Казахстан и страны СНГ

Распад Советского Союза и крах существовавшего свыше семидесяти лет на его территории общественного и государственного строя создали принципиально новую ситуацию в развитии обширного региона, населенного сотнями миллионов людей. Перед молодыми независимыми республиками встал ряд острых и сложных проблем, связанных как с обеспечением экономической независимости, так и с определением своего места в изменившейся геополитической структуре мира. Новые самостоятельные государства, относящиеся к категории стран с переходной экономикой, имели различные стартовые условия для начала коренных реформ, которые часто усугублялись политическими и даже военными кризисами. Там не менее реформы, направленные на преобразование административно-командной экономики в рыночное хозяйство и формирование открытой экономики, нацеленной на интеграцию в общую систему мирохозяйственных связей, в основе своей подчинялись следующему сценарию: либерализация, макроэкономическая стабилизация, создание организационно- правовой инфраструктуры рыночной экономики, приватизация. В СНГ реформы начались с либерализации без какого-то минимального подготовительного периода, необходимого для создания юридической базы для них. В результате ни в одной из стран СНГ реформы не обошлись без существенных потерь в экономике. В начале 90-х гг. в советских СМИ через различные каналы часто проводилась мысль, что, поскольку в странах СНГ (в первую очередь в России и Казахстане) очень много сырья и минеральных ресурсов, то эти страны быстро шагнут в новую рыночную систему и благосостояние населения будет расти изо дня в день, а вот страны Восточной Европы, у которых нет сырьевых ресурсов, без наших поставок обречены на нищету. Прошли годы. Страны СНГ только выбираются из кризиса, страны Восточной Европы – на экономическом подъеме. В чем существует разница? Прежде всего в управлении, основанном на высокой внутренней культуре. Правильное и честное макро- и микро- управление являются залогом успеха реформ. К настоящему времени можно констатировать, что всеми республиками пройден определенный этап процесса, имеющим принципиальное значение в формировании модели интеграции в систему международного разделения труда, является ломка прежних союзных отношений; сотрудничество между республиками стало формироваться на рыночных основах принципах в форме межгосударственных отношений. Что касается структуры торгово-экономических связей, то она характеризуется следующим образом. Экспорт стран-участниц СНГ в основном базируется на продукции добывающих отраслей и производств с низкой степенью обработки. Импорт же в основном ориентирован на продукцию высшей степени обработки – пищевой, легкой, химической, машиностроения и др. Ориентация на мировой рынок делает продукцию добывающих отраслей стран СНГ неизбежно препятствуют их спросу на продукцию отечественных обрабатывающих отраслей этих стран на мировом рынке. Экспорт стран Содружества в страны остального мира - основной источник поступления свободно конвертируемой валюты. В связи с этим почти все страны Содружества (кроме Кыргызстана, Таджикистана и Украины) увеличили объемы экспорта на рынках этих стран. Основными экспортерами товаров в страны остального мира остаются Россия (76%), Украина (10%) и Казахстан (5%), доля остальных стран Содружества незначительна и колеблется от 0,3% до 3%. На сегодняшний день Россия является главным и основным торговым партнером Казахстана. Республика проводит внешнеэкономическую политику, направленную на стимулирование товарооборота между двумя странами (снижение импортных тарифов по широкой номенклатуре товаров, включая автомобили, мебель, промышленное и сельскохозяйственное оборудование). В настоящее время интеграционный процесс уже не охватывает постсоветское пространство в целом; он пошел по отдельным регионам и группам стран. Это дробление отражает фрагментацию интересов постсоветских государств (от намерений создания единого экономического пространства в центрально - азиатской «тройке», Таможенного союза, ЕврАзЭС в «пятерке» до объединения государств в «двойке»). Каждое отдельное государство постсоветского пространства, по мере его проведения рыночных преобразований и экономического развития, постепенно, методами последовательного приближения, будет переходить из одного концентрического круга в другой, приближаясь к его ядрам, сердцевиной которого в Центральной Азии является Казахстан, а на постсоветском экономическом пространстве – Россия с ее мощным экономическим потенциалом. Развиваясь таким образом по пути экономического возрождения и прогресса, постсоветские республики будут формировать единое экономическое пространство, приближаясь к созданию Евразийского союза. На мой взгляд, процесс объединения республик бывшего СССР в Евразийский союз или иное сообщество охватит достаточно долговременный период. При разработке механизма интеграции в такое сообщество, несомненно, требуется изучить опыт других объединений крупнейших регионов мирового хозяйства.