Инвайронментальная социология

  Инвайронментальная социология

Введение

В условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов обратных связей которые работают по естественным (а не социальным) законам актуальным становится именно взаимодействие общества и природы. Изменения природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы общество тем не менее неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям ( как невозможно и обратное сведение социальных закономерностей к    естественным). Особенностью современной экологической ситуации и является пересечение и взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или иной социальной системы взаимосвязанной с определенной экосистемой. Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения специфики различных механизмов этого взаимодействия что исключает как социологический    "герметизм " так и естественнонаучный редукционизм.

     Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой формой проявления противоречий двух стихий пересечение социальных и естественных закономерностей т.е. формой пригодной для теоретического рассмотрения. В этом смысле вполне закономерно появление в последнее десятилетие разного рода социально-экологических теорий носящих междисциплинарный характер  стремящихся осуществить новый синтез как предшествующих социологических теорий так и собственно социологического теоретизирования с естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом.

      Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский инвайронментализм представляющий собой соединение определенного типа мировоззрения и теоретических основ соответствующих социальной дисциплины с практикой массового социального движения.

    Американский инвайронментализм имеет богатые и давние ( с середины прошлого века) традиции. Нынешний этап его развития как в теоретическом так и социально-политическом плане начинается с середины 70-х годов и связан как считают большинство инвайронменталистов с последствиями (экономическими социальными политическими и проч.) энергетического кризиса 1973 года. Институциональные основы развития инвайронментального движения и социально-экологических исследований были заложены несколькими годами раньше (принятие в 1969 году законопроекта о национальной природоохранной политике проведение в 1970 году Дня защиты Земли создание различного рода природоохранных организаций на общенациональном и локальном уровнях).

        Не осталась в стороне от общих экологических настроений и американская социологическая  наука : в 1976 году в Американской социологической  ассоциации создается  секция инвайронментальной социологии в 1977 году на сессии ассоциации обсуждается тема "Социальные корни инвайронментализма" ; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии.

      Наконец к началу 80-х годов формулируются основные (начальные) положения "новой инвайронментальной парадигмы" в социологии провозглашающей наступление " века инвайронментализма " необходимость ценностной переориентации нового политического и экономического порядка новых стандартов проведения и нового типа рациональности в целом.

      Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных американских социологов  не связанных непосредственно с инвайронментальной социологией  (Хоровиц. Смелсер. Рейнуотер . Липсет и др.) В своих общеметодологических построениях инвайронменталисты часто прибегают  к аналогиям не только с привычными для них натуралистическими течениями но и с интеракционизмом  структурным функционализмом марксизмом .

      Таким образом предмет исследования определяется как теоретико-методологическое и социально-политическое содержание современной инвайронментальной социологии.

Социально-исторические и философские

предпосылки инвайронментализма

История развития социально-экологической идеи в американской социологии во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма географической школы эволюционизма натурализма в целом ; адаптация  этих идей в американской социологической теории проходила под влиянием Спенсера. Дюркгейма. Зиммеля. Тенниса и других европейских социологов. Однако установления теоретических параллелей еще недостаточно для понимания специфики американской социально-экологической традиции позволившей ей стать одним из самых значительных направлений в теоретико-методологическом арсенале американской социологии и сохранить это значение до сегодня . Для уяснения этой специфики обратимся прежде всего к американским источникам (как к теоретическим так и к социально-историческим) формирования социально-экологических (инвайронментальных) концепций в американской социологии.

     Американский инвайронментализм в целом представляет собой прежде всего общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию в центре внимания которой взаимодействие социальных образований со средой их обитания. Кроме того инвайронментализм - это движение за качество среды обитания.

     "Инвайронментальная социология" - одна из дисциплин использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального общества с окружающей средой.

    Характерной особенностью американской истории такого взаимодействия стало освоение свободных земель.

    Экстенсивное освоение среды породило ее специфический тип - фронтир - и соответствующий тип социального поведения в отношении среды соответствующую систему ценностей в отношении к природе.

Граница обилие свободных земель были также "естественным" средством снятия социального напряжения экстенсивным образом: недовольные условиями своего существования имели возможность уйти на Запад и устанавливать свои порядки отстаивая свои экономические и политические интересы.

     Однако к середине 19 века запас свободных земель был исчерпан и граница приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного развития и "естественного" разрешения социальных затруднений. Конец фронтира ознаменовал наступление своеобразного экологического кризиса приведшего к обострению противоречий между локалистской демократией и федералистской централизацией между популизмом и республиканизмом между аграрным Западом и индустриально-финансовым Востоком. Этот первый американский  "экологический  кризис "обусловил переход от аграрного к технологическому росту и урбанизации отличающимся той же экстенсивной динамикой поскольку характерной чертой границы как своеобразного американского института является по Тернеру то что  "ее надо продвигать ".

      В условиях переосмысления последствия  " конца фронтира "и новых форм использования природных ресурсов формируются четыре основные социально-реформистские ориентации на взаимодействие общества и природной среды:консервационизм охранительная концепция экологизм и экономизм.

      Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют как правило консервационизм охранительное движение и экологизм (Монейхон Петулла Такер Милбрет ).

       "Проблема  (для консервационистов ) состояла в отыскании техники способствующей эффективному росту для тех кто уже контролировал землепользование и ресурсы - замечает Б.Вайсберг. - Консервационистское движение фактически сформировалось вокруг трудностей управления а не в связи с проблемами экологического разнообразия и стабильности ".

      В противоположность консервационистскому утилитаризму ("техноцентризму") охранительное движение ("биоцентризм") выступало за сохранение нетронутой дикой природы. Биоцентристы представляют инвайронментализм как определенный способ (состояние) бытия и определенный тип поведения когда охрана и рациональное природопользование могут быть лишь внешними проявлениями более глубоких мотивов и ценностных ориентаций.

      Экологисты наиболее близкие к академическим кругам  строят свою научную модель взаимодействия общества и природной среды основанную на объективных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества экологисты видят назначение социальной системы в том что она должна обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических процессов. Если требования среды к обществу так же обязательны как  и требования общества к среде то динамическое равновесие экосистемы представляется основным из этих требований. Экологическая ориентация соединяя черты биоцентризма с консервационалистским рационализмом  представляла образец  биоцентризма научно-экологического в отличие от "трансцендентального " в сочетаниии с реформизмом   скорее консультативного плана нежели административного.

      Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело целью прежде всего изучение закономерностей раразвития экосистемы в ее широком понимании ( включая человеческие сообщества ) и распространение этих знаний. Среди представителей экологизма –Дж. П. Марш   Э. Ист   Э. Росс и др. Экологисты предложили в целом три основные социально-экологические идеи сохранившие и до сих пор значение в инвайронменталистском теоретизировании. Идея “экосистемного холизма “ выражена А. Леопольдом:”Разумно то что стремится к сохранению целостности стабильности совершенства биологического общества. Неразумно все то что стремится к обратному” . Отсюда следует непреходящее значение “кульминационного” состояния экосистемы состояния динамического равновесия как наиболее оптимального результата эволюционного развития нарушение которого может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.

   Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности биоцентристами поскольку это холизм опосредованый: критерий разумности сформулированный   . А. Леопольдом относится не к каждому отдельному действию и его результатам и не к каждому отдельному объекту этого действия ( как у биоцентристов ) а к типу действий “ правилу ” практике в целом ее тенденции и к виду популяции.

“ Новая инвайронментальная парадигма “

    в социологии

Наступление”века инвайронментализма” датируется как правило началом 70-х годов когда со всей очевидностью проявились последствия экологического кризиса на Западе прежде всего в виде "энергетических" затруднений 1973 года . Деградация окружающей среды достигает таких размеров что экологическое "консервационистское" и прогрессистское движение перерастает в " радикально-инвайронментальное" ставящее под сомнение общепринятые постулаты о преимуществах технического прогресса. «Это такое же зло как и благо "- резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.

     В 70-е годы в США резко возрастает численность природоохранных организаций : к 1985 году их насчитывалось около 250 новых инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями " антироста " выступили К.Боулдинг Э.Майнш Э.Шумахер. Оппоненты "ростомании" находят единомышленников не только среди биоцентристов и экологистов  но и среди так называемых инвайронментальных экономистов.

     В результате "драматического пересмотра отношения к экспоненциальному росту" к состоянию окружающей среды и его социальным последствиям были достигнуты первые победы инвайронменталистов : в 1969 году был принят законопроект о национальной природоохранной политике -NEPA   в 1970 году 1 апреля объявлен днем защиты Земли  участие в котором президент Р.Никсон назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального патриотизма".

С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии : в 1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году на сессии АСА обсуждалась тема "Социальные корни инвайронментализма"; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в американских социологических журналах посвященных инвайронментализму. У.Кэттон и Р.Дэнлэп обобщая накопленный инвайронментализмом за последние десятилетия теоретический опыт  провозглашают " новую инвайронментальную парадигму "  в социологии закономерность проявления которой  обусловлена " изменением социальной реальности " .

    “Изменение социальной ситуации “ в начале 70-х годов является прежде всего причиной и источником активизации инвайронментальных идей в социологии. Сущность этого изменения выражается в понятии “экологический кризис”. Этим понятием инвайронменталисты объединяют такие явления как:загрязнение окружающей среды дефицит природных ресурсов перенаселение последствия урбанизации голод исчезновение некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются если не “социальными” то “социально значимыми” поскольку обусловлены развитием общества.

     Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом “от противного” и заявляется принципиальная новизна этих постулатов то очевидно что отвергаются все предшествовавшие социологические теории. Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт что на протяжении всей истории социологии по мнению инвайронментальных социологов . “Среда” трактуется преимущественно как часть ситуации социального воздействия в “терминах значения которое ей придается участниками взаимодействия” а не как равноправная в социальном взаимодействиипеременная (к средовым переменным относятся: уровень загрязнения темпы потребления энергии характер застройки и т.п.).  Эта изоляция “средовых” переменных была обусловлена социологическим “герметизмом” дисциплинарных традиций. Среди которых инвайронменталисты выделяют две основные: 1) чересчур жесткое определение предмета социологии дюркгеймианский  “социологизм”. ”Антиредукционистское табу”-социальный факт.

2) ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и значение. Которым индивид наделяет это действие  при этом физические и пространственные характеристики ситуации опять же игнорируются (веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др.).

    Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два основных периода: все что имело место до появления НЕР и собственно НЕР. Это деление обосновывается принадлежностью всех предшествующих НЕр теорий к одной парадигме которая получает название “парадигма человеческой исключительности”. А затем –“парадигма человеческой освобожденности” основным недостатком которой и является “игнорирование взаимозависимости социальных и “средовых”переменных”.

         В целом НЕР может быть описана следующими основоположениями:

1)           помимо генетической  наследственности люди обладают также и культурным наследием и поэтому отличны от всех остальных видов животных;

2)           социальные и культурные факторы (включая технологию) являются главными детерминантами человеческой деятельности;

3)           социальная и культурная среда является определяющим контекстом человеческой деятельности а биофизическая среда в основном безотносительна к ней;

4)           поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.

Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое инвайронменталисты выделяют некоторые общие их характеристики: антропоцентризм социальный оптимизм антиэкологизм берущие начало в “западном мировоззрении”. Для его описания предлагаются следующие посылки:

1)           люди существенно отличаются от всех других живых существ на Земле над которыми они доминируют;

2)           люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать все что необходимо для их достижения;

3)           мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности;

4)           история человечества-история прогресса каждая проблема принципиально разрешима и прогресс бесконечен.

       Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации НЕР выступает не только как научная парадигма описывающая и объясняющая “новую социальную реальность” но и соответствующих образцов поведения. Исследование взаимодействия социальных и “инвайронментальных” переменных способствовало формированию основоположений “новй парадигмы”:

1)           хотя люди обладают исключительными характеристиками (культура технология и т.п.) они остаются одними из многих видов взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;

2)           человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные последствия;

3)           люди живут в конечной биофизической среде ( и зависят от нее ) которая налагает потенциальные физические и биологические ограничения на человеческую деятельность;

4)            хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды все же экологические законы не утрачивают своей обязательности.

Очевидночто эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и NEP. Однако инвайронменталисты несмотря на свою ингилистическую манеру формирования новой парадигмы не хотят лишать ее предыстории и определенной методологической базы. Тем не менее NER все же имеет нечто общее с НЕР; в этом сравнении новая парадигма представляется скорее дополнением к “старой” акцентируя отдельные аспекты последней:

1)           NER согласна с тем что люди –исключительный вид но они все же должны рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых существ;

2)           Осознавая то что человеческая деятельность во многом обусловлена социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность;

3)           Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной активности NER  указывает на ограничения человеческой активности налагаемые биофизической средой;

4)           Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс социальный и технологический NER напротив считает что как бы ни были изобретательны люди их наука и технология в силах отменить экологические законы.

Число работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х годов возрастало что приводило к оформлению NER. “Все инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные переменные как релевантные в понимание человеческой деятельности и социальных организаций по крайней мере неявно (и зачастую не осознавая этого) противостояли НЕР ”-считают У.Кэттон и Р.Данлэп.

  В своей политической деятельности инвайронментальное движение ориентируется на участие в традиционных политических институтах с использованием традиционных политических средств. Еслиевропейские движения были тесно связаны с выступлениями “новых левых” студенческими волнениями и т.п. то инвайронментальное движение в США наследуя традиции элитизма мелиоризма прагматизма пришло на смену движениям “за гражданские права” и против вьетнамской войны. Вполне понятно что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе доктрины “морального тождества”.

   Кроме того американские инвайронменталисты не столь подвержены настроениям технофобии как европейские экологисты: значительная часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении экологических проблем на совершенствование технологий. Характеристиками инвайронментализма остаются биоцентристские ценности “пределы” материального развития настроения “антироста”. 

            К  настоящему времени американский инвайронментализм представляет собой ценностно-ориентированное (в отличие от нормативно-ориентированного соглашательского) движение которое объединяет около 12 тыс. Организаций число которых ежегодно увеличивается на 250. По результатам опросов инвайронментализму симпатизирует от 60 до 80 %  населения. Большинство организаций создано в последнее десятилетие. Достаточным основанием для членства в инвайронментальной организации считается признание существования экологической опасности. Хотя в движении и существуют определенные разногласия тенденций к расколу не намечается поскольку многие инвайронменталисты входят сразу в несколько локальных организаций. Лидерство принадлежит “высшему среднему” и “высшему” классу; около 10 % общественности США заявляют о принадлежности к этим организациям но активно участвует в их деятельности около 1%. Эта группа активистов-представители “среднего класса”  со сравнительно высоким уровнем образования и доходов.

  Среди наиболее крупных организаций выделяются: Совет по защите природных ресурсов ,   Институт инвайронментальной политики ,  Федерация национальной дикой природы ,  Фонд инвайронментальной защиты ,  Американская лига Исаака Уолтона ,  Сьерра Клаб ,  Национальное общество Одюбона ,   Ассоциация национальных парков и консервации ,  Общество дикой природы ,   Друзья земли. 

   Существенных разногласий по поводу средств политической борьбы за достижение новой социадьной политики у инвайронменталистов нет но остается разнообразие интерпритаций целей этой политики.

                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая в целом развитие американских социально-экологических концепций. Прежде всего следует отметить органическую связь инвайронментализма в особенности ранних его форм с социально-историческими условиями формирования американского образа жизни и соответствующего стиля мышления со свойственными ему элементами натурализма индивидуализма активизма локалистской идеологии и реформизма.

    Соединение рационализма и иррационализма в теоретических  основоположениях инвайронментализма обусловливает и пртиворечия возникающие уровнем ниже: сочетание реформизма как воплощения рациональных целей разрешения экологических проблем с предлагаемыми средствами их достижения.

   Заслуживает внимания также опыт эмпирических исследований социальных экологов и внедрения результатов в социальную среду. Кроме того немаловажным представляется более детальное изучение инвайронментализма как социального явления его идеологии связей с другими общественными движениями. Многообразие и актуальность вопросов которые еще могут быть представлены инвайронментализмом по ходу его развития трудно предугадать и невозможно переоценить.        

 

                          

  СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Социально-исторические и филосовские предпосылки инвайронментализма

“Новая инвайронментальная парадигма” в социологии

Заключение