Юмор в пьесах А. Вампилова "Старший сын" и "Прощание в июне"

                                Департамент г. Братска

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

       «Средняя общеобразовательная школа №1»                      

     

      

 Юмор в рассказах А. Вампилова

     «Прощание в июне» и

                             «Старший сын»

                                                 

                                       

                                      Автор: Буслаева Мария

                                                                                                                                                                                                                                                                   

                        Руководитель: Макарова Лидия

                                                            Ахметовна                                                          

 

                 

             г. Братск Иркутской области

                                2006г

                      

                Содержание. 

Введение:

 Жизнь Александра Вампилова в событиях и датах……… 1

Основная часть:

Юмор Вампилова в его пьесах……………………………………..4

Послесловие:

Роль пьес Вампилова в современном театре

и их значение……………………………………………………………..7

Список использованной литературы…………….8

                     

                    

       

    

    Жизнь Александра Вампилова в

                                         событиях и датах.                                                                                                       

  ...Все было светло, как утро поверившего в себя человека.                                                                      В.Шиловский      Отец Александра Вампилова родился в 1898 году. У него было четверо младших братьев и сестер. После смерти отца он в 17 лет оказался единственной опорой в семье. С Анастасией Прокопьевной Копыловой он познакомился на учительских путях-перепутьях. Анастасия Копылова родилась в 1906 году в семье преподавателя закона божьего иркутской женской гимназии. Позже она поступает на математическое отделение заочного учительского института, сначала преподавателем алгебры и геометрии в старших классах.

19  августа 1939 года в семье директора Кутуликской средней школы Аларского района Иркутской области Валентина Никитича Вампилова и учительницы  математики Анастасии Прокопьевны Копыловой-Вампиловой родился четвертый ребенок, третий сын – Александр.

«Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Ему дали целый мешочек (10 кг), а мне полмешочка. Второй раз в Черемхове, ночуя в доме знакомого татарина, я во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился…

Сны бывают часто наоборот. Скорее всего, будет просто балбес, каких много на свете. Лишь бы был здоров – мог бы почувствовать всю соль жизни под солнцем»

Так писал в роддом отец - Валентин Никитич Вампилов матери Александра - Анастасии Прокопьевне.

Сон, действительно, оказался пророческим. И много сошлось в нем предчувствий. Мальчик стал и писателем, не посрамившим своих великих волхвов, и остро чувствовал «соль жизни под солнцем»

То, что Кутулик по-бурятски – «яма», теперь знает весь мир. Его прославил тот самый младенец, которому «ворожили» в отцовских снах Лев Толстой и Максим Горький.

Мальчика назвали Александром в честь Пушкина. Это был год столетия со дня смерти поэта.

                                         1.

 Уклад семьи был интеллигентным, сердечно строгим, по-учительски чуть отстраненным от быта самого поселка, где жили.

   В 1944 году Саша пошел в школу. Учился он хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. Учителя отмечали, что у мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, гитаре.     “Детство, проведенное в Кутулике, — как сказал А. Вампилов, — проходит нескоро, но все-таки проходит ...”     В 1954 году окончил кутуликскую десятилетку и отправился держать вступительные экзамены на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета, но срезался по немецкому языку.     В 1955 году снова сдает экзамены в университет, переезжает в Иркутск. Студенчество конца 50-х — начала 60-х годов было, наверное, одним из самых счастливых поколений студентов. Казалось, весь мир — ровесник молодежи. В университете Вампилов изучает литературу. Внезапно и бурно прорезавшаяся жажда писать захлестнула Вампилова. В 1958 году в газетах появились 10 рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом “А. Сокин, студент госуниверситета”. В 1959 году Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты “Советская молодежь”. В 1960 окончил университет.     В 1961 году в Иркутске выходит первая книга молодого автора “Стечение обстоятельств”. В 1962 году Вампилов послан редакцией в Москву на высшие журналистские курсы Центральной комсомольской школы. По возвращении становится ответственным секретарем газеты. В 1964 основывает работу в редакции газеты “Советская молодежь”. Позже участвует в творческом семинаре драматургов в Комарове. В 1965 году вместе с Шугаевым отправляется “покорять» Москву. Для этой цели у Шугаева предназначена повесть “Бегу и возвращаюсь”, у Вампилова—пьеса “Прощание в июне” которой он безрезультатно обходит все театры столицы. В 1966 году принят в Союз писателей. В апреле закончил пьесу “Старший сын”. В мае 1967 года, закончив учебу на высших инженерных курсах, возвращается в Иркутск. В 1968 году опубликована пьеса “Старший сын”. В 1969 — первая постановка. В 1970 году перерабатывает пьесу. Участвует в семинаре молодых драматургов и писателей. “Старший сын” поставлен в 28 театрах страны, прошел более тысячи раз, став одним из лидеров сезона.       

                                         2.

 В 1972 году Вампилов находится в Москве, работает над спектаклем “Прощание в июне”. Весной 1972 года была изъята из  номера альманаха “Сибирь” пьеса “Прошлым летом в Чулимске”, опубликованной ее автор так и не увидел. 17 августа, за два дня до своего 35-летия, Александр Вампилов погибает на озере Байкал.

«Не стало нашего Саши. Не верится в это. Не верится,… <…> Мы гордились, когда узнали, что пьесами Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов…

В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас он обещал привести модный широкий галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске и они составили «план». А потом сам поехал в гости к Байкалу, и старик обратно его не пустил…»

Еще никто ничего не понимал. Духу хватило только на то, чтобы заменить родное «Саня» на чуть отстраненное «Саша».

Жизнь оборвалась на самом взлете, жизнь, которой, казалось, не будет конца, и которой он, казалось, сам привык диктовать условия: в сущности, он даже не позволил себе утонуть.

В перевернувшейся лодке их было двое. Один уцепился  за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. Чудесная старая притча о неутомимой и храброй лягушке, сбившей молоко в масло, которая вела всю его жизнь, должна была выручить и на этот раз. Он доплыл до мелководья и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

«Теперь о  тебе нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал это неделю назад, и глаза твои, острый восточный разрез который всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому ты остаешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить, так же любя жизнь и людей, как и ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству.… А еще мы будем добрее и внимательнее  друг к другу, потому что потом бывает поздно» (некролог в газете «Советская молодежь»)

                 

                               

             

                      3.     

       Юмор Вампилова в его пьесах.

В комедиях «Прощание в июне»  и «Старший сын» А. Вампилов никого не обличает, не высмеивает, не выставляет к позорному столбу. Он показывает нашу жизнь, которая бывает и смешной, и грустной и порой печальной.

                  

                        Прощание в июне.

Пьеса написана в 1964 году. Первоначальное название, нигде, правда, не зафиксированное, кроме как в воспоминаниях товарищей Вампилова, - «Ярмарка». Толкуется это название (тоже в воспоминаниях) по-разному. Одни говорят, что Вампилов имел в виду место, где все продается и покупается, другие – народное присловье, согласно которому человек до тридцати лет едет на ярмарку, а после тридцати – с нее.… Оба толкования интересны и имеют основание в самой пьесе.

Впервые пьеса была опубликована в альманахе «Ангара» (1966 год, №1) и затем сразу же в журнале «Театр» (1966 год, №8). К «Прощанию в июне» Вампилов неоднократно возвращался, известны четыре варианта пьесы. Про  четвертый, как свидетельствует Е. Якушина, он сказал: «Теперь не стыдно показать столичному театру» - и передал пьесу театру имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там пьеса была поставлена в 1972 году, а ранее шла в театрах Вологды, Грозного, Кустаная, Улан-Удэ, других городов. За рубежом поставлена в Польше, ГДР. Болгарии, Венгрии и других странах.

Сам сюжет пьесы довольно прост и незамысловат. Профессор Репников, которому не нравится Колесов и вообще все «юные победители», то есть молодые, талантливые ученые предлагает ему «выкупить» диплом ценой отречения от Тани, своей дочери. Он не только всерьез считает, что такая сделка этически приемлема, но и не сомневается в своем праве кА ректора направо и налево раздавать места в аспирантуре.

«Дядя» Золотуев торгует цветами, копит деньги, чтобы доказать: взятки берут все, нужно только дать «очень много», а его осудили неправильно. А когда ревизор не берет деньги, считает, что «жизнь разбита». И смешно, и грустно. В обоих случаях мы видим несоответствие между понятиями «цель жизни» и ее реализацией. Цель Репникова, на первый взгляд, - счастье, благополучие дочери, а способ достижения этой цели – мерзкая сделка, торг.

                                  4.

 Цель Золотуева – доказать, что он осужден несправедливо, способ – взятка. Самое смешное в этой истории, что ревизор и через десять лет не принял взятку.

      Юмор, здоровый, но не бросающийся в глаза, присущ студентам:

·        Колесов о строительстве на месте кладбища трамвайной линии: «Этот свет расширяется, тот сокращается». Шутка основана на выражении на том свете.

·        Таня говорит, что в разговоре с ее отцом Колесов похож «на драчливого петуха», а тот отвечает ей в рифму, но ответ противоположного содержания: «А ваш отец принял меня за жениха».

·        Тане нравится слово «проходимец», потому что отец так называет Колесова. Колесов соглашается: «Ничего себе, выразительное». Несоответствие налицо.

·        Золотуев говорит, что свое образование «на Индигирке получил» (т.е. в колонии)

Колесов: Да ну! Так и до Калифорнийского университета рукой подать.(Он иронизирует, понимая, насколько низко такой образование, сравнивая его с самым лучшим)

                              Старший сын.

«Старший сын» наиболее часто привлекает внимание театров. Но не только театров. По пьесе поставлен телевизионный фильм  и даже написана опера (композитор Г.Гладков). Режиссер фильма Виталий Мельников, объясняя свое обращение к пьесе, говорил, что его привлекли «прекрасный диалог, точно подмеченные характеры и человеческие типы, редкостное соединение трагического и комедийного, а главное – серьезная и глубокая проблематика… »

Пьеса написана в 1965 году. Как и «Прощание в июне», имеет варианты – и текста, и названия. Впервые под названием «Предместье» была опубликована в альманахе «Ангара» (1968 го, №2). Поставлена в Иркутском драматическом театре в ноябре 1969 года (режиссер В.Симоновский), затем в других театрах нашей страны и за рубежом – в Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других странах.

«Старший сын» начинается с нечаянной злой шутки двух молодых людей – Сильвы и Бусыгина. Ночью, где-то в предместье, опоздав на последнюю электричку, они начали искать себе ночлег, но никто не захотел пустить их погреться.

                                  5.

 В очередной квартире, увидев, что их вот-вот выгонят, Сильва выдает Бусыгина за внебрачного сына хозяина квартиры – Андрея Григорьевича Сарафанова.

 На первый взгляд, ситуация кажется комичной, Бусыгин не ожидал, что Сарафанов так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына.

       Да это и смешно: как может взрослый человек, имеющий ясную и устоявшуюся жизнь, принять какого-то проходимца?

Тем более, что Сарафанов уже имеет двоих детей: Нину и Васеньку. Но они скоро уедут, да и при них он очень одинок. Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из-за этого Васенька хочет покинуть дом, уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать.

В своей пьесе, названной им комедией, Вампилов в каждой, на первый взгляд, смешной ситуации скрывает глубокий смысл, порой совсем несмешной.

·        Сильва и Бусыгин даже не знакомы толком друг с другом:

Сильва: Слушай, а как тебя зовут? Извини, так в кафе, я толком не расслышал.

Бусыгин: Я тоже не расслышал.

Сильва: Давай по новой, что ли…

·        Любовь Васеньки к Макарской на первый взгляд выглядит банальной, но для героев пьесы она не кажется таковой. Желая помочь сыну, веря в его чувства, сарафанов даже сватал эту особу за своего сына.

·        Нина собирается выйти замуж за Кудимова. Бусыгин, еще до встречи с ним, полностью разгадывает характер Кудимова и причину желания Нины выйти за него замуж. Кудимов – настоящий солдафон, он просто смешон. Он не имеет чувства такта, самый заурядный человек, каких много. И вначале желание Нины выйти за него замуж кажется абсурдным, но за этим фарсом скрывается глубокая драма героини. Нина долгие годы отдавала всю свою заботу и внимание отцу и брату. Все тяготы жизни лежали на ней. Поэтому сейчас ей хочется выйти замуж за Кудимова, такого надежного, целеустремленного, чтобы быть  с ним как за каменной стеной.

                               6.

·        Интересна роль Сильвы во все пьесе, на протяжении всего действия он находится как в стороне от душевных переживаний героя. Его главная цель – выпить на халяву.

Желая показать простую жизнь обыкновенных студентов, Вампилов широко вводит в речь Сильвы и Бусыгина просторечные выражения.

   - Почти не считается

   - До утра прокантоваться где-нибудь за печкой

       - Еще полчаса - и я околею

        - Идиот.

   Послесловие. Роль пьес Вампилова в                            

               современном театре и их значение.

     Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю…

Казалось бы, и в рассказах, и в пьесах (даже в газетных очерках, когда Вампилов работал в газете) -  старые, знакомые истины. Он не пытался выдумать новые, их нет, он ставил  лишь их в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, нетускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество,  - жизнь и смерть, любовь  и ненависть, счастье и горе, совесть и долг.

Вампилов писал пьесы отнюдь не для того, чтобы зритель со спокойно душой отдыхал в театре. Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля.

Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…

                       7.

Наша сцена сегодня живет во многом под знаком Вампилова. Мы пытаемся осваивать его идеи, развивать принципы его драм, открытых им человеческих характеров и проблем.

Любая настоящая пьеса заключает в себе некое нравственное предложение людям. Это не будет звучать банальностью, если вспомнить, сколько пьес-имитаций идет на наших сценах. Вроде все «как у людей», сюжет придуман остро, диалог строится бойко, театральных эффектов достаточно. А пьесы нет. Потому что нет главного – своего выстраданного отношения к жизни. Возникает почти как у Щедрина  - «наличие отсутствия».

Вампилов удивляет не словом, не острыми репликами, не эффектами. Он поражает своим «присутствием».

Он писал жизнь бесстрашно, проникая в те ее слои, куда другие опасались заглянуть.

Предложение, с которым Вампилов к нам обратился, сразу расслышано и понято не было. Его боль, его гнев, его исповедь были поставлены под сомнение, казались провинциальной экзотикой. Такие фигуры, как вампиловский герой, не «сочиняются», не «подмечаются только». Они рождаются из собственной крови художника. За «объективнейшей» формой  драмы скрывались подчас мучительные личные вопросы, в которых, как это бывает в подлинном искусстве, выражалось время.

Когда-то Лермонтов, предвосхищая некоторые читательские эмоции, разъяснял название романа «Герой нашего времени». Он писал о том, что людей долго кормили сладостями, что от этих сладостей у них может испортиться желудок. «Нужны горькие лекарства, нужны горькие истины».

         Список использованной литературы:

Александр Вампилов «Пьесы». Иркутск,     Восточно-Сибирское издательство 1987.

Александр Вампилов. Драматургическое наследие. Иркутск 2002.

Журнал «Аврора» 1987г «Хроника жизни Александра Вампилова»

 

                         8.