Феодальная раздробленность Руси

Контрольная работа по истории.

Феодальная раздробленность Руси.

Основные принципы советское правовой системы.

1.Вопрос.

Государство и право Руси в период феодальной раздробленности.

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали  развитию Руси,но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси.     Сущность феодальной раздробленности заключается в  том,  что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно  такая  форма  соответствовала  комплексу  сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с  другом  и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

     Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в  развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй  на  самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в  развитии феодального общества, касалось  ли  это  Руси  в  Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой  Орды  на  Востоке.

Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она  была следствием развития феодальных  отношений,  углубления  общественного разделения труда, результатом чего был  подъем  земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма  нужны были уже иные масштабы и структура государства,  приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

     Первой причиной феодальной раздробленности  был  рост  боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII-начало XIII  века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения  в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за  счет захватов земель свободных смердов общинников, закабаляли их,  покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный  продукт,  они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли  зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их  экономически  мощными  и  самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться  экономически мощные боярские корпорации стремившиеся  стать  полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они  хотели сами вершить суд над своими крестьянами,  получать  с  них  штрафы-виры. Многие бояре  обладали  феодальным  иммунитетом  (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства. Однако великий князь  (и  такова  природа  княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти.  Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить  за  собой право суда над крестьянами и получения с них вир во  всех  землях Руси. Великий князь, считаясь верховным  собственником  всех  земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех

князей и бояр как своих служилых людей,  а  потому  заставлял  их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти  походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от  своих  вотчин. Бояре начинали тяготиться службой  великому  князю,  стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским  князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость  своей,  близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды",так как сила великокняжеских  вирников,  воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь  боярам удаленных от Киева земель. Сильная  власть  местного  князя  была

необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал  второй причиной  феодальной  раздробленности.  Необходимость   княжеской власти на местах,  создание  государственного  аппарата  вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но,  приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь  полицейскую  и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и  дружине такое приглашение тоже было  выгодно.  Князь  получал  постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал  метаться  с  одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой  то же надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и  дружинники имели возможность получать устойчивую  ренту-налог.  В  тоже время князь обосновавшись в той или иной земле,  как  правило  не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а  стремился сосредоточить в своих руках всю полноту  власти,  ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело  к  борьбе  между князем и боярами.  В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и  политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого  киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к  оживлению городских вечевых собраний.  Вече,  своеобразная  форма  феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства , что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече,  пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления  не только на великого, но и на местного князя, принуждения его  действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие  к  своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

Русь распалась на 14 княжеств, в Новгороде была  установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве  князья  совместно с боярами "думали о строе земельном и ратех". Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы.  Великий  князь  был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы  общерусской  политики.  Князья  были связаны системой вассальных отношений.

Русское централизованное государство.

Преодоление раздробленности – естественный процесс развития феодолизма,обусловленный многими факторами: интесификацией сельскохозяйственного производства, развитием городов . Дальнейшее развитие экономики было возможно после урегулирования феодальных конфликтов. Политическим фактором обьединения была необходимость защиты от внешних врагов.

С развитием производительных сил, развивается поместная система, раздача князьям земель в условное владение. Владельцы поместий являлиь оплотом  великокняжеской власти. Развитие классовых противоречий заставляло укреплять государственный аппарат.

В начале обьединения русских земель в одно государство Великий князь был хозяином в своей вотчине, его власть ограничивалась иммунитетными правами не только удельных князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации феодальной раздробленности власть Московского князя постепенно усиливается, а удельные князья превращаются в его подданных.

Великий князь- глава государства, обладающий обширными правами в области управления, законодательства и суда. Но власть еще не является абсолютной, та как он не мог управлять государством без Боярской думы.

Члены думы «жаловались» князем, но при этом имели оппозиционную настроенность. Феодальные съезды собирались, но затем значение этого органа упало.

С централизацией государства компетенция дворцово-вотчинной системы начинает расти: в подчинении «путных» находятся многочисленные штаты приказчиков, дьяков, ключников. Княжеский дворец теперь становится центральным ведомством, которому подчинялись «путные».

Начинают возникать приказы- постоянно действующие учреждения, деятельность которых распространялась на территорию всего государства.

Верхушка приказной  бюрократии включалась в состав класса феодалов и получала земельные пожалования. Дьяки и другие приказные служащие получали за свою деятельность определенное жалование из государственной казны. Постепенно разрастается и приобретает больший вес чиновничий аппарат.

Появляются губные и земские избы- выборные органы которые выполняли полицейско- судебные функции и финансовую службу,

Города были изьяты из ведения удельных князей и перешли в ведение Великого князя. Там были назначены городовые приказчики, которые собирали подати и выполняли полицейскую функцию, возглавляли вооруженную силу города.

Специальных судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации, существовала вотчинная юстиция, церковный суд, но выделяются судебные инстанции: центральные органы стали рассматривать жалобы на решения местных судов.

Вооруженные силы были существенно реорганизованны, появилось дворянское поместное ополчение, которое являлось надежной опорой великокняжеской власти.Вслучае необходимости собиралось народное ополчение.

 Изменения в системе финансов: из дворцовой казны выделилась государственная казна, доходы дворцовых земель сосредотачивались в дворцовой казне, в государственную казну поступали общегосударственные налоги, количество которых постепенно увеличивалось.

Увеличение налогообложения стало возможно на основе ликвидации финансовых иммунитетов старой феодальной знати и упорядочение общей системы налогов и сборов.

Сходства и различия.

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Князья местных феодальных княжеств находились в вассальной зависимости от Великого Князя, взаимоотношения складываются на основе крестных грамот определяющих права и обязанности Великого князя и князей вассалов. Немного позже Киевская Русь представляет собой множество самостоятельных княжеств, в которых неограниченными правами обладали местные князья. В централизованном же государстве Великий князь является главой государства обладающим обширными правами в области управления и законодательной власти. Его контролирует только Боярская дума.

В Киевской Руси существовали феодальные съезды где решались вопросы, касающиеся всех русских земель, а в централизованном государстве они потеряли свое значение. Появились приказы. О многих других нововведениях в Русском централизованном государстве говорилось выше.

Много нового появилось в области права. Если Русская Правда Являлась сводом обычных норм и судебных прецендентов, то Судебник стал прежде всего своеобразной «инструкцией» для организации судебного процесса. В Судебнике появилось понятие антигосударственных преступлений и должностных преступлений, судебный процесс стал фиксироваться документально. В Русской Правде целью наказания было возмещение материального  и морального ущерба, но продолжал действовать принцип таллиона( око за око, зуб за зуб).В Судебнике наказание уже несло символическую функцию- выделить преступника из толпы, а так же устрашение, путем демонстрации казней. Судебник подчеркнул приоритет судей, суды разграничили по различным направлениям.

В результате образования централизованного государства усилилась обороноспособность русских земель, укрепилось международное положение, внутриэкономические связи, быстрее стали развиваться производительные силы. В целом это привело к общему подъему, Русское государство становилось более развитым и цивилизованным.

2.Вопрос.

Основные принципы советской правовой системы.

Второй Всероссийский съезд Советов начал работу 25 октября 1917 года и носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие конституционное, основополагающее для новой власти значение.

Декрет о мире наряду с вполне конкретными предложениями о заключении мира между враждующими государствами, об опубликовании всех тайных дипломатических актов, отказе от аннексий и контрибуций провозглашал принципы долговременной внешней политики России- мирное сосуществование и право наций на самоопределение. В значительной мере декрет носил декларативный характер.

Декрет о земле основывался на крестьянских наказах, сформулированных Советами и земельными комитетами еще в августе 1917 г. В значительной мере в основу декрета были положены основные идеи эсэровской аграрной программы и проэкта аграрного закона. Провозглашалось многообразие форм землепользования, конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Право частной собственности на землю отменялось, земля переходила «во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней», производилась «социализация» земли. Запрещалось применение наемного труда и аренды земли. Позже эти положения были закреплены в Декрете о социализации земли.

Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов Были первыми актами конституционного характера. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства.

В первом же документе Съезд постановил что власть на местах переходит к советам рабочих и крестьянских депутатов. Таким образом, Съезд юридически оформил диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. Съезд постановил образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров. Он по сути являлся первым советским правительством, которое и возглавил В.И. Ленин.

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов Второго Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы.

Можно выделить несколько принципов которые легли в основу советской правовой системы:

- интернационализм;

- всеобщее равенство в правах и возможностях;( с этим пунктом можно не согласиться, потому что интересы меньшинства при издании Декретов не учитывались).

- гарантия личной свободы и независимости;

- публичность и.т.д.

Конечно, это не все принципы которые легли в основу нового советского права, многие декреты были приняты позже, но я считаю что это является основными мыслями, которые законодатель вложил в смысл принятых им документов. Необходимо было пообещать свободу и равенство чтобы заручиться поддержкой основных масс населения.

Список литературы:

1.Кобрин В.Б.   "История СССР с древнейших времен до 1861 г.",

М.,1989 г.

2."История Отечества: люди, идеи, решения.",

тт. 1-2. М., 1991 г.

3."Наше Отечество, опыт политической истории.",

тт. 1-2. М., 1991 г.

4. Шатилова С.А. История отечественного государства и права. М.; ИНФРА-М, 2002г.

5.Степанова Л.Н. Тамбовцев Г.Н. История России М.; Издат. УНЦ ДО МГУ 1997.

6. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. –М.; Юрист 1995.