Эстетическое воспитание детей через изучение искусства

                                                                    Боженко Т.С.преподаватель

                                                                                    МОУДОД «Детская художественная

                                                    школа» г.Саратова

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА

 

 

Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми.

С древних времен человек умел и любил рисовать. О чем свидетельствуют наскальные рисунки, найденные археологами в пещерах древних людей. Уже тогда человек стремился к прекрасному. Он любовался красотой окружающей его природы, грацией диких животных, воспевал женщину-мать. Древний человек открыл миру такие виды искусства как живопись, скульптура, архитектура (менгиры, дольмены, кромлех, курганы) и прикладное искусство.

Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены охоты, рыбной ловли, бытовые сцены.

Из года в год, из века в век человек совершенствовал свои навыки и достигал определенных побед. В эпоху Античности появилась ордерная система, в эпоху Средневековья - иконопись, книжная миниатюра и витражи, новые типы архитектурных сооружений, в эпоху Возрождения – перспектива и т. д.

Искусство прочно вошло в жизнь человека, в его быт. Мы повсеместно сталкиваемся с произведениями того и иного вида искусства, будь то книга или здание, мимо которого мы проходим каждый день. Ребенок впитывает это с молоком матери, и воспринимает окружающее его пространство как должное. Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу дом был когда-то храмом греческого бога. Именно оттуда дошли до нас современные постройки, претерпев некоторые изменения, не всегда в лучшую сторону.

Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства (истории искусств), необходимо  использовать их в работе с детьми.  

 

***

Говоря об эстетическом воспитании в наши дни, нельзя не вспомнить мыслителей, которые еще в далеком прошлом впервые стали уделять ему внимание, - Платона, английских просветителей, Шиллера. Мы не можем с такой же уверенностью, как древние греки, утверждать, что видя красивые формы, слыша прекрасные звуки, дети станут сами подобны им, здоровыми и прекрасными. Можно только позавидовать тому, как ощущали древние греки благотворное воспитательное воздействие искусства. «Как дуновение цветка из целительной местности», - говорил Платон. Нам представляется проявлением прекраснодушия Шиллера его уверенность, что одно созерцание «истинных художественных произведений» способно породить «высокое душевное равновесие, свободу духа, соединенную с силой и бодростью», и что эстетическое воспитание способно разрешить все социальные противоречия человечества.

Эстетическое воспитание понимается в наши дни, прежде всего как оснащение человека лучшими достижениями мирового искусства всех  народов и всех столетий.

Знакомство с историей искусств - это основа основ эстетического воспитания. Оно расширяет кругозор, внушает уважение к творчеству предков и народов мира, пробуждает симпатию к художественному творчеству. Когда на занятие я рассказываю о какой-то из религий мира, мне в первую очередь хочется донести до детей не ее религиозное начало, а всю ту красоту, которую она несет в себе. Детям очень нравится слушать мифы и легенды народов мира, рассматривать изображения богов. На одном из таких занятий дети с большим удовольствием  писали живописные работы на мифологическую тему - это и рождение Афродиты, и битва Кентавра. На пленэрном занятии мы с ребятами рисовали церковь, и по ходу занятия я рассказывала им характерные особенности православного зодчества, где располагается апсида, что такое закомара и т.д. Меня приятно удивил интерес детей к этой теме, они задавали разные вопросы, и я с удовольствием отвечала на них.

 В последнее время гуманитарная основа эстетического воспитания особенно много значит. Для формирования личности современного человека привлекается ценнейший опыт, накопленный человечеством за много столетий. В общеобразовательных  школах, к счастью, возобновили преподавание такого предмета как «Мировая Художественная Культура», но пока не во всех школах. Я стараюсь дать «своим» детям как можно больше знаний по этому вопросу.

Постижение искусства – это всегда трудное дело, требующее знаний, тренировки, опыта и многих усилий ума и чувства. Понимание всех глубин искусства нелегко дается даже специалисту.

***

 

Задачей преподавателя является, как можно доступней и понятней донести до детей основные понятия и принципы изобразительного искусства и истории искусства.

Во время прогулок или пленэра, на примере конкретного здания я стараюсь рассказать основные принципы архитектурного строительства. Рассматривая картины известных художников дети узнают не только о авторе но и о эпохе в которой этот художник жил и творил.

При изучении искусства неприменим закон от простого к сложному. Самые высокие и сложные явления искусства одинаково, могут захватывать детей, находящихся на разных ступенях развития. Это относится и к изобразительному искусству. Дети одного возраста справляются с поставленной задачей по-разному. Как показал мой опыт работы, дети младшего возраста пишут более увереннее, более красочнее, живее. В большинстве случаев эта уверенность и живость исчезает с возрастом. Преподаватель не должен вмешиваться в творческий процесс ребенка, навязывать ему свое мнение, а лишь помочь ему найти себя, - это основной принцип моей работы с детьми. Важно увидеть в юном художнике его собственный подчерк, его особенное видение мира и раскрыть его талант.

 При просмотре работ разных авторов дети отмечают для себя те или иные качества художника, стараются подрожать ему, этим самым они находят для себя то главное, к чему они стремятся в своем творчестве. «Изучение творчества великих мастеров должно воспитывать в человеке понимание разных путей художественного творчества, из которых каждый не похож на другой, но все ведут к совершенству».

 

Источники

 

- М. В. Алпатов «С веком наравне» Москва изд. «Молодая Гвардия», 1990 год.

- В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва  издательский дом «Дрофа», 1997 год.

- Н. Н. Ростовцев «Очерки по истории методов преподавания рисунка»  Москва изд. «Изобразительное Искусство», 1983 г.

- Н. Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»  Москва  изд. «Агар», 2000 год.