бом-

бардировщиков A-6E корпуса морской пехоты США.

     Кроме того,  в боевых действиях против Ирака  использова-

лись 62 бомбардировщика F-111F,  44 малозаметных ударных само-

лета Локхид F-117A,  48 штурмовиков A-10A,  26  стратегических

бомбардировщиков Боинг 52G и36 противорадиолокационных самоле-

тов F-4G "Уайлд Уизл",  о месте базирования которых не сообща-

лось.

     Английские ВВС на театре военных действий  размещались  в

Саудовской Аравии  на авиабазах Табук (18 бомбардировщиков Па-

навиа "Торнадо"IDS), Дахран (24 истребителя-перехватчика Пана-

виа "Торнадо"ADV  и 18 бомбардировщиков Панавиа "Торнадо"IDS);

в Бахрейне (12 истребителей-бомбардировщиков SEPECAT "Ягуар" и

24 бомбардировщика "Торнадо"IDS) и в Омане (3 самолета ПЛО BAe

"Нимрод" MP2, выполняющие роль дальних разведчиков).

     Самолеты ВВС Франции базировались в Эль-Хуфуф - 10 истре-

бителей "Мираж"2000,  6 разведчиков "Мираж" FICR и 14 истреби-

телей-бомбардировщиков "Ягуар" и на базе Доха - 7 разведчиков.

     В Турции на авиабазе Диярбакыр было размещено 18  штурмо-

виков "Альфа-Джет" (ФРГ), 18 истребителей "Мираж"5 (Бельгия) и

6 истребителе F-104 "Старфайтер" (Италия). 24 истребителя-бом-

бардировщика ВВС Канады CF-18 размещались на авиабазе Доха.

     Самолеты ВВС Саудовской Аравии были сосредоточены на ави-

абазах Табук (24 истребителя Нортроп F-5E), Тайф (40 F-5E и 20

F-15C/D), Хамис-Мушайт  (15  F-15  и  25  F-5E),  Дахран   (36

F-15C/D, 24 "Торнадо"F3, 30 "Торнадо"GRI). ВВС Катара распола-

гали 13 истребителями "Мираж"F1.  Оман и Объединенные Арабские

Эмираты имели соответственно 63 и 61 самолет различных типов.

                            - 6 -

     США в районе боевых действий имели также большой  арсенал

ядерного оружия.

                     2ЗАДАЧИ АВИАЦИИ.

     Итак, к  середине января 1991 г.  на границе Ирака и Сау-

довской Аравии были сосредоточены колоссальные  военные  силы.

Если у Ирака отмечалось превосходство в танках, то у союзников

- в авиации.  Активные боевые действия начали Соединенные Шта-

ты. С  упреждающего  удара  по  авиации и уничтожению иракских

ВВС, нейтрализации системы ПВО,  пунктов управления и связи. С

целью обеспечить себе господство в воздухе, затем почти безна-

казанно перейти к планомерному уничтожению оборонного потенци-

ала Ирака.  Ставилась задача вывести из строя до 50%  иракских

солдат и офицеров на оборонительных позициях.  Это могла  сде-

лать только  авиация,  которая и стала решающей силой "возмез-

дия".

     Естественно, что  первостепенное  внимание уделялось раз-

ведке, в том числе воздушной и космической. Оптическую и ради-

отехническую разведку вели около 20 спутников.

     К ведению воздушной разведки было  привлечено  около  120

самолетов стратегической,  тактической и палубной авиации, на-

чиная с огромных RC-135 и  кончая  малоразмерными  дистанцион-

но-пилотируемыми летательными  аппаратами "Пионер" для коррек-

тировки огня американских линкоров.  Роль разведки  с  воздуха

возросла после  первых  обстрелов  городов Саудовской Аравии и

Израиля баллистическими ракетами "Скад".

     Поиск и   определение  точного  местонахождения  пусковых

установок этих ракет стало приоритетной задачей разведыватель-

ной авиации  союзников.  Воздушная  разведка  все время велась

очень эффективно.  В небе постоянно находились RC-135,  TR-1 и

E-8. Однако самолетов-разведчиков все же не хватало. Так, раз-

ведчики находили цель,  но подтвердить ее уничтожение с доста-

точной точностью  не успевали.

               2ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.

                            - 7 -

     Массированные бомбардировки Ирака, начавшиеся в ночь с 16

на 17 января 1991 г., сопровождались самым интенсивным в исто-

рии войн применением средств РЭБ.  Она была направленна на по-

давление систем  управления  авиацией  и  ПВО  Ирака  в  целях

обеспечения господства  в  воздухе авиации союзников.  Радиоэ-

лектронное подавление иракских РЛС  велось  еще  ха  несколько

дней  до начала операции.

     Особую роль американское командование уделяло своим новым

самолетам РЭБ EF-111 "Рейвен".  34 таких самолета,  а также 88

палубных EA-6B взяли на себя основную задачу по постановке по-

мех иракским  РЛС, затрудняя им обнаружение ударных самолетов.

     Кроме постановки помех,  союзники  приготовили  еще  один

"сюрприз" -  специальные охотники за радарами - самолеты F-4G.

46 таких боевых машин,  оснащенных системами обнаружения РЛС и

специальными противолокационными   ракетами   HARM   и  "Стан-

дарт"ARM, в первые же  минуты  наступления  нанесли  удары  по

иракским станциям наведения.  Учавствовали в этом и английские

истребители-бомбардировщики "Торнадо",  вооруженные ALARM, ко-

торые еще не были до конца испытаны. Англичане провели тем са-

мым как бы войсковые испытания,  и ракеты ALARM сыграли решаю-

щую роль в подавлении иракской ПВО.

     Внезапности первого удара американцы  достигли  благодаря

применению крылатых  ракет "Томагавк".  В общей сложности было

пущено около 300 ракет.

     Кроме систем ПВО и аэродромом, первоочередными целями для

авиации союзников явились иракский центр по разработке и  про-

изводству ядерного оружия,  ракетные заводы, промышленно-адми-

нистративные центры.

     Особая роль в проведении этих ударов отводилась новейшему

американскому малозаметному        истребителю-бомбардировщику

F-117A, выполненному по технике "Стелс".  Иракские РЛС не были

полностью подавлены,  и  американское  командование  опасалось

значительных потерь.  Неудивительно, что в первые сутки на са-

молеты F-117 пришлось лишь 5%  всего числа боевых вылетов,  но

они уничтожили  треть  всех стратегических целей не понеся по-

терь. Каждый самолет был вооружен двумя  управляемыми  бомбами

калибра 905 кг с высокой точностью поражения.

                            - 8 -

     Первая бомба с лазерной системой наведения была  сброшена

с F-117  на здание американской компании ATT в Багдаде:  уста-

новленная там аппаратура обеспечивала  связь  вооруженных  сил

Ирака. Бомбардировке  подверглись  также президентский дворец,

ретрансляционные станции,  радиолокационные комплексы, подзем-

ные командные бункеры, пункты управления ПВО и т. п.

     Невидимки F-117 атаковали цели две ночи  полностью  авто-

номно, без  всякой  связи  с  землей,  в режиме радиомолчания.

После 18 января (запуск Ираком ракет "Скад") подавление ракет-

ных комплексов стало  приоритетной задачей для  невидимок.

     Одновременно использовался для ночных операций  известный

тактический истребитель-бомбардировщик F-111, способный летать

на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Воо-

ружен самолет управляемыми бомбами с лазерной системой наведе-

ния. Подсветка цели при этом осуществлялась с  помощью  элект-

ронно-оптической системы "Пейв Тэк".

     В ночных  операциях  учавствовал  и   новейший   истреби-

тель-бомбардировщик F-15E,  оснащенный многофункциональной РЛС

с высокой  разрешающей  способностью  и  специальной  системой

LANTIRN. F-15E,  как правило, вооружались корректируемыми бом-

бами, а также французскими бетонобойными бомбами "Дюрандаль" и

кассетными бомбами "Рокай".

     В ночное время широко использовались и английские  истре-

бители "Торнадо"  CR.1, оснащенные  инерциальной навигационной

системой, объединенной   с   радиолокационной   корреляционной

системой, что позволяло этим самолетам осуществлять  полеты  с

огибанием рельефа местности в автоматическом режиме.  Самолеты

"Торнадо" активно "работали" по иракским аэродромам.  При этом

широкое применение нашло английское кассетное оружие  JP 233 с

бетонобойными суббоеприпасами.  Правда "Торнадо" оказались до-

вольно уязвимыми для зенитного огня.  После 300 боевых вылетов

англичане потеряли 6 таких машин.

     Неудачи преследовали и "Торнадо" итальянских ВВС.  Так, в

первый же день восемь самолетов вылетело на цели, но из-за по-

ломки шасси один самолет прекратил выполнение  задания.  Шесть

самолетов не  смогли дозаправиться в воздухе от дозаправщика и

вернулись на базу.  Только один самолет смог произвести дозап-

                            - 9 -

равку и  добраться  до цели.  Он был сбит зенитным огнем прямо

над Багдадом...

     Более старые  истребители-бомбардировщики  "Ягуар" оказа-

лись более живучими. Среди них не было потерь, правда несколь-

ко машин получили боевые повреждения.

     В ходе боевых действий над территорией  Ирака  и  Кувейта

для нанесения ударов по площадным целям привлекались и страте-

гические бомбардировщики Боинг B-52. Со времени окончания вой-

ны во Вьетнаме,  эти боевые самолеты, считавшиеся устаревшими,

еще ни разу не использовались по  назначению.  Считалось,  что

дозвуковой бомбардировщик станет мишенью для ПВО  противника.

     Однако, благодаря тому,  что уже в первые дни начала опе-

рации "Буря в пустыне" система ПВО Ирака была практически пол-

ностью подавлена,  американское командование  приняло  решение

применить B-52  для нанесения массированных ударов по позициям

иракской армии. Каждый такой самолет мог сбросить на противни-

ка до 20 т бомб.

     B-52 действовали с американо-испанской  базы  Морон  близ

Севильи, а  также с о-ва Диего-Гарсиа в Индийском океане.  На-

чавшиеся 26 января налеты  продолжались  до  окончания  боевых

действий. За  один день на позиции иракских войск сбрасывалось

порядка 400 тонн бомб. Правда эффективность оказалась не очень

высокой: B-52 бомбили с высот 4-6 км,  а на этих высотах само-

леты оказались уязвимы для зенитных средств ПВО,  особенно для

ствольных орудий.

     Несколько "крепостей" получили боевые повреждения, причем

одна из них рухнула в океан,  не дотянув до о-ва Диего-Гарсиа.

Трое членов экипажа погибли.  Последующие бомбардировки велись

с высоты 8-12 км,  что снизило их точность.  Все же они внесли

значительный вклад в разгром иракской армии:  после многоднев-

ных "ковровых"  бомбардировок  иракские солдаты оказались пол-

ностью деморализованы.

     Большой интерес представляет американский штурмовик A-10A

"Тандерболт" II,  впервые применявшийся в  боевой  обстановке.

Эти самолеты,  предназначенные для поражения малоразмерных це-

лей и оказания непосредственной поддержки своим войскам, впер-

вые были задействованы в боевой операции по отражению иракской

                            - 10 -

контратаки на город Рас-Хафджи.  За день боев силами штурмови-

ков были  уничтожены  24  танка  противника,  потерян был один

A-10. Была  выявлена  низкая  эффективность  штурмовиков   при

действиях в  ночное время суток.  Мало того,  летчик одного из

самолетов A-10 не мог опознать  бронетранспортер  американской

морской пехоты, и приняв его за иракский БТР, уничтожил вместе

со всем экипажем.

     Интересно отметить,  что одновременно с ракетно-бомбовыми

ударами, авиация союзников проводила и  психологическую  обра-

ботку иракских солдат.  Так, на иракские позиции было сброшено

5 млн.  листовок.  К этому добавился систематический  артилле-

рийский обстрел  иракских  позиций  орудиями  главного калибра

американских линкоров.

                   2ВОЙНА В ВОЗДУХЕ.

     В первые дни войны  авиация  союзников  практически  пол-

ностью подавила иракские системы ПВО, системы связи и управле-

ния, а также свела к минимуму действия ВВС.  При этом их унич-

тожению уделялось  первостепенное  внимание.  Правда фронтовые

бомбардировщики Су-24,  истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25,

ускользнули из-под  удара,  перелетев  на  аэродромы соседнего

Ирана.

     Другие самолеты  остались в укрытиях,  недоступных бомбам

противника. При этом следует подчеркнуть, что речь идет о мощ-

ных подземных базах,  сооружение которых началось еще в начале

80-х гг.  Каждая такая база была надежно защищена всеми видами

защиты, были там и собственные взлетно-посадочные полосы.

     Удары союзной  авиации  по   взлетно-посадочным   полосам

иракских аэродромов не дали особого эффекта, хотя американское

командование утверждало,  что 100% иракских аэродромов нейтра-

лизовано.

     Однако на деле все оказалось совсем не так.  Даже  спустя

10 дней после начала бомбардировок около 65 процентов иракских

аэродромов могли обеспечивать взлет и посадку самолетов. Прав-

да, к этому времени иракская авиация уже прекратила какие-либо

боевые действия.

                            - 11 -

     Интересно отметить и такой факт, что эффективность ударов

авиации союзников  была  сильно  снижена  хорошей  маскировкой

иракцев, которые  подставили  под  бомбы  и  ракеты надувные и

пластиковые макеты боевой техники.

     Но вернемся к иракской авиации. Несмотря на серию воздуш-

ных ударов по ее военным аэродромам,  она продолжала существо-

вать и даже совершать боевые вылеты.  Последний был зафиксиро-

ван 10 февраля.  Однако действия иракских ВВС носили  эпизоди-

ческий характер.

     Иракские летчики оказались в довольно затруднительном по-

ложении: земля  не  давала никакой информации о воздушном про-

тивнике и приходилось полагаться только на показания  бортовой

РЛС. Союзная  авиация  наоборот имела полную информацию о про-

тивнике. В подобной ситуации качественный  уровень  ВВС  Ирака

уже не  мог играть особой роли.

     Первый воздушный бой в небе Персидского залива  произошел

на второй день войны, 18 января. 24 января три иракских истре-

бителя осуществляли разведывательный полет или пытавшиеся  на-

нести удар по кораблям союзников были обнаружены и перехвачены

F-15. В результате два иракских "Миража"  были  уничтожены.  В

зарубежной печати описывался также эпизод совершенно невероят-

ного воздушного боя, когда иракский МиГ-25 "сел на хвост" F-16

и "гонял"  его на малой высоте до тех пор пока сам не был сбит

подошедшими истребителями противника.

     В конце  января  произошел  групповой воздушный бой между

американскими и иракскими самолетами.  По американским данным,

союзникам удалось сбить три истребителя МиГ-29.  К концу янва-

ря, по сведениям союзников, уничтожено 8 истребителе МиГ-29, 8

"Миражей", 2 - МиГ-25 и 1 МиГ-23.  При этом не потеряли ни од-

ного своего самолета. В то же время иракское командование зая-

вило, что  часть уничтоженных в небе Ирака самолетов союзников

были сбиты в воздушных боях.  Однако по уточненным  данным  ни

один МиГ-29 в небе Ирака сбит не был.

     За период боевых действий авиация  многонациональных  сил

уничтожила 34 иракских самолета и 5 вертолетов ракетным огнем.

2 вертолета были сбиты огнем пушек  A-10.

     Что касается  потерь авиации союзников,  то они за период

                            - 12 -

боевых действий стали такими:  B-52 - 1,  EF-111  -  1,F-4G  -

1, F-15E - 2, F-16 - 5, A-10 - 5, AC-130 - 1, F-14 - 1, F/A-18

- 2,  A-6E - 4, AV-8B - 5, OH-10 - 2, F-5E - 2, A-4 - 1, "Тор-

надо" - 8,  AH-1 - 4,  AH-64 - 1, OH-58 - 2, UH-60 - 3, UH-1 -

3, CH-46 - 2,  SH-60 - 1. По данным Министерства обороны СССР,

общие потери  авиации  союзников  составили 29 вертолетов и 68

боевых самолетов, в том числе один малозаметный самолет F-117.

     Приведем описание одного из воздушных боев.  Два истреби-

теля F-15C выполняли воздушное патрулирование в 100-160  км  к

югу от  Багдада.  Почти  сразу американцы обнаружили несколько

иракских самолетов. Пытались их перехватить, однако атака ока-

залось неудачной: противник ушел в зону сольной ПВО Багдада.

     Осуществив дозаправку от танкера,  F-15 продолжили патру-

лирование. В  это  время с самолета дальнего радиолокационного

обнаружения поступила информация о новой группе воздушных  це-

лей. F-15  сблизились  с  противником до 130 км и бортовые РЛС

захватили цели.  Когда  расстояние  сократилось  до   65   км,

иракские машины изменили курс и стали уходить на высоте 600 м.

Американцы начали преследование. При сближении до 32 км иракцы

неожиданно развернулись,  скорее всего они не замечали против-

ника. Американцы уменьшили высоту, ведущий самолет иракцев был

поражен тепловой ракетой.  Второй F-15 произвел пуск двух теп-

ловых ракет по другой машине,  но промахнулся.  Тогда он сбли-

зился с  противником  и  увидел МиГ-23 и "Мираж".  Он произвел

пуск двух оставшихся ракет и поразил обе  цели.  Тем  временем

ведущий подбил  еще  один иракский самолет.  Бой продолжался 9

минут. Иракские летчики оказались к нему совершенно не  подго-

товленными.

     От авиации союзников досталось и иорданцам.  Дело в  том,

что американцы  разбомбили  нефтепровод из Ирака.  Тогда вывоз

горючего в Иорданию стал осуществляться в  автоцистернах.  Тут

самолеты многонациональных  сил  устроили  настоящую  охоту за

бензовозами. На шоссе Багдад-Амман  самолеты  штурмовали  даже

одиночные легковые автомобили.

     Избежать жертв мирного населения было также невозможно. В

ночь с 12 на 13 февраля две авиабомбы поразили крупное бомбоу-

бежище в центре Багдада.  Там находилось более 400 человек. Из

                            - 13 -

одиннадцати мостов  через  Тигр,  четыре  полностью разрушены.

Превращены в руины многие жилые дома и государственные  учреж-

дения.

                   2РАКЕТНЫЕ СРЕДСТВА.

     В 1950 гг считалось,  сто управляемая ракета станет глав-

ным средством вооруженной борьбы, заменив традиционные авиацию

и артиллерию. В дальнейшем эта точка зрения была признана оши-

бочной. Опыт войны в Персидском заливе вновь подтвердил огром-

ные возможности  боевых  самолетов.  В то же время большинство

ракетных комплексов обеих сторон не в  полной  мере  оправдали

возлагавшиеся на них надежды.

     Наиболее удачно действовали американские крылатые  ракеты

BGM-109C TLAM/C и BGM-109 TLAM/D "Томагавк". Они запускались с

атомных многоцелевых подводных лодок  типа  "Лос-Анджелес",  а

также с линкоров "Миссури" и "Висконсин".  В первые 24 часа по

Ираку было выпущено около 100 КР,  подавляющее большинство ко-

торых достигло цели.

     Несмотря на успех применения крылатых ракет в первый день

конфликта, в  дальнейшем иракская сторона научилась сбивать их

при помощи ЗРК советского производства "Оса" и  малокалиберных

зенитных установок "Шилка". Серьезной преградой для низколетя-

щих крылатых ракет стали и аэростаты. Участились случаи отказа

систем КР.

     Значительно менее удачно проявили себя  тактические  бал-

листические ракеты  советского производства Р-300 ("Скад" В) и

их иракские модификации "Эль-Хусейн" и "Эль-Аббас". Однако эти

ракеты устарели,  точность  поражения  цели в модифицированных

ракетах была довольно низкой. Впрочем даже такие "испорченные"

ракеты, благодаря своей мобильности,  оказались почти неуязви-

мыми для средств воздушной разведки и воздушной авиации  союз-

ников. Перемещаясь ночами по дорогам юго-западного Ирака,  ра-

кетные поезда выходили на заранее намеченные позиции,  имеющие

топографическую привязку. Через полтора-два часа после занятия

стартовой позиции производился пуск.  Несмотря на огромное, по

сравнению с современными советскими и американскими УР,  время

                            - 14 -

предстартовой подготовки,  машины  с  разряженными   пусковыми

установками успевали  скрыться  в  ночи задолго до появления в

районе стартовой позиции самолетов союзников.

     В первые 10 дней конфликта не удалось уничтожить ни одной

мобильной ПУ "Скад", а из 30 шахтных ПУ было уничтожено только

8. В  дальнейшем несколько установок вывели из строя (в основ-

ном за счет  минирования  американскими  самолетами  "внаброс"

иракских дорог;  при  этом  на минах подрывались и гражданские

автомобили). Однако до конца войны иракские ракеты  продолжали

запускаться. Эффективность  этих  пусков  была крайне незначи-

тельна.

     В этих  условиях командование экспедиционными силами сде-

лало ставку на создание первой в мире локальной системы такти-

ческой противоракетной  обороны  с  использованием ЗРК MIM-104

"Пэтриот". В упрощенном виде,  система  действовала  следующим

образом: запуск  иракской ракеты фиксировался одним из спутни-

ков раннего оповещения.  Идентификация ракеты происходила при-

мерно через  90  секунд после запуска.  Информация поступала в

центр космического командования США, оттуда на КП командования

США в районе Персидского залива. На это уходило около 5 минут,

а подлетное время УР "Скад" исчислялось 7-9 минутами. Наступал

самый критический момент перехвата: в действие вводился проти-

воракетный комплекс "Пэтриот".

     18 января 1991 г.  ЗРК MIM-104 перехватил первую иракскую

ракету, запущенную по городу Дахран,  где находился штаб союз-

ного командования.

     Однако, несмотря на мощную рекламу, сделанную "Пэтриотам"

в средствах массовой информации,  следует признать, что "матч"

со "Скадами" они проиграли. Так, за неделю боев из 34 запущен-

ных иракцами ракет 12 достигли цели. Но стоимость одного "Ска-

да" в несколько раз меньше стоимость ЗУР "Пэтриот". При перех-

вате же по ней выпускается, как правило, две зенитных ракеты.

                       2ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Разумеется, опыт применения ракетного оружия в персидском

заливе внимательно изучается во  всех  странах,  располагающих

                            - 15 -

современными вооруженными силами.  В США после войны была кар-

динально изменена программа СОИ.

     Для борьбы  с  крылатыми ракетами разрабатываются экзоти-

ческие средства - лазерные и электромагнитные  пушки,  лучевое

оружие. Прогресс систем нападения продолжается. А опыт войны в

Персидском заливе свидетельствует: победить техникой вчерашне-

го дня уже никому не удастся.

                     2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    

     1. Андреев Игорь. Боевые самолеты. Москва, 1992 г.

     2. Истребители. Совместный выпуск "Вестник ПВО" и "Крылья

        Родины" 8'1993.

     3. Крылья Родины.  Журнал. NN 9, 10, 11, 12 * 1991 г.; 1,

        4, 5, 6, 7 * 1992  г.