Жизнь и творческий путь Д.Д.Бурлюка

Бурлюк Давид Давидович (09.07.1882–15.01.1967) — поэт, теоретик футуризма, прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина Харьков­ской губернии. Отец — выходец из "купцов-козаков" — с 1885 г., продав ху­тор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урождённая Л.И.Михневич — сестра фельетониста В.И.Михневича. Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.

В связи с частыми переездами семьи Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К.Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г. В 1898 г. поступил в Казанское художественное учи­лище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г., вернулся в Казань. Писательский дебют состоялся в херсонской газете "Юг" (первая публикация – 2 февраля 1899 г.). С 1902 по 1905 г. учился живо­писи (Мюнхенская Королевская академия искусств – у профессора Вилли Дица; парижская мастерская "Эколь де Базар" – у художника Кормона). В Париже познакомился с К.Бальмонтом, Б.Борисовым-Мусатовым, М.Волоши­ным, Е.Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом.

С 1907 г. семья переезжает в Чернодолинное имение гр. А.Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке "Стефанос". С этого времени система­тически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за грани­цей. В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и вая­ния. В 1909-1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы "будетян", объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны симво­листской эстетики. "Будетяне" искали новые пути развития искусства и поэ­зии, ориентируясь на художественный опыт французских "проклятых" поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). Группа именовала себя также "Гилея" (древне­греческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, - футуристами. Первый сборник группы – "Садок судей" (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е.Гуро, В.Каменского, В.Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось бла­годаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с В.В.Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния.

В 1912 г. по инициативе Бурлюка был выпущен сборник "Пощёчина общественному вкусу" (1912) с девизом "В защиту свободного искусства". Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в сов­ременной литературе и утверждались принципы нового поэтического направ­ления, основанные на самодовлеющем самотворчесве. Эпатирующий тон манифеста спровоцировал  критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912-1914 гг. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее  объединение поэтов и художников, близких футуризму. По его инициативе и при его участии выходят сборники "Садок судей" (второй) (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Ги­лея" (1913), "Затычка" (1913), "Требник троих. Сборник стихов и рисунков" (1914), "Рыкающий Парнас" (1914), а также журнал "Футуристы. Первый журнал русских футуристов" (1914). В сборниках печатались стихи, теорети­ческие статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты.

В те же годы Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живо­писи, принимает участие в диспутах. В 1913-1914 гг. вместе с В.Маяковским и В.Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провин­ции (в автобиографии Бурлюк называет 27 городов). Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В.Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 г. единогласно исключил их из учили­ща. В 1915 г. выходит сборник "Весеннее контрагентство муз", в 1916 – сбор­ник "Четыре птицы". В 1915-1917 гг. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие в последней выставке "Бубнового валета" в Москве. Летом 1918 г. остался за линией фронта. В 1918-1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири. В 1919-1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920-1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой М.Н.Бурлюк, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 г. приезжал в СССР.

Активная пропаганда футуристской эстетики создала Бурлюку репута­цию "отца российского футуризма", всячески им поддерживаемую (это опре­деление вынесено на обложки всех американских изданий Бурлюка). В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимо­сти искусства, право поэта на формальное изобретательство. Однако собст­венное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуально­стью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских "проклятых" поэтов; а позднее – экспрессионистских течений в поэзии и прозе.